Место «не по сунне» в исламском праве

07.02.2022 | 10721

Одно из расхождений между фикхом запущенного в массы упрощенного мазхаба буквалистского следования хадисам и фикхом классических школ исламского права — двумерность первого и многомерность вторых в распределении поступков по степеням шариатской ответственности.

У первого в ходу две категории: «по сунне» и «не по сунне».
«По сунне» в практике адептов этого направления означает, что есть конкретный хадис по конкретному вопросу и только указанным в хадисе образом поступать допустимо и более того — обязательно. И только совершенное указанным образом будет правильным, действительным и засчитанным в шариате.
«Не по сунне» означает, что конкретного хадиса нет, и это значит, что указанным образом поступать запрещено. Что совершенное «не по сунне» есть харам, нововведение, неправильно, недействительно, не засчитывается в шариате, и со всяким «не по сунне» необходимо вести отчаянную борьбу до последней клавиши на клавиатуре.
Уточнения и исключения воспринимаются и допускаются с большим трудом.

У знатоков исламского права «по сунне» означает, что некое дело не просто в общем законно, или не просто в общем разрешено, или не просто в общем желательно, но у его желательности есть дополнительные частные подтверждения в особых шариатских текстах. А «не по сунне» означает, что конкретных шариатских текстов о достоинстве указанного дела нет. И ничего более. Дело при этом может оставаться в общем желательным или в общем разрешенным согласно общему контексту вопроса и доказательной базы, может быть нежелательным или запретным при наличии требующих этого причин, как может при наличии соответствующих причин считаться плохим нововведением — тоже нежелательным или запретным. «Не по сунне» означает отсутствие дополнительного стимула его совершать или отсутствие стимула как такового, а не автоматически запрет, запретное нововведение, грех, недействительность, отступление от ислама, необходимость бороться, предостерегать и враждовать.

К выражению «не по сунне» близко по смыслу у правоведов выражение «не является желательным», которое указывает лишь на отсутствие шариатского стимула к совершению дела, но не на его запретность в шариате. (См. статью про «амин, я раббаль-алямин».)

Примеры работы с ситуацией «не по сунне» из практики правоведов.

Разрешенное «не по сунне».

Говорит Ахмад Рафи’ ат-Тахтави аль-Ханафи (ум. 1231 г.х.): «У нас (ханафитов) повторные протирания головы не считаются сунной, как это сказано в «Фатх аль-Кадир» и «аль-Фатава ат-татархания». Также у нас решено, что если кто-то протрет голову три раза, смачивая каждый раз руки свежей водой, то это не будет нежелательным. Однако, не будет также и сунной. Как и не будет считаться выражением шариатской культуры поведения».
См. «Хашия ат-Тахтави ‘аля Маракы аль-фалях», с. 71.

قال أحمد رافع الطهطاوي الحنفي (ت. 1231 هـ): «المسح لا يسن تكراره عندنا كما في الفتح وفي الخانية وعندنا لو مسح ثلاث مرات بثلاث مياه لا يكره ولكن لا يكون سنة ولا أدبا».
المصدر: «حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح»، ص. 71.

Имам шафиитов Мухьиддин ан-Навави (ум. 676 г.х.) пишет в «Минхадж ат-талибин»: «Дополнительные молитвы бывают двух видов. Один из них — это те, которые не является сунной делать в группе…»

Шамсуддин аш-Ширбини аш-Шафии (ум. 977 г.х.) комментирует: «Группа не является сунной для этого вида молитв по той причине, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, на постоянной основе придерживался совершения молитв этого вида в одиночку. Но так не вообще во всех обстоятельствах… Сунна заключается в том, чтобы группы для молитвы не было, хотя в группе она разрешена, и нет в этом ничего нежелательного».
См. «Мугни аль-мухтадж» 1/449-450.

قال إمام الشافعية محيي الدين النووي (ت. 676 هـ) في «منهاج الطالبين»: «صَلَاةُ النَّفْلِ قِسْمَانِ: قِسْمٌ لَا يُسَنُّ جَمَاعَةً…»

فعلق شمس الدين الشربيني الشافعي (ت. 977 هـ) في الشرح: «أَيْ لَا تُسَنُّ فِيهِ الْجَمَاعَةُ لِمُوَاظَبَتِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — عَلَى فِعْلِهِ فُرَادَى لَا عَلَى الْحَالِ… فَإِنَّ السُّنَّةَ أَنْ لَا يَكُونَ فِي جَمَاعَةٍ وَإِنْ جَازَ بِالْجَمَاعَةِ بِلَا كَرَاهَةٍ».
المصدر: «مغني المحتاج» 1/ 449-450.

Ханбалитский пример от Мансура аль-Бухути (ум. 1051 г.х.): «Разрешен (мубах) траур для получившей окончательный развод, будь то разведенная трижды или разведенная через выкуп, по единогласному мнению, как сказал автор «аль-Мубди». Однако, это не будет для нее сунной».
См. «Кашшаф аль-кына» 5/428.

قال منصور البهوتي الحنبلي (ت. 1051 هـ): «(وَيُبَاحُ) الْإِحْدَادُ (لِبَائِنٍ) كَالْمُطَلَّقَةِ ثَلَاثًا وَالْمُخْتَلِعَةُ بِالْإِجْمَاعِ ذَكَرَهُ فِي الْمُبْدِعِ لَكِنْ لَا يُسَنُّ».
المصدر: «كشاف القناع» 5/ 428.

Другой пример от аль-Бухути: атира и фараа.

Пишет имам: «Не является сунной «фараа» — жертвоприношение первого рожденного верблюдицей верблюжонка. Также не является сунной «атира» — жертвоприношение в месяц раджаб (до ислама — жертвоприношение идолам в первую декаду раджаба). Согласно хадису Абу Хурайры: «Нет в исламе фараа и нет атиры». Его передали аль-Бухари и Муслим. Оба этих вида жертвоприношения не являются нежелательными, потому что в хадисе подразумевается отрицание того, что они — сунна, а не их запрет (нахью.
См. «Дакаик ули ан-нуха» 1/616.

В другой книге он дополняет: «Они — фараа и атира — не являются нежелательными, потому что в хадисе подразумевается отрицание того, что они — сунна, а не запрет (харам) осуществления упомянутых жертвоприношений и не нежелательность. Однако требуется, чтобы это происходило не в виде уподобления тому, что было во время доисламского невежества, и это ясно, согласно хадису «кто уподобился какому-то народу, тот из него».
См. «Кашшаф аль-кына» 3/32.

قال البهوتي: «(وَلَا تُسَنُّ فَرَعَةٌ) وَتُسَمَّى الْفَرَعَ بِفَتْحِ الرَّاءِ فِيهِمَا وَهِيَ (نَحْوُ أَوَّلِ وَلَدِ النَّاقَةِ. وَلَا) تُسَنُّ (الْعَتِيرَةُ وَهِيَ ذَبِيحَةُ رَجَبٍ) لِحَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ مَرْفُوعًا «لَا فَرَعَ وَلَا عَتِيرَةَ فِي الْإِسْلَامِ» مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ (وَلَا يُكْرَهَانِ) أَيْ الْفَرَعَةُ وَالْعَتِيرَةُ ; لِأَنَّ الْمُرَادَ بِالْخَبَرِ نَفْيُ كَوْنِهِمَا سُنَّةً لَا لِنَهْيٍ عَنْهُمَا».
المصدر: «دقائق ألي النهى» 1/ 616.

وزاد في كتاب آخر له: «(وَلَا يُكْرَهَانِ) أَيْ: الْفَرَعَةُ وَالْعَتِيرَةُ؛ لِأَنَّ الْمُرَادَ بِالْخَبْرِ نَفْيُ كَوْنِهِمَا سُنَّةً، لَا تَحْرِيمُ فِعْلِهِمَا وَلَا كَرَاهَتُهُ وَلَكِنْ إذَا لَمْ يَكُنْ عَلَى وَجْهِ التَّشْبِيهِ بِمَا كَانَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ وَهَذَا وَاضِحٌ لِحَدِيثِ «مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ»».
المصدر: «كشاف القناع» 3/ 32.

Действительное «не по сунне».

Ахмад Рафи’ Ат-Тахтави аль-Ханафи отмечает: «… Молящемуся не следует поднимать руки, потому что не является сунной поднимать руки, опускаясь в поясной поклон и поднимаясь из него. Однако поднимание не портит молитву согласно правильному мнению (в мазхабе)».
См. «Хашия ат-Тахтави ‘аля Маракы аль-фалях», с. 284.

قال الطهطاوي الحنفي: «لا يرفع يديه إذ «لا يسن رفع اليدين» في حالتي الركوع وقيامه ولا يفسد الصلاة في الصحيح».
المصدر: «حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح»، ص. 284.

Шамсуддин аш-Ширбини аш-Шафии в объяснении вопроса о земных поклонах «тилява» во время молитвы говорит: «Не следует после них присаживаться для отдыха, и Аллах лучше знает. То есть это не будет сунной, поскольку не пришло в шариатских текстах. Более того: это нежелательно, но не нарушает действительность молитвы».
См. «Мугни аль-мухтадж» 1/445.

قال الشربيني الشافعي في سجدات التلاوة: «وَلَا يَجْلِسُ لِلِاسْتِرَاحَةِ بَعْدَهَا (وَاَللَّهُ أَعْلَمُ) أَيْ لَا يُسَنُّ لَهُ ذَلِكَ لِعَدَمِ وُرُودِهِ بَلْ يُكْرَهُ تَنْزِيهًا وَلَا تَبْطُلُ بِهِ صَلَاتُهُ».
المصدر: «مغني المحتاج» 1/ 445.

Желательное «не по сунне».

Ханафитский правовед Аляуддин аль-Хаскафи (ум. 1088 г.х.) пишет в «ад-Дурр аль-мухтар»: «Сивак — утвержденная сунна, как это сказано в «аль-Джавахир», использовать его нужно вместе с полосканием рта. Также говорится: перед полосканием. У нас считается, что такое его положение относится к совершению омовения, если только он не будет оставлен во время омовения по забывчивости».

Ибн Абидин (ум. 1252 г.х.) комментирует: «Из его слов следует, что если молящийся использовал сивак во время омовения, то для него не будет сунной использовать его перед молитвой…
Мне видится, что согласование возможно в том виде, что в их словах «такое его положение относится к совершению омовения» говорится о достоинстве, о котором сказано в хадисе, переданном Ахмадом, о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Молитва с сиваком лучше семидесяти молитв без сивака». То есть указанное достоинство будет обретено, если воспользоваться сиваком при совершении омовения. А у аш-Шафии оно будет обретено только если воспользоваться им перед молитвой. Это значит, что по нашему мнению все молитвы, совершенные с тем одним омовением с сиваком, получат упомянутое достоинство. В отличие от мнения аш-Шафии. Из этого не следует, что по нашему мнению использовать сивак перед каждой молитвой не будет желательным. Как оно может не быть желательным перед молитвой, которая представляет собой разговор со Всевышним Господом, если использовать сивак желательно даже перед посещением собрания людей?»
См. «Радд аль-мухтар» 1/113-114.

قال علاء الدين الحصكفي الحنفي (ت. 1088 هـ) في «الدر المختار»: «(وَالسِّوَاكُ) سُنَّةٌ مُؤَكَّدَةٌ كَمَا فِي الْجَوَاهِرِ عِنْدَ الْمَضْمَضَةِ، وَقِيلَ: قَبْلَهَا، وَهُوَ لِلْوُضُوءِ عِنْدَنَا إلَّا إذَا نَسِيَهُ».

فأفاد ابن عابدين (ت. 1252 هـ) في الحاشية: «وَمُفَادُهُ أَنَّهُ لَوْ أَتَى بِهِ عِنْدَ الْوُضُوءِ لَا يُسَنُّ لَهُ أَنْ يَأْتِيَ بِهِ عِنْدَ الصَّلَاةِ… وَيَظْهَرُ لِي التَّوْفِيقُ، بِأَنَّ مَعْنَى قَوْلِهِمْ: هُوَ لِلْوُضُوءِ عِنْدَنَا بَيَانُ مَا تَحْصُلُ بِهِ الْفَضِيلَةُ الْوَارِدَةُ فِيمَا رَوَاهُ أَحْمَدُ مِنْ قَوْلِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «صَلَاةٌ بِسِوَاكٍ أَفْضَلُ مِنْ سَبْعِينَ صَلَاةٍ بِغَيْرِ سِوَاكٍ» أَيْ أَنَّهَا تَحْصُلُ بِالْإِتْيَانِ بِهِ عِنْدَ الْوُضُوءِ. وَعِنْدَ الشَّافِعِيِّ لَا تَحْصُلُ إلَّا بِالْإِتْيَانِ بِهِ عِنْدَ الصَّلَاةِ. فَعِنْدنَا كُلُّ صَلَاةٍ صَلَّاهَا بِذَلِكَ الْوُضُوءِ لَهَا هَذِهِ الْفَضِيلَةُ خِلَافًا لَهُ، وَلَا يَلْزَمُ مِنْ هَذَا نَفْيُ اسْتِحْبَابِهِ عِنْدَنَا لِكُلِّ صَلَاةٍ أَيْضًا حَتَّى يَحْصُلَ التَّنَافِي. وَكَيْفَ لَا يُسْتَحَبُّ لِلصَّلَاةِ الَّتِي هِيَ مُنَاجَاةُ الرَّبِّ تَعَالَى مَعَ أَنَّهُ يُسْتَحَبُّ لِلِاجْتِمَاعِ بِالنَّاسِ».
المصدر: «رد المحتار» 1/ 113-114.

Нежелательное или менее уместное «не по сунне».

Говорит Ахмад ад-Дардир аль-Малики (ум. 1201 г.х.) в «аш-Шарх аль-кабир»: «К праздничной молитве не нужно призывать словами «ас-салятуль-джамиа» (ар. прибл.: общая молитва). То есть это не сунна и не рекомендуется. Наоборот, это будет нежелательно или обратно тому, что более предпочтительно».

Мухаммад ад-Дусукы (ум. 1230 г.х.) в комментарии добавил: «В «аль-Маджму» сказано, что объявлять «ас-салятуль-джамиа» разрешено. А запрет (нахью) в исходном тексте относится к тому случаю, когда есть убеждение, что (по шариату) требуется объявлять именно этими словами. Обрати на это внимание».
См. «Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-Шарх аль-кабир» 1/396-397.

قال أحمد الدردير المالكي (ت. 1201 هـ) في «الشرح الكبير»: «(وَلَا يُنَادَى) لِإِقَامَتِهَا (الصَّلَاةُ جَامِعَةٌ) أَيْ لَا يُسَنُّ وَلَا يُنْدَبُ بَلْ هُوَ مَكْرُوهٌ أَوْ خِلَافُ الْأَوْلَى».

وعلق محمد الدسوقي (ت. 1230 هـ) في الحاشية: «وَفِي المج أَنَّ الْإِعْلَامَ بِكَالصَّلَاةِ جَامِعَةٌ جَائِزٌ وَأَنَّ مَحَلَّ النَّهْيِ فِي الْمَتْنِ إذَا اعْتَقَدَ أَنَّ الْإِعْلَامَ مَطْلُوبٌ بِخُصُوصِ هَذَا اللَّفْظِ فَانْظُرْهُ».
المصدر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير». 1/ 396-397.

Говорит Мухаммад ‘Иллиш аль-Малики (ум. 1299 г.х.): «Для находящегося в пути только лишь для развлечения не является сунной сокращать молитвы. Более того: это для него нежелательно. И есть мнение, что просто разрешено (мубах), так что если он их сокращал, то не должен переделывать».
См. «Минах аль-Джалиль» 1/401.

قال محمد عليش المالكي (ت. 1299 هـ): «الْمُسَافِرِ لِمُجَرَّدِ التَّسَلِّي لَا يُسَنُّ لَهُ الْقَصْرُ بَلْ يُكْرَهُ. وَقِيلَ يُبَاحُ فَإِنْ قَصَرَ فَلَا يُعِيدُ».
المصدر: «منح الجليل» 1/ 401.

Шамсуддин ар-Рамли аш-Шафии (ум. 1004 г.х.) пишет об использовании сивака: «Не является сунной для постящегося использовать его после полудня в день поста. Более того, это нежелательно».
См. «Гая аль-баян», с. 37.

قال شمس الدين الرملي الشافعي (ت. 1004 هـ) في السواك: «(لَا) يسن (بعد زَوَال الصَّائِم) أى زَوَال شمس يَوْمه بل يكره».
المصدر: «غاية البيان»، ص. 37.

И как уже приводилось, шафиит аш-Ширбини в объяснении вопроса о земных поклонах «тилява» во время молитвы отмечает: «Не следует после них присаживаться для отдыха, и Аллах лучше знает. То есть это не будет сунной, поскольку не пришло в шариатских текстах. Более того: это нежелательно».
См. «Мугни аль-мухтадж» 1/445.

وقال الشربيني في سجدات التلاوة كما تقدم: «وَلَا يَجْلِسُ لِلِاسْتِرَاحَةِ بَعْدَهَا (وَاَللَّهُ أَعْلَمُ) أَيْ لَا يُسَنُّ لَهُ ذَلِكَ لِعَدَمِ وُرُودِهِ بَلْ يُكْرَهُ تَنْزِيهًا».
المصدر: «مغني المحتاج» 1/ 445.

От ханбалитов Мансур ибн Юнус аль-Бухути сообщает: «Не является сунной омывание внутренней части глаза ни во время малого (вуду), ни во время большого омовения (гусль). Более того, это нежелательно (макрух). Потому что от пророка, мир ему и благословение Аллаха, не передано, что он так поступал или велел поступать».
См. «Дакаик ули ан-нуха» 1/57.

قال البهوتي الحنبلي: «(لَا) يُسَنُّ (غَسْلُ دَاخِلِ عَيْنٍ) فِي وُضُوءٍ وَلَا غُسْلٍ بَلْ يُكْرَهُ، لِأَنَّهُ لَمْ يُنْقَلْ عَنْهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِعْلُهُ، وَلَا الْأَمْرُ بِهِ».
المصدر: «دقائق أولي النهى» 1/ 57.

«Не сунна делать» не значит «сунна не делать».

Пишет аль-Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии: «Сунна для конца молитвы (после первых двух ракятов) — чтение про себя. В отличие от чтения Корана (в этой части молитвы после аль-Фатихи), ведь не говорится, что сунна — оставлять чтение, а говорится, что чтение — не сунна».
См. «Мугни аль-мухтадж» 1/362.

قال الخطيب الشربيني الشافعي: «السُّنَّةَ فِي آخِرِ الصَّلَاةِ الْإِسْرَارُ بِخِلَافِ الْقِرَاءَةِ فَإِنَّهُ لَا يُقَالُ إنَّهُ يُسَنُّ تَرْكُهَا، بَلْ لَا يُسَنُّ فِعْلُهَا».
المصدر: «مغني المحتاج» 1/ 362.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (246 оценок, среднее: 2,79 из 5)
Загрузка...