Шейх Мухаммад Баджабир: О навязывании своего «более сильного» мнения в вопросах иджтихада

22.08.2017 | 6728

الشيخ محمد بن أحمد باجابر: ظاهرة إلزام الناس بـ «القول الراجح»

Говорит шейх Мухаммад Баджабир:

«И второе: я призываю моих братьев к скромности, избеганию превозношения, соблюдению культуры поведения с обладателями знания и остальными людьми. Знание, дорогие мои, иногда приходит к его обладателю вместе с неким самообольщением, высокомерием, наглостью, превозношением, чувством, что он знает, а остальные не знают. Полезное же знание сподвигает своего обладателя к скромности.

Мы уже вскользь упоминали, что имам Ахмад не написал книги по фикху. Знаете почему не написал книги по фикху? Почему имам Ахмад не написал книги по фикху? В то время как он составил сборник хадисов «Муснад». Самый большой сборник хадисов — это книга имама Ахмада. Приблизительно. (Поскольку известен сборник еще больше, но он утерян) Так почему же не написал книг по фикху? Потому что он не любил, чтобы люди передавали его слова. Не любил. Не радовался этому. Мы сейчас наоборот — радуемся, так или не так? Если какой-нибудь муфтий из нас даст фатву, и кто-то другой станет ему противоречить, какими будут ощущения? Или кто-то придет и скажет: «Шейх, ты дал мне такую-то фатву, но есть такой-то, он сказал не делать так, как ты сказал». Каким будет ответ ему? — «Нет! Действуй по моему мнению, прими мое мнение, мое мнение правильное, а его мнение несостоятельно, истина со мной, с ним ложь, со мной доводы, с ним нет доводов«. Разве не так?

И иногда некоторые из нас поступают так, и разгорается спор между требующими знание. Каким образом? — «Нет! Это мнение более сильное!» — И так далее. И спорит с несогласным. В обсуждении, которое происходит для пользы знания, нет проблем, но тут обсуждение становится спором, и его цель — проявить себя. Происходит спор и рассмотрение вопроса, а потом они идут к шейху со словами: «О шейх, некоторые люди говорят так-то, как нам их опровергнуть?« Нет способности и силы кроме как от Аллаха! Зачем тебе их опровергать? Если хочешь узнать как действовать в каком-то вопросе, то иди и спроси обладателей знания об этом и действуй. А приходить и спрашивать, чтобы опровергать… И он спорит по этому вопросу, чтобы доказать истину! Ведь истина это то, что у него. Истина с ним. А ложь с другим. И если бы он был откровенным лжецом, то даже сказал бы: «Ко мне пришел Джибриль и сказал, что это — истина». — Но не может так сказать. Не годится такое говорить.

Имам Ахмад не стремился к тому, чтобы каждый следовал его мнениям. Так или не так? А что касается нас, то приходит к нам Иблис и говорит нам… И иногда к некоторым требующим знание, и, я даже скажу: к некоторым шейхам — приходит к ним Иблис и говорит: «Нет! Ты должен разъяснить истину! Должен не скрывать истину! Должен донести правильное более сильное мнение!»Правильное у кого?

Имам Ахмад не стремился высказывать людям «правильное и более сильное мнение», которое сейчас называется «правильным и более сильным». Имам Ахмад совершал дела в соответствии с правильным и более сильным мнением для него. И если его спрашивали, то давал фатву в соответствии с ним. Разве не так? Однако он не устраивал споры с людьми за свое мнение. Если он видел человека, который противоречит ему в каком-либо вопросе, то не ходил за ним и не говорил: «Нет! Это более слабое мнение! У меня более сильное! Иди ко мне, я сообщу тебе его!»

Это учение, братья, построено на неправильной основе. Какова эта неправильная основа? Неправильная основа заключается в том, что ты стал носить твердое, но несостоятельное убеждение, что истина — это (однозначно именно) то, что ты узнал. Затем ты на этой неправильной основе построил неправильный вывод, неправильное постановление, которое заключается в том, что тебе обязательно нужно исправить людей, которые не высказывают, не придерживаются этого мнения. Покрывала тьмы — одно поверх другого.

А как же нужно поступать? Нужно придерживаться слабого и менее весомого мнения? Я говорил такое? Или призывал к этому? Я говорю: если какое-то мнение становится более сильным для ученого, то он придерживается его в обязательном порядке. Это обязательно, не желательно для него. И он обязан давать фатву исходя из этого мнения. Вы поняли меня? Однако, он не обязан воевать с людьми за свое мнение! Поняли этот вопрос?

Почему он не обязан воевать с людьми за это мнение? Как он может не воевать с людьми за него?! Как он может не бороться за него, не опровергать людей, не разгромить их, не заткнуть их, не лишить их дара речи, не обрубить их языки, тогда как их мнение… (более слабое)?! — А так, что когда он становится убежден в том, что это мнение более сильное, он убежден, что оно более сильное в его понимании, но он не может категорично утверждать, что это и есть то, что имел ввиду Аллах. И то, что имел ввиду Аллах, не знает никто, кроме Аллаха. И солгал, солгал, солгал тот, кто сказал, что Аллах в таком-то вопросе имел ввиду то-то, в то время как в этом вопросе разногласия, и это вопрос иджтихада обладателей знания. Кто говорит: «Аллах имел ввиду то-то», — тот наговаривает на Аллаха, не имея знания. Понятно?

Когда имаму Ахмаду говорили: «Твои мнения распространились в такой-то местности», — он отвечал: «Объявите, что я отказался от них, не хочу чтобы кто-либо следовал моим мнениям». Как он мог не хотеть того, чтобы люди следовали истине?! — Дорогой мой, он не был убежден, что его мнения — это категоричная истина. Он считал, что его мнения соответствуют истине, но при этом есть вероятность и обратного. Так или не так? Есть ли кто-нибудь, кто может категорично утверждать о своей правоте? Если кто-то категорично утверждает о своей правоте, значит он — безошибочный (безгрешный). Кто из нас безошибочен? Есть среди нас безошибочные? У нас, у приверженцев сунны, нет. У рафидитов есть. У них есть безошибочные (непогрешимые) имамы. Ясно? И я опасаюсь, что мы превзошли рафидитов. У рафидитов их двенадцать, а у нас сколько? У каждого свой шейх, и он безошибочен. Так не годится, братья. Это из подтасовок Иблиса».

См.: «Шарх ар-Рауд аль-мурби», 1.

См. также:

1. Можно ли порицать одних ученых за их противоречие другим? Можно ли порицать мусульман за следование мнениям других ученых? Речь о вопросах, в которых допустим иджтихад

2. Шейх Мухаммад Баджабир: Твой шейх смотрит на доводы, а остальные ученые в Тору и Евангелие? Что значит «более сильное мнение»?

3. Ибн Таймия: Призыв шайтана и напористость, упрямство, навязывание своего «более сильного» мнения «по сунне» в вопросах иджтихада

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (11 оценок, среднее: 4,36 из 5)
Загрузка...