Шейх Мухаммад Баджабир: Связь шариатского знания и естественных наук. Влияние естественнонаучных данных на фатвы

02.06.2018 | 5347

الشيخ محمد باجابر: صلة علم الشريعة بالعلوم التجريبية وعلم الطب خاصة

Текст перевода.

Говорит шейх: «Шариатское знание связано со многими из естественных наук. Вы меня понимаете? Если бы был среди нас специалист в науке… В какой науке? Например, в астрономии, то этот вопрос был бы для него ясен. В общем, шариатское знание, шариатские постановления имеют связь со многими мирскими науками. Из этих наук медицина. Ведь правоведы в древности выносили постановления по многим вопросам, исходя из той медицины, которая была в их время. Медицина их времени говорит: «Это вредно». — И они выносят постановление о запрете. Медицина говорит: «Это не вредит». — И они выносят постановление о дозволенности. Вы меня поняли? Многие шариатские постановления основываются на данных из других наук.

Естественно, эти другие науки не являются источником шариатских постановлений, источником являются Книга Аллаха (Коран) и сунна Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Книга Аллаха постановила и постановил шариат, что вредное запрещено, полезное разрешено и так далее. Но иногда мы не можем знать истинную суть чего-либо, кроме как посредством других наук. Как, например, было сказано о медицине. И эта наука из тех, которые имеют самую большую связь с шариатом. И из тех, в которых более всего нуждаются при познании определенных шариатских постановлений. И так же со многими другими науками. Сейчас почти в каждой из земных наук нуждается правовед (факых) при познании шариатских постановлений. Вы поняли меня?

Собственно, это странные слова. Слова, которые могут вызвать осуждение: «Это шариат что ли нуждается в других науках?!» — Нет. Шариат возвращается к Корану и сунне. Но в том, что касается применения шариатских постановлений в действительности, иногда мы не можем знать какова эта действительность, кроме как посредством этих наук. Понятно? Эти науки не отделены от шариата. Наоборот, мы нуждаемся в них. Ясно то, что я говорю?

И не может быть… Мы говорим: в древности у правоведов была слабая медицина, и они опирались на слабую медицину при применении шариатских положений на практике. В понимании того, какое постановление (является подходящим). Так каково же сейчас, когда медицина изменилась, когда современные науки получили большое развитие

Имам аль-Карафи о важности изучения нерелигиозных естественных наук

Пишет Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики (ум. 684 г.х.): «Сколько же истины во множестве вопросов скрылось от правоведов и правителей (или: судей) по причине их невежества в математике, медицине и инженерии. Обладателям высоких стремлений следует не оставлять постижения наук насколько это возможно для них.

Не видал у людей я страшнее того недостатка,
С коим век коротает способный на полноценность».

См. «аз-Захыра» 5/502.

قال القرافي المالكي في أهمية تعلم العلوم الدنيوية الطبيعية:

«وَكَمْ يَخْفَى عَلَى الْفُقَهَاءِ وَالْحُكَّامِ الْحَقُّ فِي كَثِيرٍ مِنَ الْمَسَائِلِ بِسَبَبِ الْجَهْلِ بِالْحِسَابِ والطب والهندسة فَيَنْبَغِي لِذَوي الْهم الْعَلِيَّةِ أَنْ لَا يَتْرُكُوا الِاطِّلَاعَ عَلَى الْعُلُومِ مَا أَمْكَنَهُمْ ذَلِكَ
فَلَمْ أرَ فِي عُيُوبِ النَّاسِ عَيْبًا … كَنَقْصِ الْقَادِرِينَ عَلَى التَّمَامِ».

انظر: «الذخيرة» 5/ 502.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...