Изучение того, в постижении чего задействован только разум, не гарантирует очищения сердца. Имам Ибн аль-Джаузи
17.03.2018 | 6060
الإمام ابن الجوزي: اشتغال بالعلوم دون الرقائق والسير لا يكفي في صلاح القلب
Писал имам Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали: «Я считаю, что занятости фикхом и прослушиванием хадисов, можно сказать, недостаточно для праведного состояния сердца, если только не добавить к этому (хадисы), смягчающие сердце и чтение жизнеописаний праведных предшественников. Само по себе знание о дозволенном и запретном не сильно влияет на смягчение сердца.
Смягчается сердце от хадисов, которые задевают чувства, и сообщений о праведных предшественниках. Поскольку и то и это все так же считается целью передачи, и в то же время оно переходит из образа дел, которые велено выполнять, в ощущения, получаемые от их смысла, и того, что подразумевается в них.
Я сообщаю тебе об этом только после того, как (сам) занялся исправлением (данного обстоятельства) и прочувствовал это. Потому что я обнаружил, что большинство мухаддисов и учащихся, занятых хадисами, озабочены заполучением хадисов с самыми короткими иснадами и умножением количества прослушанных ими (с иснадами) собраний хадисов. А большинство правоведов заняты науками диспута и тем, с помощью чего могут одержать верх над оппонентом. Как при этом всем может смягчиться сердце?!
А некоторые из праведных предшественников (саляфов) приходили к праведным рабам (Аллаха), чтобы посмотреть на то, как они себя держат и как себя ведут, а не за их знаниями. Потому что их благообразие и их поведение — это плод их знания. Пойми же это и добавь к изучению фикха и поиску хадисов чтение жизнеописаний предшественников и аскетов, чтобы это стало причиной смягчения твоего сердца».
См. «Сейд аль-хатыр», с. 228-229.
قال الإمام عبد الرحمن بن الجوزي الحنبلي: «رأيت الاشتغال بالفقه وسماع الحديث لا يكاد يكفي في صلاح القلب؛ إلا أن يمزج بالرقائق، والنظر في سير السلف الصالحين.
فأما مجرد العلم بالحلال والحرام، فليس له كبير عمل في رقة القلب؛ وإنما ترق القلوب بذكر رقائق الأحديث، وأخبار السلف الصالحين؛ لأنهم تناولا مقصود النقل، وخرجوا عن صور الأفعال المأمور بها إلى ذوق معانيها والمراد بها. وما أخبرتك بهذا إلا بعد معالجة وذوق، لأني وجدت جمهور المحدثين وطلاب الحديث همة أحدهم في الحديث العالي، وتكثير الأجزاء، وجمهور الفقهاء في علوم الجدل، وما يغالب به الخصم. وكيف يرق القلب مع هذه الأشياء؟!
وقد كان جماعة من السلف يقصدون العبد الصالح للنظر إلى سمته وهديه لا لاقتباس علمه، وذلك أن ثمرة علمه هديه وسمته. فافهم هذا، وامزج طلب الفقه والحديث بمطالعة سير السلف والزهاد في الدنيا، ليكون سببًا لرقة قلبك».
انظر: «صيد الخاطر»، ص. 228-229.