Обязательно ли в любом случае принимать наставление (насыху) и подчиняться тому, кто его делает?

2 месяца назад | 119

هل يجب قبول كل نصيحة وطاعة لكل من يأتي بها؟

Говорит шейх Мухаммад Али Фаркус: «Насыха (искренний совет, искреннее наставление, проявление искреннего отношения) сама по себе является в общем «фардом кифая». Если кто-то сделал ее, то считается, что она исполнена, и спадает ответственность за это с других. Только вот содержание искреннего наставления (нусх) согласно Исламу должно быть сопряжено с истинным знанием и урегулировано справедливостью. Независимо от того, содержит ли данный искренний совет обязательное (уаджиб) положение, желательное (мандуб), или нечто находящееся в плоскости разрешенного (джауаз) между желательным (надб) и предпочтительным.

Затем, независимо от того, каков мазхаб (здесь: направление, течение) обратившегося с наставлением и каково его направление в вероубеждении, никак не считаются относящимися к искреннему наставлению те речи,
— в которых нет (шариатского) знания,
— или содержащие то, что противоречит исламскому шариату, его принципам и положениям,
— или являющиеся комплексом ложных, несостоятельных взглядов,
— или содержащие постановление отвергаемое шариатскими текстами, единогласием (иджма) исламской общины, или очевидной аналогией (кыяс джалий),
— или если эти речи поддерживают положение, которое является отмененным или более слабым,
и так далее.

Таким образом, каждому обладающему разумом стало ясно, что принятие наставления и действие в соответствии с его содержанием различается в зависимости от того правового положения, которое оно содержит и несет в себе. И не отрицает этого никто, кроме гордеца, утопившего свое сердце в невежестве, или озлобленности и зависти».

См.: «Масляк ан-насыха уа куюд аль-ильтизам ат-тарбауи», http://ferkous.com/home/?q=art-mois-47

قال الشيخ محمد علي فركوس:

«والنصيحةُ من حيث ذاتُها فرضُ كفاية -في الجملة- يُجْزَى فيه من قام به ويسقط عن الآخرين، غير أنَّ النصح في الإسلام ينبغي أن يكون محتواه لصيقًا بالعلم بالحقِّ ومصطبغًا بالعدلِ، سواء كان مضمونُ النصيحةِ واجبًا أو مندوبًا أو دائرًا في جوازهِ بين الندبِ والأحرويةِ. هذا، وبغضِّ النظرِ عن مذهب الناصح وتوَجُّهِه العقدِي فلا يُعَدُّ من قبيلِ النصيحةِ -أصلاً- تلكَ المضامينُ المفرغةُ من العلم أو ما ينافي شرعَ الإسلام ومبادئَه وأحكامَه؛ أو كانت عُشًّا للباطلِ؛ أو حملت حُكمًا مردودًا بالنصوصِ الشرعية أو معارضًا بإجماعِ الأمَّة أو بالقياس الجلي؛ أو أظهرت تلك المضامينُ حكمًا منسوخًا أو مرجوحًا ونحو ذلك.
فصار -والحالُ هذِه– واضحًا لكلِّ ذي لبٍّ أن قَبُولَ النصيحةِ والعملَ بمقتضاها يختلفُ باختلافِ حكمِ محتواها ومضمونها، ولا يجحدُ هذِه الحقيقةَ إلاَّ مُسْتَعْلٍ مغمورٌ قلبُه بالجهلِ أو بالحقدِ والحسدِ».
انظر: «مسلك النصيحة وقيود الالتزام التربوي».

Писал немногим более трех лет назад шейх Махир аль-Кахтани, подход которого к данному вопросу несколько отличается, но результат схож с тем, что утвердил шейх Мухаммад Фаркус: «В-третьих: есть разница между отвержением искреннего наставления тем, кому оно делается, и разъяснением с доводом ошибки в наставлении. Не отвергая искреннее наставление само по себе, а чтобы пояснить, что оно неуместно, как со стороны (шариатского) знания, так и со стороны действительного положения. Такой человек не считается «отвергающим искренние наставления».
Например, кому-то сказали: «Я тебе искренне советую делать джихад в Сирии». — А он ответил: «Это не джихад, а порча*. Нет там силы, чтобы устрашить врага. А Аллах сказал: «Которой вы устрашите врага Аллаха». В таком случае не разрешается давшему этот совет распространять речи, что такой-то — высокомерен и не принимает наставления. Более того: обратная характеристика такого положения и будет верной. Ведь это (обвинение в высокомерии) — попытка ловли рыбы в мутной воде и искажение действительности. «И не преуспеет колдун (искажающий видение действительности), с какой бы стороны ни подошел».

См. «Аль-Фарк байна радд ан-насыха уа радд аль-мансух лит-та’йир уа ллязи максудух аль-искат», http://www.al-sunan.org/vb/showthread.php?t=10404

* Это утверждение не соответствует тому, что постановил Комитет Больших Ученых КСА, и что понимается из слов шейха аль-Люхейдана и шейха аль-Аббада: https://muntaqa.info/sirija

وكتب الشيخ ماهر القحطاني في هذا الموضوع بمسلك آخر لكن نتيجته تشبه لما قرره الشيخ فركوس:

«ثالثا — ان يفرق بين رد النصيحة من المنصوح وبيان الخطا في النصيحة بدليله لا لردها ولكن لبيان انها ليست في موقعها علما وواقعا
فليس ممن يرد النصيحه
مثلا من قيل له: انصحك ان تجاهد في سوريا
فقال: لا ليس ذا بجهاد بل فساد* ليس فيه قوة لارهاب العدو والله يقول ترهبون به عدوا الله فلا يحل للطرف الناصح حينئذ ان يشيع انه متعالي يرد النصيحة
بل سيكون العكس هو الصحيح
وهو من باب الاصطياد في الماء العكر وقلب الحقائق ولايفلح الساحر حيث اتى».
انظر: «الفرق بين رد النصيحة ورد المنصوح للتعيير والذي مقصوده الإسقاط»

* هذا التقرير مخالف لما أصدرته هيئة كبار العلماء بالسعودية ولما يفهم من كلام الشيخ اللحيدان والشيخ العباد: https://muntaqa.info/sirija

Правила, касающиеся того, кто делает искреннее наставление (насыху): https://muntaqa.info/ahmad-odobrjaemoe

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...