Имам ас-Саффарини: Кто такой пророк и кто такой посланник? Известно ли их количество?
12.02.2018 | 7213
الإمام السفاريني: من هو النبي ومن هو الرسول؟ وهل يعلم عددهم؟
Писал имам Шамсуддин Абу аль-Аун Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини аль-Ханбали о значении слова «пророк»: «Это человек, которому было дано откровение с шариатом (с некими религиозными положениями), даже если ему не было велено доносить это людям. А если ему было велено доносить это людям, то он кроме того еще и посланник, согласно известному мнению.
Между пророком и посланником зависимость как между общим и частным: каждый посланник — пророк, но не каждый пророк — посланник.
Посланник имеет более высокую степень чем пророк по единогласному мнению, поскольку он отличается посланнической миссией, которая имеет большее значение, чем пророчество согласно более правильному мнению, отличному от мнения Ибн Абдуссаляма. Посланничество лучше с той стороны, что оно направлено на наставление общины, а пророчество касается самого пророка. Посланничество в сравнении с пророчеством — это как ученый в сравнении с человеком, занятым поклонением».
См. «Ляуами’ аль-анвар аль-бахия» 1/49-50.
قال الإمام شمس الدين أبو العون محمد بن أحمد السفاريني الحنبلي في بيان معنى «النبي»: «وَهُوَ إِنْسَانٌ أُوحِيَ إِلَيْهِ بِشَرْعٍ، وَإِنْ لَمْ يُؤْمَرْ بِتَبْلِيغِهِ، فَإِنْ أُمِرَ بِتَبْلِيغِهِ فَهُوَ رَسُولٌ أَيْضًا عَلَى الْمَشْهُورِ،
فَبَيْنَ النَّبِيِّ وَالرَّسُولِ عُمُومٌ وَخُصُوصٌ مُطْلَقٌ، فَكُلُّ رَسُولٍ نَبِيٌّ، وَلَيْسَ كُلُّ نَبِيٍّ رَسُولًا.
وَالرَّسُولُ أَفْضَلُ مِنَ النَّبِيِّ إِجْمَاعًا ; لِتَمَيُّزِهِ بِالرِّسَالَةِ الَّتِي هِيَ أَفْضَلُ مِنَ النُّبُوَّةِ عَلَى الْأَصَحِّ خِلَافًا لِابْنِ عَبْدِ السَّلَامِ، وَوَجْهُ تَفْضِيلِ الرِّسَالَةِ ; لِأَنَّهَا تُثْمِرُ هِدَايَةَ الْأُمَّةِ، وَالنُّبُوَّةُ قَاصِرَةٌ عَلَى النَّبِيِّ، فَنِسْبَتُهَا إِلَى النُّبُوَّةِ كَنِسْبَةِ الْعَالِمِ إِلَى الْعَابِدِ».
انظر: «لوامع الأنوار البهية وسواطع الأسرار الأثرية لشرح الدرة المضية في عقد الفرقة المرضية» 1/ 49-50.
И дополнил в другом месте: «Посланник — это человек, которому через откровение дан шариат и велено донести его людям. А если ему не велено донести его, то это только пророк, как уже пояснялось в начале книги.
В «Сахихе» Ибн Хиббана передано, что нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, спросили о количестве пророков, и он ответил: «Сто двадцать четыре тысячи (124000). Из них триста тринадцать (313) — посланники». В другой версии: «… триста четырнадцать».
Но предпочтительнее не ограничивать их определенным числом, поскольку хадис слабый, и, возможно, в его смысле есть несоответствие словам Всевышнего: «Из них есть те, о которых Мы тебе рассказали, и есть те, о которых Мы не рассказали тебе». (Прощающий, 78) А в таком случае не будет безопасности насчет того, что к ним будут отнесены те, кто в действительности не из них, или из их числа будут исключены те, кто в действительности из них.
И «обладатели твердого духа и решимости» из них — пятеро: Мухаммад, Ибрахим, Муса, Иса и Нух, да благословит их Аллах и ниспошлет мир».
См. «Ляуами’ аль-анвар аль-бахия» 2/258.
وقال في موضع آخر: «الرَّسُولُ إِنْسَانٌ أُوحِيَ إِلَيْهِ بِشَرْعٍ وَأُمِرَ بِتَبْلِيغِهِ، فَإِنْ لَمْ يُؤْمَرْ بِتَبْلِيغِهِ فَنَبِيٌّ فَقَطْ، وَتَقَدَّمَ فِي صَدْرِ الْكِتَابِ،
«وَسُئِلَ نَبِيُّنَا مُحَمَّدٌ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — كَمَا فِي صَحِيحِ ابْنِ حِبَّانَ عَنْ عَدَدِ الْأَنْبِيَاءِ فَقَالَ: مِائَةُ أَلْفٍ وَأَرْبَعَةٌ وَعِشْرُونَ أَلْفًا، الرُّسُلُ مِنْهُمْ ثَلَاثُمِائَةٍ وَثَلَاثَةَ عَشَرَ. وَفِي رِوَايَةٍ: أَرْبَعَةَ عَشَرَ» . وَالْأَوْلَى عَدَمُ حَصْرِهِمْ فِي عَدَدٍ مُعَيَّنٍ؛ لِأَنَّ الْحَدِيثَ ضَعِيفٌ، وَرُبَّمَا خَالَفَ قَوْلَهُ تَعَالَى {مِنْهُمْ مَنْ قَصَصْنَا عَلَيْكَ وَمِنْهُمْ مَنْ لَمْ نَقْصُصْ عَلَيْكَ} [غافر: 78] فَلَا يُؤْمَنُ مِنْ دُخُولِ مَنْ لَيْسَ مِنْهُمْ فِيهِمْ، وَخُرُوجِ بَعْضِهِمْ عَنْهُمْ،
وَأُولُوا الْعَزْمِ مِنْهُمْ خَمْسَةٌ مُحَمَّدٌ وَإِبْرَاهِيمُ وَمُوسَى وَعِيسَى وَنُوحٌ عَلَيْهِمُ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ».
انظر: «لوامع الأنوار البهية وسواطع الأسرار الأثرية لشرح الدرة المضية في عقد الفرقة المرضية» 2/ 258.