Имам аль-Музани о том, как с высоты своего понимания религии его проучил имам аш-Шафии и направил к изучению фикха

23.12.2017 | 6648

الإمام المزني يحدث كيف أدبه الإمام الشافعي مِن علو حكمته وقوة فهمه للدين وأرشده إلى علم الفقه

Рассказывал Усман ибн Саид аль-Анматы, что он слышал, как аль-Музани говорил:

«Я увлекался калямом (познанием/утверждением убеждений через доводы разума; в те времена его развивали му’тазилиты) прежде чем (в Египет) прибыл аш-Шафии. Когда он прибыл, я пришел к нему и спросил об одном из вопросов каляма.
Он ответил: «Ты понимаешь, куда ты попал?»
Я сказал: «Да, в мечеть аль-Фустат».
Он сказал: «Ты в водовороте Таран»».

— Усман (аль-Анматы) пояснил: «Таран — это область в Красном море, в которой почти ни одно судно не может уцелеть». —

«Затем он (аш-Шафии) задал мне (аль-Музани) вопрос из фикха, и я ответил. Но он упомянул что-то, что делало мой ответ неправильным. Тогда я дал другой ответ, и он снова упомянул что-то, что делало мой ответ неправильным. И каждый раз, когда я отвечал, он упоминал что-то, что делало мой ответ неправильным.
Затем он сказал мне: «Это — фикх, который состоит из Корана, сунны и мнений людей, и в нем бывает такое. А что тогда говорить насчет разговоров (или: насчет каляма) о Господе миров, в которых много ошибок?»
Тогда я (аль-Музани) оставил калям и занялся фикхом«.
См. Аль-Байхакы «Манакыб аш-Шафии» 1/458, аз-Захаби «Сияр а’лям ан-нубаля» 10/25-26.

قال عُثْمَانَ بنَ سَعِيْدِ بنِ بَشَّارٍ الأَنْمَاطيَّ، سَمِعْتُ المُزَنِيَّ يَقُوْلُ:
كُنْتُ أَنْظُرُ فِي الكَلاَمِ قَبْلَ أَنْ يَقْدَمَ الشَّافِعِيُّ، فَلَمَّا قَدِمَ أَتَيْتُهُ، فَسَأَلْتُهُ عَنْ مَسْأَلَةٍ مِنَ الكَلاَمِ، فَقَالَ لِي: تَدْرِي أَيْنَ أَنْتَ؟
قُلْتُ: نَعَمْ، فِي مَسْجِدِ الفُسْطَاطِ.
قَالَ لِي: أَنْتَ فِي تَارَانَ — قَالَ عُثْمَانُ: وَتَارَانُ مَوْضِعٌ فِي بَحْرِ القُلْزُمِ، لاَ تَكَادُ تَسْلَمُ مِنْهُ سَفِيْنَةٌ — ثُمَّ أَلقَى عَلَيَّ مَسْأَلَةً فِي الفِقْهِ، فَأَجَبْتُ، فَأَدْخَلَ شَيْئاً أَفْسَدَ جَوَابِي، فَأَجَبْتُ بِغَيْرِ ذَلِكَ، فَأَدْخَلَ شَيْئاً أَفْسَدَ جَوَابِي، فَجَعَلْتُ كُلَّمَا أَجَبْتُ بِشَيْءٍ، أَفْسَدَهُ.
ثُمَّ قَالَ لِي: هَذَا الفِقْهُ الَّذِي فِيْهِ الكِتَابُ وَالسُّنَّةُ وَأَقَاوِيْلُ النَّاسِ، يَدْخُلُهُ مِثْلُ هَذَا، فَكَيْفَ الكَلاَمُ فِي رَبِّ العَالِمِيْنَ، الَّذِي فِيْهِ الزَّلَلُ كَثِيْرٌ؟
فَتَرَكْتُ الكَلاَمَ، وَأَقْبَلْتُ عَلَى الفِقْهِ
انظر: «مناقب الشافعي» للبيهقي 1/ 458، «سير أعلام النبلاء» للذهبي 10/ 25-26.

В другой версии эта история передается с дополнительными подробностями.
Говорил Али ибн Мухаммад ибн Абан аль-Кады, что сообщил ему Абу Яхья Закария ас-Саджи, что аль-Музани ему рассказывал следующее:

«Я сказал себе: если кто-то и сможет извлечь то, что (тяготило) меня в душе, и к чему привязались мои мысли в вопросе единобожия, то это аш-Шафии. Я направился к нему, а он был в одной из мечетей Египта. Когда я склонил перед ним колени, сказал: «Стал навязчивым в моей душе кое-какой вопрос о единобожии, и я узнал, что кое-кто (или: никто) не знает того, что знаешь ты. Так что ты можешь сказать (по моему вопросу)?»
Он разозлился, затем сказал: «Понимаешь ли ты, куда попал?»
Я сказал: «Да».
Он сказал: «Это (твой вопрос) — то место, в котором Аллах утопил фараона. Дошло ли до тебя, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел спрашивать об этом?»
Я сказал: «Нет».
Он сказал: «А высказались ли об этом сподвижники?»
Я сказал: «Нет».
Он сказал: «Знаешь ли ты, сколько звезд на небе?»
Я сказал: «Нет».
Он сказал: «А хотя бы об одной из них знаешь ли ты из какого она вида, знаешь ли о ее восходе, заходе и из чего сотворена?»
Я сказал: «Нет».
Он сказал: «Ты не знаешь того из творений, что видишь своими глазами, как же ты можешь вести разговоры о (по)знании их Творца?»
Затем он задал мне вопрос, касающийся омовения, и я ошибся в ответе на него. Затем он представил его в четырех вариантах, и ни в одном я не дал правильного ответа.
Он (аш-Шафии) сказал: «Ты оставляешь знание о том, в чем нуждаешься каждый день по пять раз, и занимаешь себя знанием Творца. Если привязались к тебе эти мысли, то вернись к Аллаху, к словам Всевышнего: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного. Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих». (Корова, 143-144) — Используй творения в качестве довода на Творца и не загружай себя тем, чего не достиг твой разум».
Аль-Музани сказал: «И я покаялся».
См. Аз-Захаби «Сияр а’лям ан-нубаля» 10/31-32.

وفي رواية أخرى:

قَالَ عَلِيُّ بنُ مُحَمَّدِ بنِ أبَانَ القَاضِي: حَدَّثَنَا أَبُو يَحْيَى زَكَرِيَّا السَّاجِيُّ، حَدَّثَنَا المُزَنِيُّ، قَالَ: قُلْتُ: إِنْ كَانَ أَحَدٌ يُخْرِجُ مَا فِي ضَمِيرِي، وَمَا تَعَلَّقَ بِهِ خَاطِرِي مِنْ أَمْرِ التَّوْحِيْدِ فَالشَّافِعِيُّ، فَصِرْتُ إِلَيْهِ، وَهُوَ فِي مَسْجِدِ مِصْرَ، فَلَمَّا جَثَوْتُ بَيْنَ يَدَيْهِ، قُلْتُ: هَجَسَ فِي ضَمِيرِي مَسْأَلَةٌ فِي التَّوْحِيْدِ، فَعَلِمْتُ أَنَّ أَحَداً لاَ يَعْلَمُ عِلْمَكَ، فَمَا الَّذِي عِنْدَكَ؟
فَغَضِبَ، ثُمَّ قَالَ: أتَدْرِي أَيْنَ أَنْتَ؟
قُلْتُ: نَعَمْ.
قَالَ: هَذَا المَوْضِعُ الَّذِي أَغْرَقَ اللهُ فِيْهِ فِرْعَوْنَ. أَبَلَغَكَ أَنَّ رَسُوْلَ اللهِ -صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ- أَمَرَ بِالسُّؤَالِ عَنْ ذَلِكَ؟
قُلْتُ: لاَ.
قَالَ: هَلْ تَكَلَّمَ فِيْهِ الصَّحَابَةُ؟
قُلْتُ: لاَ.
قَالَ: تَدْرِي كَمْ نَجْماً فِي السَّمَاءِ؟
قُلْتُ: لاَ.
قَالَ: فَكَوْكَبٌ مِنْهَا: تَعْرِفُ جِنْسَهُ، طُلُوْعَهُ، أُفُولَهُ، مِمَّ خُلِقَ؟
قُلْتُ: لاَ.
قَالَ: فَشَيْءٌ تَرَاهُ بِعَيْنِكَ مِنَ الخَلْقِ لَسْتَ تَعْرِفُهُ، تَتَكَلَّمُ فِي عِلْمِ خَالِقِهِ؟!
ثُمَّ سَأَلَنِي عَنْ مَسْأَلَةٍ فِي الوُضُوْءِ، فَأَخْطَأْتُ فِيْهَا، فَفَرَّعَهَا عَلَى أَرْبَعَةِ أَوْجُهٍ، فَلَمْ أُصِبْ فِي شَيْء مِنْهُ.
فَقَالَ: شَيْءٌ تَحْتَاجُ إِلَيْهِ فِي اليَوْمِ خَمْسَ مَرَّاتٍ، تَدَعُ عِلْمَهُ، وَتَتَكَلَّفُ عِلْمَ الخَالِقِ، إِذَا هَجَسَ فِي ضَمِيرِكَ ذَلِكَ، فَارْجِعْ إِلَى اللهِ، وَإِلَى قَوْلِهِ تعَالَى: {وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَ إِلهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيْم … إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ … } الآيَةَ [البَقَرَةُ: 163 و164] فَاسْتَدِلَّ بِالمَخْلُوْقِ عَلَى الخَالِقِ، وَلاَ تَتَكَلَّفْ عِلْمَ مَا لَمْ يَبْلُغْهُ عَقْلُكَ.
قَالَ: فَتُبْتُ
انظر: «سير أعلام النبلاء» 10/ 31-32.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (16 оценок, среднее: 4,19 из 5)
Загрузка...