Использование слабых хадисов из категории «мурсаль» и одно нововведение

24.10.2017 | 6359

Слабый хадис из категории «мурсаль» принимается в качестве довода большинством правоведов исламской общины

Писал имам ан-Навави аш-Шафии: «Малик, Абу Ханифа, Ахмад и большинство правоведов склонились к разрешенности использования хадиса «мурсаль» в качестве доказательства».
См. «Шарх Сахих Муслим» 1/132.

قال الإمام النووي الشافعي: «وَذَهَبَ مَالِكٌ وَأَبُو حَنِيفَةَ وَأَحْمَدُ وَأَكْثَرُ الْفُقَهَاءِ إِلَى جَوَازِ الِاحْتِجَاجِ بِالْمُرْسَلِ».
انظر: «شرح صحيح مسلم» 1/ 132.

Говорит хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Использование хадиса «мурсаль» в качестве довода передано от жителей Куфы и от жителей Ирака в общем. Также передал это аль-Хаким от Ибрахима ан-Нахаи, Хаммада ибн Аби Сулеймана, Абу Ханифы и двух его товарищей (Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани).
И сказал Абу Дауд ас-Сиджистани в послании мекканцам: «А что касается хадисов «мурсаль», то ученые раньше использовали их в качестве доказательства. Для примера, так поступал Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас, аль-Аузаи. Пока не пришел аш-Шафии и не высказался критически о нем (о хадисе «мурсаль»), и последовал за ним в этом Ахмад ибн Ханбаль и другие».
Также сказал Абу Дауд: «Если нет хадиса с непрерывной цепочкой, который бы противоречил «мурсалю», и нет хадиса с непрерывной цепочкой вообще, то хадисы «мурсаль» используются в качестве довода, но они не подобны в силе хадисам с непрерывной цепочкой». Конец его слов».
См. «Шарх ‘иляль ат-Тирмизи» 1/543.

قال الحافظ ابن رجب الحنبلي: «وحكي الاحتجاج بالمرسل عن أهل الكوفة، وعن أهل العراق جملة، وحكاه الحاكم عن إبراهيم النخعي، وحماد بن أبي سليمان، وأبي حنيفة، وصاحبيه.
وقال أبو داود السجستاني في رسالته إلى أهل مكة: وأما المراسيل فقد كان يحتج بها العلماء فيما مضى مثل سفيان الثوري، ومالك بن أنس والأوزاعي، حتى جاء الشافعي فتكلم فيه، وتابعه على ذلك أحمد بن حنبل وغيره.
قال أبو داود: فإذا لم يكن مسند ضد المراسيل، ولم يوجد (مسند) ، فالمراسيل يحتج بها، وليس هو مثل المتصل في القوة، انتهى».
انظر: «شرح علل الترمذي» 1/ 543.

Различались только условия к такому хадису и определение его вида.

У маликитов и ханафитов это передача сподвижником напрямую от пророка, мир ему и благословение Аллаха, того, что он сам от пророка, мир ему и благословение Аллаха, не слышал. Также передача табиина и табии табиина. См. Ас-Сарахси аль-Ханафи «Усуль ас-Сарахси» 1/360, аль-Карафи аль-Малики «Шарх танкых аль-фусуль» 379.

У аш-Шафии это два два вида сообщений.
Первый — это передача сподвижником напрямую от пророка, мир ему и благословение Аллаха, того, что он сам от пророка, мир ему и благословение Аллаха, не слышал.
Второй — передача табиином напрямую от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и для ее принятия у имама два условия: 1 — чтобы это был представитель старшего поколения табиинов, 2 — чтобы передачу сопровождал один из следующих усиливающих ее признаков: хадис с таким же смыслом с непрерывной цепочкой или хадис «мурсаль» от другого табиина с таким же смыслом, или мнение сподвижника с таким же смыслом, или чтобы его смысл соответствовал фатве большого количества ученых. См. Аш-Шафии «ар-Рисаля», с. 461.

От Ахмада ибн Ханбаля две передачи по этому вопросу и основная заключается в том, что хадис «мурсаль» является доводом. Поясняет кады Абу Я’ля аль-Фарра аль-Ханбали, что подразумевается под таким хадисом у ханбалитов: «Хадис «мурсаль» — вид доказательства, обязательно использовать его (в качестве довода). Его вид таков, что передатчик оставляет (не упоминает) другого передатчика из середины (цепочки). Например, если табиин передает от пророка, мир ему и благословение Аллаха, или табии табиин от сподвижника, а тот от пророка, мир ему и благословение Аллаха». См. «Аль-Удда» 3/906.

قال القاضي أبو يعلى الفراء الحنبلي: «الخبر المرسل حجة ويجب العمل به وصورته أن يترك الراوي رجلا في الوسط مثل أن يروي التابعي عن النبي ، أو يروي تابعي التابعي عن الصحابي عن النبي صلى الله عليه وسلم».
انظر: «العدة» 3/ 906.

Вкратце из исследования в журнале от саудовского муфтията «Маджалля аль-бухус аль-ислямия» 20/265-266, http://www.alifta.net/Fatawa/fatawaDetails.aspx?BookID=2&View=Page&PageNo=4&PageID=2916

Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали пояснил, что хадисоведы, говоря о слабости и неприемлемости хадиса, имеют в виду конкретное сообщение само по себе, а правоведы, принимая хадис «мурсаль», исходят из того, что их смысл верен и подтверждается какими-либо другими косвенными признаками, которые придают ему силу; затем сказал: «Ибн Джарир (ат-Табари) и другие упомянули, что необусловленные заявления о том, что хадис «мурсаль» не является доказательством (вообще), без разделения на различные ситуации — это нововведение, которое появилось через 200 лет (после хиджры)».
См. «Шарх ‘иляль ат-Тирмизи» 1/544.

قال الحافظ ابن رجب الحنبلي: «وقد ذكر ابن جرير وغيره أن إطلاق القول بأن المرسل ليس بحجة من غير تفصيل بدعة حدثت بعد المائتين«.
انظر: «شرح علل الترمذي» 1/ 544.

См. также про слабые хадисы, которые подтверждаются наследуемой практикой: https://muntaqa.info/fprhad

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...