История: Государство мурабитов-правоведов, Государство муваххидов («единобожников») и антимазхабный фанатизм
20.08.2017 | 5391
الشيخ سعيد بن محمد الكملي: قصة دولة المرابطين الفقهاء ودولة الموحدين والتعصب الضدمذهبي
Рассказывает шейх Саид ибн Мухаммад аль-Камали:
«Я уже упоминал вчера государства, которые правили Магрибом (исламский, арабский запад). И мы сказали, что первое государство — это Государство шарифов-идриситов. Затем, после них пришло Государство правоведов (факыхов) — Государство Мурабитов. Мурабиты — это народ, состоящий из правоведов. Слово мурабит у магрибийцев означало человека в медресе, поселении, заулке. А заулок у них — это место, в котором есть мечеть, вокруг которой дома учащихся, и там же земли, относящиеся к их школе. Так что учащиеся учатся и ухаживают за урожаем, пасут скот, обеспечивая себя необходимым для жизни. Такой вот заулок. И мурабит — это человек, который сидит в его медресе, его поселении, его заулке и преподает.
Эти мурабиты, какова их история? Один из жителей пустыни отправился в хадж. А в то время Ислам стал предаваться забвению в тех землях, появились прорицатели и колдуны, и люди стали забывать то, с чем пришли первые мусульмане, открывшие эти земли для Ислама. И один из амиров пустынных областей, когда совершил хадж и уже возвращался, проходил через Кайраван. Там он увидел одного из магрибийских ученых, осевших в Кайраване, звали его Абу Имран аль-Фаси. Он был обладателем обширнейших знаний, выдающимся мухаддисом, правоведом, уникальным знатоком. Он был из Фаса, как понятно из его имени, но жил в Кайраване. Увидел его этот амир — Абу Бакр ибн Яхья аль-Лямтуни. И он очень ему понравился теми знаниями, что у него были, широтой и глубиной его познаний. Он захотел взять с собой одного из его учеников, чтобы он обучал людей тому, чего они не знают в религии. Абу Имран аль-Фаси ответил ему: «Те, кого ты видишь — ни один из них не годится для того, чтобы отправиться с тобой. Кайраван — это город, а ты хочешь отправиться с ним в пески. Кто это выдержит? Ни один из них не выдержит того, чего ты от него желаешь. Однако у меня есть один ученик, он на краю Суса…» А Сус в то время не был местом цивилизации. Ученика того звали Уаджадж ибн Зиллю аль-Лямты. Имя, характерное для жителей Суса. Он сказал: «Это мой ученик, у него там медресе, отправляйся к нему и попроси о том, что хочешь». И, действительно, он отправился туда и сообщил о своем предложении. Оно понравилось Уаджаджу, и он призвал своих учеников отправиться с этим амиром в пустыню. Один из них выразил желание к этому, звали его Абдуллах ибн Ясин аль-Джазури.
Абдуллах ибн Ясин отправился с амиром Абу Бакром ибн Яхья аль-Лямтуни в пустыню и начал призывать к Аллаху и обучать, однако мало кто стал собираться вокруг него. Люди отворачивались, не обращали на него внимания, не слушали. Тогда он взял тех немногих, которые прислушались и собрались вокруг него, и отправился с ними на полуостров. Это был такой полуостров, на который люди могли пройти, когда спадала вода, а когда вода поднималась, не мог пройти туда ни пеший, ни конный. И они оставались там, он учил их, пока они не закончили программу. У него был очень удивительное правило в отношении учащихся. Думаю, что тот, кто не знаком с его методологией, не слышал подобного вообще. И я думаю, что многие из тех, кто спешит с выводами, скажет, что это — нововведение. Как он поступал? У него было правило для учеников: он обязывал всех их присутствием на коллективной молитве. Это при том, что он сам — маликит, а маликиты считают, что участие в коллективной молитве — сунна, не обязательное дело, и приводят на это сильные доводы, однако, это не место для их упоминания. Он же обязывал всех присутствием на коллективной молитве. И даже обязывал присутствием на всех четырех ракатах. Кто упускал один ракат, наказывался десятью ударами, кто упускал два — двадцатью, и так до сорока ударов. Почему? Этот человек готовил государство, не готовил своих учеников для работы где-то дипломированным имамом. Он готовил их для великих дел, и поэтому они должны были быть максимально полноценными с разных сторон… Когда он закончил обучение тысячи человек, то возложил на них обучение остальных, и они занялись этим…
Почему государство называлось Государством мурабитов? Потому что они были мурабитами. Почему их государство называлось Государством правоведов? Потому что все были правоведами и ищущими знание. Это было одно из самых больших государств, правивших исламским западом… Государство правоведов было маликитским государством. Книги были — «аль-Муватта», «Тахзиб» аль-Барази’и, фикх… — Государство чисто маликитское!
Когда оно рухнуло, после него пришло Государство муваххидов («единобожников»). Государство муваххидов, в самом начале было государством с шиитскими взглядами. Потому что его основатель и идеолог Ибн Тумарт называл себя Махди, и распространялись утверждения, что именно он и есть ожидаемый Махди, что он защищен от ошибок, что он такой и такой, и такой. И на таких убеждениях были первые халифы из «муваххидов». Затем, со временем, это исчезло.
Когда же только пришло Государство муваххидов и было уничтожено Государство правоведов, уничтожалось все, что имело отношение к этому государству. А из того, что имело отношение к тому государству, маликитский мазхаб. Они желали стереть его полностью. Говорил один из ученых: «Я вошел к такому-то из халифов муваххидов и увидел справа от него Коран, а в руке у него «Сунан» Абу Дауда. Он сказал мне: «О такой-то, эти вопросы (фикха): «в этом вопросе пять мнений, в этом вопросе шесть мнений» — неужто все эти мнения в религии Аллаха?!» И говорит шейх: «Я начал разъяснять ему то, что было для него непонятно из разницы во мнениях. Но он прервал меня и сказал: «Клянусь Аллахом! (В религии Аллаха) только это!» — И указал на Коран. — «Или это!» — И указал на «Сунан» Абу Дауда. — «Или это!» — И указал на меч». Люди пребывали в переживании и тревоге о том, что это за новое направление.
И один из их халифов по имени Якуб ибн Мансур аль-Муваххиди издал постановление о запрете маликитского мазхаба. Этот мазхаб стал запрещенным. Кого из правоведов заставали преподающим «Мудаввану» или какую-нибудь другую книгу с постановлениями маликитского фикха, того очень жестоко наказывали, и может быть даже убивали. Абдульуахид аль-Мурракуши — историк, который жил в это время. У него есть книга, она издана и сохранилась до сих пор, она называется «аль-Му’джиб фи тальхыс ахбар Андалюс уа аль-Магриб». Прекрасная книга по истории. Говорит он, описывая то, что происходило: «В дни правления этого халифа прервалось знание вопросов фикха. Боялись его правоведы. Он приказал сжечь книги мазхаба, после того, как из них будут извлечены только хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Коран. И это было сделано. Многое из них было сожжено во всех регионах. Сжигалась «Мудаввана» Сахнуна, книга Ибн Юнуса, «Науадир» Ибн Аби Зейда, «Мухтасар» Ибн Аби Зейда, «Тахзиб» аль-Барази’и, «Уадыха» Ибн Хабиба и все подобного рода из книг». — Все это книги подробного изложения фикха согласно маликитскому мазхабу. Говорит: «Я был свидетелем в один из дней в городе Фас, как привозили целые грузы с этими книгами и поджигали. Людям говорили оставить занятость наукой «о мнениях». — То есть наукой о подробных выводах в фикхе. — «Предостерегали от погружения в это, и угрожали за это».
Важно то, что книги действительно были сожжены. Сожжены. А государство муваххидов просуществовало некоторый период, и положение было тяжелым.
Так что же сделал этот халиф? Он приказал ученым выбрать хадисы из разных сборников. Из «Муватта», «аль-Бухари», «Муслима», четырех «Сунан», «Сунан» аль-Байхакы, «Сунан» ад-Даракутни, «Муснад» аль-Баззара, «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы. Выбрать хадисы об очищении, о молитве, о посте. И приказал людям заучивать их и брать фикх из них. И он сам диктовал этот сборник хадисов. Здесь кто-то может сказать: «Это хорошее дело, он обязал людей тем, в чем благо — Кораном и сунной, и оставлением занятости (выводами ученых)». Но, в действительности, не это он сделал, и не это было его целью, и не это поняли правоведы из его решения. Ведь если бы он на самом деле обязал иджтихадом, то они не оставили бы его. Однако он обязал людей захиритским мазхабом. (*) Поэтому, «муваххиды» — это государство захиритов. Увеличилось количество захиритов в то время. Да, в результате появились выдающиеся мухаддисы: Ибн Дихья аль-Кальби, Ибн Каттан аль-Фаси автор известных книг в хадисоведении. Действительно, это движение дало выдающихся мухаддисов, однако его целью не было направление людей к иджтихаду. Его целью было обязать людей захиритским мазхабом. А маликиты запада не выносили захиритский мазхаб из-за того, что перенесли от Ибн Хазма».
________
(*) То же самое можно наблюдать в наше время: самые непримиримые борцы против мазхабов имамов ахлю ас-сунна на словах заявляют о следовании только Корану и сунне в понимании саляфов (будто до этого ученые со времен саляфов и до наших дней следовали Торе и Евангелию в понимании Иоанна Златоуста), а на деле обязывают всех следованием своему собственному новому неозахиритскому мазхабу, пониманию Корана, сунны и слов саляфов самими собой или избранными современниками. См. подробнее здесь: https://muntaqa.info/fprhad, здесь: https://muntaqa.info/mutaz, здесь: https://muntaqa.info/bshawk и здесь: https://muntaqa.info/skril. И, порой, отдают предпочтение шиитским источникам перед суннитскими, см. здесь: https://muntaqa.info/knigass.
Также стоит обратить внимание на то, что возрождение религии и единства было во всеобщем преподавании фикха мазхаба, когда целое государство состояло из знатоков религии и ищущих знание, а упадок наступил при агрессивном призыве «следовать Корану и сунне и оставить мнения ученых». И сейчас среди сторонников этого призыва сложно найти специалиста хотя бы в одной из правовых школ и в исламских инструментальных науках.