Следование мазхабам и таклид во время сподвижников, да будет доволен ими Аллах

14.12.2017 | 5870

Для начала нужно вспомнить, что всего сподвижников было около 124 тысяч человек. А затем:

передал имам Абу Бакр аль-Байхакы аш-Шафии, что имам-табиин ‘Амир аш-Ша’би сказал: «Знание приобреталось от шести из сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
— У Умара (ибн аль-Хаттаба), Абдуллаха (ибн Мас’уда) и у Зейда (ибн Сабита) знание было схожим, и они брали его друг у друга.
— И также Али (ибн Аби Талиб), (Абу Муса) аль-Аш’ари и Убей (ибн Ка’б), да будет доволен ими Аллах, походили друг на друга (в знании), и брали (его) друг у друга». См. «Аль-Мадхаль иля ас-Сунан аль-кубра», с. 161.

روى الإمام أبو بكر البيهقي بإسناده عن الشَّعْبِيِّ قَالَ: «كَانَ الْعِلْمُ يُؤْخَذُ عنْ سِتَّةٍ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ,
— وَكَانَ عُمَرُ , وَعَبْدُ اللَّهِ , وَزَيْدٌ , يُشْبِهُ عِلْمُ بَعْضِهِمْ بَعْضًا , وَكَانَ يَقْتَبِسُ بَعْضُهُمْ مِنْ بَعْضٍ ,
— وَكَانَ عَلِيٌّ , وَالْأَشْعَرِيُّ , وَأُبَيٌّ , رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ , يُشْبِهُ بَعْضُهُمْ بَعْضًا , وَكَانَ يَقْتَبِسُ بَعْضُهُمْ مِنْ بَعْضِ».

انظر: «المدخل إلى السنن الكبرى»، ص. 161.

Передал имам Ахмад ибн Ханбаль от имама-табиина Масрука, что он сказал: «Шестеро из сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха, давали фатвы людям, и люди следовали их фатвам. Если они высказывали какое-то мнение, то (для людей) их мнение было решающим. (Эти сподвижники: ) Умар, Абдуллах ибн Мас’уд, Али, Зейд ибн Сабит, Убей ибн Ка’б и Абу Муса.
И трое из них оставляли свои мнения ради мнений других трех.
— Абдуллах оставлял свое мнение ради мнения Умара,
— Абу Муса оставлял свое мнение ради мнения Али,
— и Зейд оставлял свое мнение ради мнения Убея»
.
См. «Аль-‘Иляль уа ма’рифа ар-риджаль» 2/162.

روى الإمام أحمد بن حنبل بإسناده وعَن مَسْرُوق قَالَ: «كَانَ سِتَّة من أَصْحَاب النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يفتون النَّاس فَيَأْخُذُونَ بفتياهم وَإِذا قَالُوا قولا انْتَهوا إِلَى قَوْلهم
عمر وَعبد الله بن مَسْعُود وَعلي وَزيد بن ثَابت وَأبي بن كَعْب وَأَبُو مُوسَى
وَكَانَ ثَلَاثَة مِنْهُم يدعونَ قَوْلهم لقَوْل ثَلَاثَة كَانَ عبد الله يدع قَوْله لقَوْل عمر وَكَانَ أَبُو مُوسَى يدع قَوْله لقَوْل عَليّ وَكَانَ زيد يدع قَوْله لقَوْل أبي».

انظر: «العلل ومعرفة الرجال» 2/ 162.

Передал имам Абу Бакр ибн Аби Шейба от имама-табиина аш-Ша’би, что Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Если (все) люди пойдут по одной долине и тропе, и пойдет Умар (ибн аль-Хаттаб) по другой долине и тропе, то я пойду по долине и тропе Умара. И если бы Умар читал кунут (в молитве фаджр), то читал бы его и Абдуллах (т.е. он сам, Ибн Мас’уд)». См. «Аль-Мусаннаф фи аль-ахадис уа аль-асар» 2/103.

وروى الإمام أبو بكر بن أبي شيبة بإسناده عَنِ الشَّعْبِيِّ، قَالَ: قَالَ عَبْدُ اللَّهِ — أي: ابن مسعود — : «لَوْ أَنَّ النَّاسَ سَلَكُوا وَادِيًا وَشِعْبًا، وَسَلَكَ عُمَرُ وَادِيًا وَشِعْبًا، سَلَكْتُ وَادِيَ عُمَرَ وَشِعْبَهُ، وَلَوْ قَنَتَ عُمَرُ، قَنَتَ عَبْدُ اللَّهِ»
انظر: «المصنف في الأحاديث والآثار» 2/ 103.

Писал имам Такыюддин Ахмад ибн Таймия: «Достоверно передано про Ибн Аббаса, что он давал фатвы, исходя из Писания Аллаха, и если не находил (прямой ответ в Коране), то исходя из сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и если не находил (прямой ответ в сунне), то (давал фатву) мнением Абу Бакра и Умара. Но не поступал так с (мнениями) Усмана и Али. 
Ибн Аббас — верховный ученый исламской общины и самый знающий из сподвижников, самый сильный в фикхе в его время, и в то же время он дает фатвы мнениями Абу Бакра и Умара, отдавая приоритет их мнениям перед мнениями других сподвижников«. См. «Маджму’ аль-фатауа» 4/400.

وقال الإمام تقي الدين أحمد بن تيمية: «وَقَدْ ثَبَتَ عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ: أَنَّهُ كَانَ يُفْتِي مِنْ كِتَابِ اللَّهِ. فَإِنْ لَمْ يَجِدْ فَبِمَا سَنَّهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. فَإِنْ لَمْ يَجِدْ أَفْتَى بِقَوْلِ أَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ؛ وَلَمْ يَكُنْ يَفْعَلُ ذَلِكَ بِعُثْمَانِ وَعَلِيٍّ.
وَ » ابْنُ عَبَّاسٍ » حَبْرُ الْأُمَّةِ وَأَعْلَمُ الصَّحَابَةِ وَأَفْقَهُهُمْ فِي زَمَانِهِ؛ وَهُوَ يُفْتِي بِقَوْلِ أَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ: مُقَدِّمًا لِقَوْلِهِمَا عَلَى قَوْلِ غَيْرِهِمَا مِنْ الصَّحَابَةِ».

انظر: «مجموع الفتاوى» 4/ 400.

Пишет хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «И приводится у Ибн Са’да с иснадом через Лейса ибн Аби Сулейма от Тауса, что он сказал: «Я видел семьдесят сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые, если разногласили в чем-нибудь, то устремлялись ко мнению Ибн Аббаса». См. «Аль-Исаба» 4/128.

قال الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي: «وعند ابن سعد من طريق ليث بن أبي سليم، عن طاوس: رأيت سبعين من أصحاب رسول اللَّه صلى اللَّه عليه وآله وسلّم إذا تدارءوا في أمر صاروا إلى قول ابن عباس». 
انظر: «الإصابة» 4/ 128.

Пишет далее: «А у аль-Багави с иным иснадом от Тауса, что он сказал: «Я застал пятьдесят — или: семьдесят — сподвижников. Если их спрашивали о чем-либо, и они противоречили в ответе Ибн Аббасу, то не вставали, пока не скажут: «Это так, как ты сказал», — или: «Ты прав». См. «Аль-Исаба» 4/128.

وقال: «وعند البغويّ من وجه آخر، عن طاوس: أدركت خمسين أو سبعين من الصحابة إذا سئلوا عن شيء فخالفوا ابن عباس لا يقومون حتى يقولوا: هو كما قلت، أو: صدقت».
انظر: «الإصابة» 4/ 128.

О формировании мазхабов и следовании им со времен сподвижников до четырех имамов: https://muntaqa.info/tamazhub

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...