Можно ли делать омовение водой, в которой растворили морскую соль для ванны?
29.10.2017 | 5587
حكم الطهارة بالماء ذاب فيه الملح البحري أو المائي
Из объяснения шейха Ибн Усаймина к словам имама Мусы аль-Хаджави аль-Ханбали из книги «Зад аль-мустакни».
Говорит имам аль-Хаджави: «Если вода изменилась по причине присутствия чего-то, что не смешивается, как, например, куски камфоры, жира или морской соли, или была согрета посредством растопки скверной (наджасом), то использовать ее для очищения будет порицаемо (макрух)…»
Говорит шейх Ибн Усаймин: «Его слова: «или морской соли» т.е. той, которая получается из воды. Если ты положишь кусок такой соли в воду, она станет соленой. И она останется очищающей но уже использовать ее для очищения будет порицаемым, и это (положение порицаемости) утверждено, чтобы выйти из разногласия. Если скажет кто-нибудь: «Почему эта соль не лишает воду очищающего положения?» Ответ будет в том, чтобы сказать: потому что основа этой соли — вода. А что касается обоснования порицаемости разногласием, то об этом уже шла речь. И понимается из его слова «морской», что если вода изменится по причине каменной соли, которая добывается из земли, то это лишает воду очищающего положения согласно (ханбалитскому) мазхабу. И вода становится чистой, но не очищающей».
См. «Аш-Шарх аль-мумти'» 1/33.
قال الإمام موسى الحجاوي الحنبلي في» زاد المستقنع»: «فَإِنْ تَغَيَّرَ بغير مُمَازجٍ كَقِطَع كَافُور أو دُهْنٍ، أو بملْحٍ مَائِيٍّ، أوْ سُخِّن بنَجَسٍ كُره».
يشرح الشيخ ابن عثيمين: «قوله: «أو بملح مائي»، وهو الذي يتكوَّن من الماء، فهذا الملح لو وضعتَ كِسْرةً منه في ماء، فإِنه يُصبح مالحاً، ويبقى طَهوراً مع الكراهة خروجاً من الخلاف.
فإن قيل: لماذا لا تنسلب طَهوريته؟
فالجواب أن يقال: لأن هذا الملح أصله الماء.
والتَّعليل بالخلاف للكراهة قد تقدَّم الكلام عليه.
وعُلِم من قوله: «مائي» أنَّه لو تغيَّر بملح معدني يُستخرَجُ من الأرض فإنه يسلبه الطَهوريَّةَ على المذهب، فيكون طاهراً غير مطهِّر».
انظر: «الشرح الممتع» 1/ 33.