Шейх Ибн Усаймин: Как делать намаз во время болезни?
18.08.2017 | 3433
الشيخ ابن عثيمين: كيف يصلي المريض؟
1. Больной обязан совершать молитву стоя, наклонившись, оперевшись на стену или на палку (трость), если нуждается в этом.
2. Если он не может совершать молитву стоя, то он может совершать ее сидя, при этом ему лучше скрестить ноги под собой во время поясного и земного поклонов.
3. Если он не может молиться сидя, то ему разрешается совершать молитву лежа на боку, повернувшись в сторону кыбли, при этом лучше ложиться на правый бок. Если он не может повернуться к кыбле, то совершит молитву в том направлении, куда он повернулся, и он не должен будет возмещать эту молитву.
4. Если он не может молиться лежа на боку, то ему разрешается совершать ее лежа на спине при это его ноги должны быть повернуты в сторону кыбли. Также ему лучше немножко приподнять голову, что бы повернуть ее в сторону кыбли. Если он не может повернуть ноги к кыбле, то может молиться в том положении, в каком он расположил свои ноги.
5. Больной обязан совершать в молитве поясные и земные поклоны. Если он не может совершать эти поклоны он должен наклонять свою голову таким образом, чтобы в условном поясном поклоне (голова) была выше чем в условном земном поклоне. Если он может совершать поясной поклон полноценно, то пусть совершит его, а в место земного поклона наклонит голову и наоборот если может совершать земной поклон полноценно, то он обязан совершить его, а во время поясного поклона пусть наклонит голову.
6. Если он не может наклонять голову в молитве, то он может совершать поклоны глазами, закрывая и открывая их. Делать это надо таким образом, чтобы во время поясного поклона он прикрывал их меньше чем во время земного поклона. А что касается того действия которое совершают некоторые больные, делая знаки пальцем (вместо поклонов), то это действие не правильное. Я (Ибн Усаймин) не знаю основы этому действию ни в Коране, ни в сунне и словах ученых.
7. Если он не может совершать молитву наклонами головы или же знаками глаз, то он может молиться сердцем, т. е. , произносит такбир (Аллаху Акбар), читает суру «Фатиха» и с намерением совершает поясные, земные поклоны, вставания и приседания сердцем. В хадисе сказано «Всякое действие по намерению».
8. Больной обязан совершать молитву в свое время и должен совершать все обязательные действия молитвы по мере своих сил. Если он не может совершить полноценно молитву в свое время, то он может объединить полуденную и послеполуденную молитвы (зухр и аср), вечернюю и ночную молитвы (магриб и иша). Он может объединить полуденную и послеполуденную молитвы (зухр и аср) и совершать их во время полуденной молитвы, также вечернюю и ночную молитвы (магриб и иша) и совершать их во время вечерней молитвы, и, наоборот, полуденную в месте с послеполуденной во время послеполуденной, а вечернюю и ночную во время ночной, как ему будет удобно. Утренняя молитва не объединяется с какой-либо другой молитвой.
9. Если больной покинул свой дом и лечится в другой стране или в другом городе (он считается мусафиром — путником), то он может сокращать четырехракатные молитвы, то есть совершать полуденную, послеполуденную и ночную молитвы (зухр, аср и иша) по два раката, до тех пор пока не вернется домой, и не имеет значения долго он отсутствует дома или нет.
См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль» 15/229-230.
См. также: статья шейха Ибн Усаймин про очищение больного: muntaqa.info/och
أولاً: يجب على المريض أن يصلي الفريضة قائماً ولو منحنياً, أو معتمداً على جدار, أو عصا يحتاج إلى الاعتماد عليه.
ثانياً: فإن كان لا يستطيع القيام صلى جالساً, والأفضل أن يكون متربعاً في موضع والركوع.
ثالثاً: فإن كان لا يستطيع الصلاة جالساً صلى جنبه متوجهاً إلى القبلة, والجنب الأيمن, فإن لم يتمكن من التوجه إلى القبلة صلى حيث كان اتجاهه, وصلاته صحيحة, ولا إعادة عليه.
رابعاً: فإن كان لا يستطيع الصلاة على جنبه صلى مستلقياً رجلاه إلى القبلة, والأفضل أن يرفع رأسه قليلاً ليتجه إلى القبلة, فإن لم يستطع أن تكون رجلاه إلى القبلة صلى حيث كانت, ولا إعادة عليه.
خامساً: يجب على المريض أن يركع ويسجد في صلاته, فإن لم يستطع أومأ بهما برأسه, ويجعل السجود أخفض من الركوع, فإن استطاع الركوع دون السجود ركع حال الركوع, وأومأ بالسجود, وإن استطاع السجود دون الركوع سجد حال السجود, وأومأ بالركوع.
سادساً: فإن كان لا يستطيع الإيماء برأسه في الركوع والسجود أشار في السجود بعينه, فيغمض قليلاً للركوع, ويغمض تغميضاً للسجود. وأما الإشارة بالإصبع كما يفعله بعض المرضى فليس بصحيح ولا أعلم له أصلاً من الكتاب, والسنة, ولا من أقوال أهل العلم.
سابعاً: فإن كان لا يستطيع الإيماء بالرأس, ولا الإشارة بالعين صلى بقلبه, فيكبر ويقرأ, وينوي الركوع, والسجود, والقيام, والقعود بقلبه ((ولكل امرئ ما نوى)) .
ثامناً: يجب على المريض أن يصلي كل صلاة في وقتها ويفعل كل ما يقدر عليه مما يجب فيها, فإن شق عليه فعل كل صلاة في وقتها فله الجمع بين الظهر والعصر وبين المغرب والعشاء, إما جمع تقديم بحيث يقدم العصر إلى الظهر, والعشاء إلى المغرب, وأما الجمع تأخير بحيث يؤخر الظهر إلى العصر, والمغرب إلى العشاء حسبما يكون أيسر له. أما الفجر فلا تجمع لما قبلها ولا لما بعدها.
تاسعاً: إذا كان المريض مسافراً يعالج في غير بلده فإنه يقصر الصلاة الرباعية فيصلي الظهر, والعصر, والعشاء على ركعتين, ركعتين حتى يرجع إلى بلده سواء طالت مدة سفره أم قصرت.
والله الموفق.
كتبه إلى الفقير إلى الله: محمد الصالح العثيمين.
انظر: «مجموع الفتاوى والرسائل» 15/ 229-230.