Почему ученые говорят, что разногласие — это милость?

19.03.2019 | 8171

Не секрет, что многие выдающиеся имамы Ислама прямо или косвенно высказывались о том, что разногласия ученых-муджтахидов в вопросах фикха — это милость от Аллаха. А праведный халиф, саляф, табиин, имам Умар ибн Абдульазиз даже говорил, что отсутствие разногласия сподвижников по какому-либо вопросу его не радует. Об этом было подготовлено и переведено много материалов, ознакомиться с ними можно по следующим ссылкам:

  1. https://muntaqa.info/lainkar
  2. https://muntaqa.info/raznmaz
  3. https://muntaqa.info/otnesenie-sebja-k-mazhabu
  4. https://muntaqa.info/akad
  5. https://muntaqa.info/pmath

Но иногда встречается вопрос: почему ученые говорят, что разногласия — это милость? В чем заключается эта милость?

Ответить на этот вопрос не сложно, поскольку упомянутая милость проявляется с разных сторон в области взаимоотношений человека с шариатскими знаниями. И некоторые из таких проявлений милости прямо или косвенно обозначены в словах ученых, предоставленных по ссылкам выше. Поэтому, ищущему ответ остается лишь собрать явные и обратить внимание на некоторые неявные плоды разногласий сподвижников и последующих поколений имамов-муджтахидов.

Так, среди проявлений милости в разногласиях муджтахидов можно выделить следующие:

1. Каждому муджтахиду, совершившему иджтихад, обещано вознаграждение. Если он оказался прав, то получает удвоенную награду, а если ошибся, то получает одну. (аль-Бухари 6805, Муслим 3240) В вознаграждении обоих и в отсутствии наказания для того из них, который высказал неверное мнение в религии — великая милость.

2. В их разногласии создается альтернатива для мусульман с разной мыслительной предрасположенностью. Кому-то ближе основы, принципы и решения ханафитского мазхаба, кому-то маликитского, кому-то шафиитского, а кому-то ханбалитского. Человек может выбрать для себя любой из них и, следуя ему, видеть его согласованность с собственным внутренним миром и пониманием, а потому ощущать надежность и умиротворение в выбранном пути исповедания религии. И какой бы выбор он ни сделал, его решение будет верным. В наличии такой альтернативы — милость.

3. Расширение области приемлемых разногласий и сохранение братских отношений. На практике это выражается в том, что мусульман, которые последовали за другими имамами-муджтахидами, не нужно и не положено осуждать, обвинять в заблуждении, противоречии сунне, нововведенчестве, неверии и тому подобном. Между всеми сохраняются братские отношения при разных взглядах, разном выполнении некоторых обрядов поклонения, если известно, что у этих взглядов и действий есть предшественник из числа имамов-муджтахидов. В сохранении братских отношений за счет признания легитимности разногласий — милость.

4. В затруднительном положении обычный мусульманин (т.е. мукаллид) может воспользоваться более легким мнением другого имама и сделать за ним таклид (последовать за его мнением). В том, что за счет существования разногласий имамов человек находит выход из затруднительного положения — милость.

5. За счет разной методологии разных имамов в рассмотрении шариата созданы большие школы, в каждой из которых много ценнейших трудов, расширяющих познание и понимание шариата своим многообразием и многогранностью. И это — милость для учащегося, который стремится к разностороннему развитию и овладению способностью понятийного мышления и системного анализа. Изучая разные подходы и разные выводы ученых о деталях рассматриваемых вопросов учащийся избавляется от одномерного и шаблонного мышления, формирует понятийное и независимое, учится объективности. Учится рассматривать все с разных точек зрения, ставить себя на место других и так становится личностью-интеллектуалом.

6. Множество мнений проистекает из обилия смыслов, заложенных в главных источниках шариата. И это одно из доказательств силы и богатства языка, которым была передана и изложена религия Ислам в Коране и сунне. Существование такого доказательства — милость.

Это только некоторые примеры. И нет сомнений, что чем более проницателен и осведомлен человек, тем больше подобных примеров он сможет рассмотреть.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (9 оценок, среднее: 4,44 из 5)
Загрузка...