Мазхаб ученых местности и следование за шейхами аль-Фаузаном и Ибн Усаймином
23.11.2017 | 7489
Некоторых братьев, причем только из числа тех, кто относит себя к саляфии, очень задевает, и они не способны скрыть свою обиду и возмущение, когда до них доходят слова о том, что в изучении фикха и в следовании предпочтение РЕКОМЕНДУЕТСЯ отдавать мазхабу ученых местности, в которой проживает человек. Дескать, «мы следуем аль-Фаузану и Ибн Усаймину, которые сказали, что следовать одному мазхабу не обязательно!» — Будто это противоречит предыдущему утверждению. На деле же эти братья не знают или не хотят знать мазхаб шейха аль-Фаузана и шейха Ибн Усаймина в этом вопросе.
Так вот, шейх аль-Фаузан так же считает, что рекомендуется следовать мазхабу, распространенному в местности человека и не вносить раскол среди людей мнениями иных школ или шейхов: https://muntaqa.info/mazst
И посмотрим, каким было мнение шейха Ибн Усаймина по этому вопросу. Говорит шейх, излагая свое мнение и передавая мнение шейха Абдуррахмана ас-Са’ди: «Простой мусульманин обязан (уаджиб) следовать (делать таклид) за учеными своей страны, которым доверяет. Это упомянул наш шейх Абдуррахман ас-Са’ди и сказал: «Обычные мусульмане не могут следовать за учеными других стран, потому что это приведет к беспорядкам и раздорам». И если такой скажет: «Я не буду делать малое омовение (вуду) после употребления в пищу мяса верблюда, поскольку среди ученых некоторых стран есть те, которые сказали, что это не делает обязательным совершение малого омовения», — мы скажем: это невозможно, ты обязан сделать малое омовение, потому что таков мазхаб твоих ученых, а ты — их мукаллид». Сл. «Лика аль-баб аль-мафтух» 32.
قال الشيخ ابن عثيمين: «وقد ذكر هذا شيخنا عبد الرحمن بن سعدي رحمه الله ، وقال : العامة لا يمكن أن يقلدوا علماء من خارج بلدهم ؛ لأن هذا يؤدي إلى الفوضى والنزاع .
ولو قال : أنا لا أتوضأ من لحم الإبل ؛ لأنه يوجد من علماء الأمصار من يقول : لا يجب الوضوء منه ، ولقلنا : لا يمكن ، يجب عليك أن تتوضأ لأن هذا مذهب علمائك وأنت مقلد لهم».
استمع: «لقاء الباب المفتوح» 32.
Также шейх Ибн Усаймин говорил: «А что касается обычных мусульман, то им положено держаться того, на чем ученые их страны, чтобы не разбрелось общество обычных мусульман. Потому что, если мы скажем простому мусульманину: «Какое бы мнение ты ни встретил, можешь следовать ему», — то не будет исламская община единой общиной. Поэтому сказал наш шейх Абдуррахман ас-Са’ди: «Обычные мусульмане на мазхабе их ученых». Например, у нас тут в Королевстве Саудовская Аравия (мазхаб) заключается в том, что женщине обязательно закрывать лицо, и мы обязываем этим своих (саудийских) женщин. И если скажет нам некая женщина: «Я последую за таким-то мазхабом, а в нем открывать лицо разрешено», — мы скажем: это недопустимо для тебя, потому что ты из числа обычных мусульман (аввам, аммий), ты не достигла степени иджтихада. Ты желаешь следовать этому мазхабу, потому что в нем есть облегчение, а выслеживание облегчений запрещено.
А если некий из ученых склонится в результате иджтихада к мнению, что нет проблемы для женщины открыть лицо, и скажет: «Моя жена будет с открытым лицом». — Мы скажем: нет проблем, но не говори ей так поступать в стране, в которой женщины закрывают лица. Это не положено допускать, поскольку будут испорчены другие (женщины). И потому что в этом вопросе есть единогласие, что закрывать лицо предпочтительнее. А поскольку закрывать лицо предпочтительнее, то мы, обязав его этим, не обязали его тем, что запрещено по его мазхабу, а обязали его тем, что предпочтительнее в его мазхабе. Так же здесь учитывается другая причина: чтобы за ним не последовали жители этой страны, т.е. сохранение единства, ведь результатом этого будет разделение и разрушение единства. А если он уедет в свою страну, то мы не обязываем его своим мнением, поскольку это вопрос иджтихада, и в нем возможен различный подход к анализу доказательств и перевесу одних над другими». Сл. «Лика аль-баб аль-мафтух» 32.
وقال: «أما عامة الناس فإنهم يلزمون بما عليه علماء بلدهم؛ لئلا ينفلت العامة؛ لأننا لو قلنا للعامي: أي قول يمر عليك لك أن تأخذ به، لم تكن الأمة أمة واحدة، ولهذا قال شيخنا عبد الرحمن بن سعدي رحمه الله: العوام على مذهب علمائهم. فمثلاً: عندنا هنا في المملكة العربية السعودية أنه يجب على المرأة أن تغطي وجهها، فنحن نلزم نساءنا بذلك، حتى لو قالت لنا امرأة: أنا سأتبع المذهب الفلاني وكشف الوجه فيه جائز، قلنا: ليس لكِ ذلك؛ لأنكِ عامية ما وصلتِ إلى درجة الاجتهاد، وإنما تريدين اتباع هذا المذهب لأنه رخصة، وتتبع الرخص حرام. أما لو ذهب عالم من العلماء الذي أداه اجتهاده إلى أن المرأة لا حرج عليها في كشف الوجه، ويقول: إن امرأتي سوف أجعلها تكشف وجهها. قلنا: لا بأس، لكن لا يجعلها تكشف الوجه في بلاد يسترون الوجوه، يمنع من هذا؛ لأنه يفسد غيره، ولأن المسألة فيها اتفاق على أن ستر الوجه أولى، فإذا كان ستر الوجه أولى فنحن إذا ألزمناه بذلك لم نكن ألزمناه بما هو حرام على مذهبه، إنما ألزمناه بالأولى على مذهبه، ولأمر آخر وهو ألا يقلده غيره من أهل هذه البلاد المحافظة، فيحصل من ذلك تفرق وتفتيت للكلمة. أما إذا ذهب إلى بلاده فلا نلزمه برأينا، ما دامت المسألة اجتهادية وتخضع لشيء من النظر في الأدلة والترجيح بينها».
استمع: «لقاء الباب المفتوح» 32.
Как видно, мнение шейха Ибн Усаймина состоит в том, что это не просто рекомендуется, а обязательно. Что гораздо суровее, чем слова о рекомендации.
Будем надеяться, что шейха не обзовут «фанатичным мазхабистом» и не выведут из саляфии.
Помимо этих ученых, подобное можно встретить у других современников. Например, у шейха Абдуссаляма ибн Барджиса: https://muntaqa.info/izfikh2
У шейха Мухаммада Базмуля: https://muntaqa.info/bshawk
И шейх Султан аль-Ид говорил в контексте опровержения манхаджа прореволюционных призывающих в Саудии: «А сегодня, какую бы фатву о больших опасных вопросах ни выпустили наши большие ученые на основании Корана и сунны в понимании праведных имамов из первых поколений (саляфов), как тут же идет к тебе поток различных сомнений вокруг нее, издевательств и насмешек, порочения, которое преподносится как ревность за беды мусульман. Затем людей охватывает печаль, после того, как они сталкиваются со всеми сомнениями вокруг этих фатв и едкими, желчными отзывами о них. Затем они (проповедники смуты) наносят удар, выпуская свои «разъяснения» с коллективными подписями. «Разъяснения», которые являются нарушением прав ученых, которым доверил правитель анализ важных дел в государстве и издание фатв об этом. Чтобы действовали все по этим фатвам, и было единство в стране на одном мнении, и исчезла вражда между людьми и разногласия. У этих ученых, как вы видите, есть права и полномочия, права и полномочия, которые не разрешается нарушать другим. Так же как у (шариатского) судьи есть права и полномочия, которые не разрешается преступать и нарушать другим. А если пренебречь этим, то будут люди в замешательстве: не будут знать, какому мнению следовать, всех охватит самодурство и соперничество». См.: https://muntaqa.info/id-vrediteli
Более развернуто критерии и причины по которым РЕКОМЕНДУЕТСЯ выбирать фикх определенной школы объяснял шейх Салих аль-Усейми:
«Мы сказали, что устоявшихся мазхабов четыре. Какому из них отдать предпочтение в изучении?
Изучать четыре одновременно? Но кто способен на это?
Если желающий получить знания по фикху решил приступить к учебе, то пусть изучает тот фикх, которого придерживаются жители его страны. По следующим причинам.
Во-первых, потому что среди них функционирует устная передача именно этого фикха. Допустим, есть некая маликитская страна, то правоведы, которые живут в ней, будут маликитами, и не будет разумным для человека читать им книги ханбалитского фикха, желая получить разъяснение.
А во-вторых, к тому, кто изучал фикх своей страны, будут расположены люди и будут доверять ему в своей религии, в отличие от того, кто будет вызывать у них неприязнь, говоря от имени другой школы. К примеру, если некто изучал маликитский фикх, достиг понимания в нем и достиг уровня, при котором сам может выбирать более сильное из мнений, то когда будут упомянуты слова маликитов: «Порицается дуа-истифтах в молитве», — он может сказать: «Дуа-истифтах достоверно передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха, во множестве хадисов, и из имамов маликитского мазхаба подтвердил, что оно узаконено, Абу Умар Ибн Абдульбарр и еще такой-то».
– Если он приведет подтвердивших это маликитов, то люди примут это от него, ведь он изучал их фикх.
По этим двум причинам, и так же по другим, предпочтение в изучении фикха отдается фикху жителей его страны. А если среди жителей его страны распространена приверженность различным правовым школам, то выбирать рекомендуется исходя из следующих обстоятельств:
— его семья может быть последователями определенного мазхаба;
— учитель определенного мазхаба может быть более искусным и знающим, чем учителя иных;
— доступность изучения одного мазхаба и сложность в получении знаний по другим;
— большая распространенность определенного мазхаба, и меньшая других». См. «Шарх аль-мифтах фи аль-фикх», https://muntaqa.info/izfikh
Затем, те самые люди, которых коробит всякое положительное упоминание о мазхабах, и, тем более, то обстоятельство, что распространяются слова ученых о предпочтительности изучения мазхаба своей страны и следования мазхабу своей страны — эти люди из упрямства придумывают за «противников» их мнение по этому вопросу, приписывают им его, а затем, ухищряясь, пытаются выставить претензию за то, что этому мнению кто-то не следует. Мол: «Вы же говорите, что обязательно следовать мазхабу своей страны, так почему же вы не следуете мазхабу муфтията вашей страны!?»
Первая подтасовка в этой претензии: подмена рекомендации обязательностью. Речь шла о рекомендации, а обязательность высказывал как раз таки шейх Ибн Усаймин, за которым якобы следуют эти люди.
Вторая подтасовка: подмена мазхаба жителей местности, среди которых находится человек и в кругу которых выстраивает взаимоотношения, мазхабом муфтията местности. Игнорирование того обстоятельства, что во многих местностях есть разные общности мусульман и потому распространено среди них следование нескольким мазхабам.
Третья подтасовка: выдача «мазхаба местности» единственным критерием выбора мазхаба, в то время как это один из ряда возможных критериев, как было объяснено выше, и объяснено очень давно.
Четвертая подтасовка: многие из тех, кого подразумевают в этом обвинении, как раз таки следуют преобладающему мазхабу в своей местности, соответствующему мазхабу их муфтията.
Пятая подтасовка: претензия подается так, будто бы если бы все те, к кому обращена эта претензия, следовали мазхабу муфтията своей местности, то мазхабофобные проповедники были бы этим удовлетворены. Всем понятно, что это стало бы лишь поводом для более ожесточенных нападений с обвинениями в «мазхабном фанатизме». Поэтому эта претензия построена по принципу «они виноваты в том, что не поступают так, чтобы у нас был хоть какой-нибудь повод еще больше их порочить и оскорблять».