Ибн Таймия об обращении к неверным за знаниями о медицине, о других светских науках и за лечением

09.08.2017 | 6215

ابن تيمية: أخذ علم الطب والعلوم الدنيوية الأخرى عن الكفار والاستعانة في التداوي والعلاج

Говорит шейх уль-Ислам: «Упоминание вопросов, которые не связаны с религией, например, из области медицины или сугубо математики, в которых они это упоминают, а так же что касается книг тех, кто перенял (эти знания) от них (от неверных), как дело обстоит с Мухаммадом ибн Закарией ар-Рази, Ибн Синой и другими из числа зиндиков-врачей; в общем, что находится в пределах получения пользы от достижений неверных в быту, то это разрешено. Также как разрешено проживание на их землях, ношение их одежды и оружия, как разрешено иметь с ними деловые отношения по земельным вопросам, как договорился пророк, мир ему и благословение Аллаха, с иудеями Хайбара». 

Затем сказал: «Ведь среди многобожников и людей писания есть те, которым можно доверять. Как сказал Всевышний: «Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар, если ты доверишь его ему, но есть средь них и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не встанешь у него над душой». (Семейство Имрана, 75) Поэтому разрешено доверять имущество кому-либо из них, и разрешено мусульманину обращаться к неверному за лечением, если он заслуживает доверия. Так сказали имамы: Ахмад (ибн Ханбаль) и другие. Поскольку это относится к принятию от них сообщения о том, что они знают из области быта, при доверии им в этом. И это разрешено, если нет в этом преобладающего вреда, вроде их покровительства над мусульманами, возвышения над ними и тому подобного. Получение знаний о медицине из их книг подобно обращению с вопросом о дороге или обращению за лечением, и даже лучше этого. Так как книги они писали не для определенного из мусульман, чтобы был смысл в вероломном помещении в них ложной информации. Нет нужды в ком-либо из них, когда есть вероломство, но то, о чем идет речь — это только лишь использование их достижений, вроде одежды, зданий, посевных полей, оружия и тому подобного».
См. «Маджму’ аль-фатауа» 4/114-115.

قال شيخ الإسلام ابن تيمية: «فإن ذِكْر ما لا يتعلق بالدين مثل مسائل الطب والحساب المحض التي يذكرون فيها ذلك، وكتب من أخذ عنهم مثل محمد بن زكريا الرازي وابن سينا ونحوهم من الزنادقة الأطباء؛ ما غايته انتفاع بآثار الكفار والمنافقين في أمور الدنيا فهذا جائز، كما يجوز السكنى في ديارهم ولبس ثيابهم وسلاحهم، وكما تجوز معاملتهم على الأرض كما عامل النبي يهود خيبر».

وبعد قليل قال: «فَإِنَّ الْمُشْرِكِينَ وَأَهْلَ الْكِتَابِ فِيهِمْ الْمُؤْتَمَنُ كَمَا قَالَ تَعَالَى : { وَمِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ مَنْ إنْ تَأْمَنْهُ بِقِنْطَارٍ يُؤَدِّهِ إلَيْكَ وَمِنْهُمْ مَنْ إنْ تَأْمَنْهُ بِدِينَارٍ لَا يُؤَدِّهِ إلَيْكَ إلَّا مَا دُمْتَ عَلَيْهِ قَائِمًا } وَلِهَذَا جَازَ ائْتِمَانُ أَحَدِهِمْ عَلَى الْمَالِ وَجَازَ أَنْ يَسْتَطِبَّ الْمُسْلِمُ الْكَافِرَ إذَا كَانَ ثِقَةً نَصَّ عَلَى ذَلِكَ الْأَئِمَّةُ كَأَحْمَدَ وَغَيْرِهِ إذْ ذَلِكَ مِنْ قَبُولِ خَبَرِهِمْ فِيمَا يَعْلَمُونَهُ مِنْ أَمْرِ الدُّنْيَا وَائْتِمَانٌ لَهُمْ عَلَى ذَلِكَ وَهُوَ جَائِزٌ إذَا لَمْ يَكُنْ فِيهِ مَفْسَدَةٌ رَاجِحَةٌ مِثْلُ وِلَايَتِهِ عَلَى الْمُسْلِمِينَ وَعُلُوِّهِ عَلَيْهِمْ وَنَحْوِ ذَلِكَ . فَأُخِذَ عِلْمُ الطِّبِّ مِنْ كُتُبِهِمْ مِثْلُ الِاسْتِدْلَالِ بِالْكَافِرِ عَلَى الطَّرِيقِ وَاسْتِطْبَابُه ُ بَلْ هَذَا أَحْسَنُ . لِأَنَّ كُتُبَهُمْ لَمْ يَكْتُبُوهَا لِمُعَيَّنِ مِنْ الْمُسْلِمِينَ حَتَّى تَدْخُلَ فِيهَا الْخِيَانَةُ لَيْسَ هُنَاكَ حَاجَةٌ إلَى أَحَدٍ مِنْهُمْ بِالْخِيَانَةِ بَلْ هِيَ مُجَرَّدُ انْتِفَاعٍ بِآثَارِهِمْ كَالْمَلَابِسِ وَالْمَسَاكِنِ وَالْمَزَارِعِ وَالسِّلَاحِ وَنَحْوِ ذَلِكَ».
انظر: «مجموع الفتاوى» 4/ 114-115.

В другом месте сказал: «Если иудей или христианин является специалистом в медицине и заслуживает доверия у человека, то разрешено ему обращаться к нему за лечением, как разрешено оставлять на хранение ему имущество».
См. «Мухтасар аль-фатауа аль-мисрия» с. 516, Ибн аль-Каййим «Бадаи’ аль-фауаид» 3/208.

وفي موطن آخر قال: «إذا كان اليهودي والنصراني خبيراً بالطب ثقة عند الإنسان، جاز له أن يستطبه، كما يجوز له أن يودعه المال…».
انظر: «مختصر الفتاوى المصرية»، ص. 516، «بدائع الفوائد» لابن القيم 3/208.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (15 оценок, среднее: 4,07 из 5)
Загрузка...