Почему Иса, мир ему и благословение Аллаха — «масих», и почему Даджаль — «масих»?
09.10.2017 | 4653
لماذا سمي عسى بن مريم — عليه الصلاة والسلام — بالمسيح ولماذا سمي الدجال بالمسيح؟
Масих Иса ибн Марьям, мир ему и благословение Аллаха
Писал имам Ибн Абдульбарр аль-Малики: «Что касается Исы ибн Марьям, мир ему, то насчет того, как образовалось его имя («масих») у языковедов пять мнений, как сказал Ибн аль-Анбари.
(1 мнение) Первое: сказали, что он «масих» из-за преодолевания больших расстояний по Земле…
(2 мнение) … И сказали, что он «масих» потому, что у него выровнена стопа (плоскостопие), в его стопе не было выемки, а выемка — это место снизу стопы, которое не касается земли.
(3 мнение) И сказали, что он назван «масихом» потому, что родился, будучи смазанным маслом/жиром.
(4 мнение) Еще сказали, что он был назван «масихом» потому, что стоило ему протереть руками больного, как тот исцелялся.
(5 мнение) И есть версия, что «масих» означает «правдивейший»». См. «Ат-Тамхид» 14/187-188.
Добавляют ученые Постоянного Комитета (КСА):
(6 мнение) «Также сказали, что это потому, что его коснулось благословение (был помазан благословением).
(7 мнение) Или потому что он был очищен от грехов и был благодатным».
Они же склонились к тому, что весомее всего тот смысл этого слова, который указывает на первое и четвертые мнения. См. «Маджалля аль-бухус аль-ислямия» 12/110.
Масих Даджаль
Продолжает имам Ибн Абдульбарр: «А что касается Масиха Даджаля, то сказали о нем «масих»
(1 мнение) по причине его преодолевания больших расстояний по Земле.
(2 мнение) И сказали, что это потому, что у него «стерт» с лица один глаз.
(3 мнение) И есть вероятность, что у него также «стерта» выемка снизу стопы». См. «Ат-Тамхид» 14/187-188.
المسيح عيسى بن مريم صلى الله عليه وسلم
قال الإمام ابن عبد البر المالكي: «أما المسيح ابن مريم عليه السلام ففي اشتقاق اسمه فيما ذكر ابن الأنباري لأهل اللغة خمسة أقوال
الرأي الأول/ أحدها: أنه قيل له مسيح لسياحته في الأرض، وهو فعيل من مسح الأرض أي من قطعها بالسياحة. والأصل فيه مسيح على وزن مفعل فأسكنت الياء ونقلت حركتها إلى السين لاستثقالهم الكسرة على الياء،
الرأي الثاني/ وقيل إنما قيل له مسيح لأنه كان ممسوح الرجل ليس لرجله أخمص، والأخمص ما لا يمس الأرض من باطن الرجل،
الرأي الثالث/ وقيل سمي مسيحا لأنه خرج من بطن أمه ممسوحا بالدهن،
الرأي الرابع/ وقيل سمي مسيحا لأنه كان لا يمسح ذا عاهة إلا برئ،
الرأي الخامس/ وقيل المسيح الصديق».
انظر: «التمهيد» 14/ 187-188.
وأضافت اللجنة الدائمة للإفتاء — بالسعودية — :
الرأي السادس/ «وقيل : لأنه مسح بالبركة ،
الرأي السابع/ أو طهر من الذنوب فكان مباركًا».
ومالت إلى أن الراجح في معنى «المسيح» هو «ماسح» ويرجع معناه إلى الرأي الأول والرأي الرابع.
انظر: «مجلة البحوث الإسلامية» 12/ 110.
المسيح الدجال
قال الإمام ابن عبد البر: «وأما المسيح الدجال فإنما قيل له مسيح
الرأي الأول/ لمسحه الأرض وقطعه لها،
الرأي الثاني/ وقيل لأنه ممسوح العين الواحدة،
الرأي الثالث/ وقد يحتمل أن يكون ممسوح الأخمص أيضاً».
انظر: «التمهيد» 14/ 187-188.