Шейх Фалях Мандакар: «Хабар ахад» — это довод в вероубеждении и постановлениях о делах

19.06.2017 | 619

الشيخ فلاح مندكار: خبر الآحاد حجة في العقائد والأحكام

Вопрос: Как можно опровергнуть того, кто говорит, что «хабар ахад»* не является доводом в вопросах вероубеждения и фикха?

Ответ: С именем Аллаха, вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал его руководству.
А затем.
Достаточным для этого будет ответ имама аш-Шафии в его книге «ар-Рисаля», когда он сказал, что не говорит, что в этом есть единогласное мнение, однако говорит: «Я не знаю ни одного из обладателей знания», — т.е. из тех, которые жили до него; а имам аш-Шафии умер в 204 г.х. и при широте его познаний и осведомленности, множестве путешествий по исламским землям, множестве встреч с обладателями знаний и поддержании связей с учеными он утверждает, что не знает ни одного из обладателей знания, — «который бы был несогласен с тем, что «хабар ахад» является доводом».

Затем, мы скажем: эти слова о том, что «хабар ахад» является или не является доводом в вопросах вероубеждения или же фикха — кто первый стал говорить об этом? И ты узнаешь, что жившие в первом, втором и третьем поколении, т.е. в поколении сподвижников, табиинов, атба табиинов ничего не знали об этом (об непринятии хадисов ахад). Все это появилось в исламской общине после, во втором веке после хиджры, во второй его части, то есть спустя 250 лет после хиджры. Поэтому первые имамы не знали этого, не говорили об этом и не разделяли между «ахад» и «мутаватир». Это разделение не было вообще известно во время сподвижников. И как только передавали им повеление от посланника Аллаха, они говорили: «Слушаем и повинуемся». «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!». (Сура «Свет», аят 51). Они не рассматривали и не расспрашивали о количестве тех, кто передал это сообщение или это повеление от посланника Аллаха. И нет у них (отвергающих хадисы) никакого довода, который они могли бы привести на это свое нововведение. Ни из Книги Аллаха, ни из сунны посланника Аллаха, ни от сподвижников, ни от табиинов, да будет доволен ими всеми Аллах.

Поэтому (мы видим), (что) это позже появилось в исламской общине, и ввели это новшество приверженцы нововведений и своих страстей для распространения своих ложных идей, которые заключаются в том, что разуму отдается предпочтение перед шариатскими текстами. Другими словами: подвергают шариатские тексты — слова Аллаха и слова Его посланника — оценке своего разума. И что соответствует выводам их разума, то принимают, а что не соответствует, то попирают: или отвергая, со словами, что это — «хабар ахад», или истолковывая и тем самым лишая фразы их очевидного настоящего смысла. И есть об этом замечательная работа у шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах — «О том, что хабар ахад является доводом». Мы советуем тебе прочитать ее. Он не оставил ничего из доводов приверженцев нововведений, разъяснив все наилучшим образом. Тебе стоит прочитать ее.

См. http://www.mandakar.com/Article.aspx?id=1426

__________
* «Хабар аль-ахад» — хадисы, переданные по цепочкам, количество которых не достигло степени «мутаватир», т.е. такого большого количества, при котором невозможно представить, что могла произойти ошибка в передаче, или что передатчики имели возможность договориться о лжи.

الفتاوى فتاوى العقيدة والمنهج

السؤال: كيف الرد على من يقول: إن خبر الآحاد ليس بحجة في العقائد والأحكام؟

الجواب: بسم الله والحمدلله والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه ومن تبه هداه وبعد ، يكفيك في هذا جواب الإمام الشافعي في كتابه الرسالة عندما ذكر أنه لا يقول أنه الإجماع ، بل قال:»لا أعلم أحداً من أهل العلم» ـ من الذين سبقوا الشافعي،والإمام الشافعي وفاته في سنة 204هــ ،على الرغم من سعة اطلاعه ومعرفته وترحاله في بلاد الإسلام والتقائه بأهل العلم واتصاله بالعلماء يقرر أنه لا يعلم أحداً من أهل العلم ـ :»يخالف في الاحتجاج بخبر الآحاد»

ثم نقول: هذا الكلام أيضاً ـ كون خبر الآحاد حجة أو غير حجة في العقائد أو في الفروع ـ ،من أول من قال به؟ ستعرف أن أهل القرن الأول والثاني والثالث أي قرن الصحابة والتابعين وأتباع التابعين لا يعرفون شيئا من هذا. هذه أمور كلها طرأت في الأمة بعد ذلك ، في القرن الثاني الهجري، في النصف الثاني منه أي بعد المائتين والخمسين من الهجرة. فلذلك ما عرفه السلف ولا قالوا به ما كانوا يفرقون بين خبر الآحاد وبين المتواتر ، وهذا التقسيم لم يُعرف أيام الصحابة أبداً،بمجرد ما ينقل لهم أمر عن رسول الله قالوا:سمعنا وأطعنا..[إنما كان قول المؤمنين إذا دعوا إلى الله ورسوله ليحكم بينهم أن يقولوا سمعنا وأطعنا] دون النظر والسؤال عن عدد من نقل هذا الخبر أو الأمر عن رسول الله ،وليس عندهم حجة مما يحتجون به على بدعتهم هذه،لا من كتاب الله،ولا من سنة رسول الله، ولا عن الصحابة والتابعين رضي الله عنهم جميعاً؛

لذلك هذه أمور دخلت على الأمة وابتدعها أهل البدع والأهواء ترويجاً لباطلهم الذي هو:تقديم العقل على النقل، أو عرض النقل والنص وكلام الله وكلام الرسول على العقول،فما قبله العقل قبلوه،وما لم يقبله العقل عبثوا به إما رداً بحجة أنه خبر آحاد، وإما تأويلاً وصرفاً للفظ عن معناه الظاهر والحقيقي. وهناك رسالة لطيفة جداً ننصحك بقراءتها للشيخ الألباني — رحمه الله- في»حجية خبر الآحاد»ما ترك فيها شيئاً لأهل البدع رحمه الله إلا وبين الأمر غاية البيان فعليك بها.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...