Фалях Мандакар и Салих аль-Фаузан про «таухид аль-хакимия»
22.05.2017 | 7625
الشيخ فلاح مندكار والشيخ صالح الفوزان عن توحيد الحاكمية
1. Шейх Фалях ибн Исмаиль Мандакар.
Вопрос: Является ли таухид аль-хакимия (таухид в правлении, судействе) отдельным видом таухида?
Ответ: С именем Аллаха, вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему посланнику Аллаха, его семье и тем, кто последовал его руководству. А затем: аль-хакимия не является четвертым или же отдельным видом таухида.
Видами таухида являются таухид ар-рубубия (таухид в господстве), таухид аль-улюхия (таухид в поклонении) и таухид аль-асма уа ссыфат (таухид в именах и качествах). А что касается аль-хакимии, то она входит в таухид ар-рубубия со стороны того, что управляет всем Аллах. Так же она входит в таухид аль-улюхия со стороны того, что нам вменено в обязанность подчинение, обращение на суд к закону Аллаха (шариату) и применение на практике постановлений Аллаха. И не разрешено обращение к суду иного. Так же аль-хакимия входит в таухид аль-асма уа ссыфат, потому что Аллах — Справедливый, Правитель, Судья.
Таким образом аль-хакимия входит (во все) виды таухида, и не разрешается выделять ее в отдельный вид. И известно среди обладателей знания, что при разделении на виды и отрасли говорят «вид» о том, к чему относятся отдельные представители или единицы. Например: таухид ар-рубубия — вид, а его единицы, и того, что относится к этому виду — их множество, например: сотворение, наделение уделом, оживление, умерщвление, распоряжение, регулирование, принесение пользы, нанесение вреда и другое. И так же таухид аль-улюхия — о нем говорят, что это вид, и к нему относятся дела поклоняющихся: намаз, подчинение, страх, боязнь, поясной поклон, земной поклон и другие. Вот так.
А что касается аль-хакимии, то не говорят, что это вид, и не относятся к нему иные (единицы). И я помню как был задан подобный вопрос нашему шейху Абдульазизу ибн Базу, да помилует его Аллах, во время хаджа, в Мекке, и он дал полезный ответ, да помилует его Аллах. Сказали ему: «Из-за важности судейства (правления) и суда (правления) по тому, что ниспослал Аллах, и потому что люди оставили этот великий приказ, мы делаем это отдельным видом (таухида), чтобы удержать людей и склонить к послушанию и подчинению». Ответил шейх, да помилует его Аллах: «Так ведь и намаз — важность его велика и велико оставление его людьми, и разве мы скажем: «Таухид намаза — так же отдельный вид из видов таухида»?» Затем шейх сказал: «Основа в этом (таухиде) — исследование, а так же оставление вынесения новых постановлений на основе аналогий и т.п. (т.е. иджтихада)». Закончились его слова, да помилует его Аллах. И Всевышний Аллах лучше знает.
1. الشيخ فلاح بن إسماعيل مندكار
السؤال: هل توحيد الحاكمية نوع مستقل من أنواع التوحيد ؟
الجواب:
بسم الله والحمدلله والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه ومن تبع هداه وبعد , فالحاكمية ليست نوعا رابعا أو مستقلا من أنواع التوحيد ،
فأنواع التوحيد هي: توحيد الربوبية ، وتوحيد الألوهية ، وتوحيد الأسماء والصفات، وأما الحاكمية فهي داخلة في توحيد الربوبية باعتبار أن الحكم لله ، وداخلة في توحيد الألوهية باعتبار أنه يجب علينا الخضوع والتحاكم والتطبيق لحكم الله وشرعه ، وأنه لا يجوز التحاكم لغيره ، وأيضا الحاكمية داخلة في توحيد الأسماء والصفات لأن الله هو العدل الحكم الحاكم
فالحاكمية تدخل في أنواع التوحيد ، ولا يجوز إفرادها بقسم مستقل ومعلوم عند أهل العلم والنظر أن النوع في التقسيم والتفريع يقال عن الأمر الذي يكون أو يدخل تحته الأفراد والآحاد . فمثلا : توحيد الربوبية نوع ، وأفراده وما يندرج تحت هذا النوع كثيرمثل الخلق ، والرزق ،والإحياء والإماتة والتصرف والتدبير والنفع والضر وغيره . وكذلك توحيد الألوهية يقال نوع وتحته من أفعال العباد : الصلاة ، والطاعة والخضوع والخوف والخشية والركوع والسجود وغيرها ، وهكذا
. وأما توحيد الحاكمية فلا يقال أنه نوع ، ولا يندرج تحته غيره . وأذكر لما عرض مثل هذا السؤال على شيخنا عبدالعزيز بن باز رحمه الله في موسم الحج بمكة ، أجاب وأفاد رحمه الله فقيل له: لأهمية الحاكمية والحكم بما أنزل الله ، ولأن الناس قد هجروا هذا الأمر العظيم نجعله نوعا لزجر الناس وحملهم على الطاعة والامتثال ، فأجاب رحمه الله: وكذلك الصلاة فأهميتها عظيمة وترك الناس لها عظيم ، فهل نقول توحيد الصلاة نوع من أنواع التوحيد أيضا؟ ، ثم قال: الأصل في هذا الاستقراء وعدم الاجتهاد، انتهى كلامه — رحمه الله — والله تعالى أعلم.
http://www.mandakar.com/Article.aspx?id=1114
2. Шейх Салих аль-Фаузан: Таухид аль-хакимия — продукт пропаганды «братьев-мусульман» (ихванов).
2. الشيخ صالح الفوزان: توحيد الحاكمية هو نوع رابع للتوحيد عند الإخوان المسلمين
Чтец: Уважаемый шейх, да поддержит вас Аллах, спрашивающий говорит: «Разделение таухида (единобожия) на четыре вида: рубубия (в господстве), улюхия (в поклонении)…»
Шейх: Нет четырех видов. Нет четырех видов. Есть три вида. Таухид ар-рубубия, таухид аль-улюхия и таухид аль-асма уа ас-сыфат (в именах и качествах). Нет четырех видов. Да. Что он дальше говорит? Что там про четвертый?
Чтец: «Четвертый — таухид аль-хакимия (в правлении/судействе)».
Шейх: Хакимия, брат мой, входит в улюхия. Это у ихванов (он четвертый вид), они утверждают о таухиде аль-хакимия. Но (на самом деле) это (правление и судейство) входит в таухид аль-улюхия (единобожие в поклонении), потому что правление по шариату — это поклонение Великому и Величественному Аллаху. Таким образом оно входит в таухид аль-улюхия. Нет нужды в том, чтобы выделять это в отдельный вид. Да.