Воздаяние за безупречный хадж
29.07.2019 | 4549
Передали аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Умра после умры служит искуплением тому, что между ними. А что касается безупречного хаджа, то нет за него иного воздаяния, кроме Рая».
عن أبي هريرة -رضي الله عنه — : أنَّ رسول اللهِ — صلى الله عليه وسلم -، قال: «العُمْرَةُ إِلَى العُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَينَهُمَا، وَالحَجُّ المَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلاَّ الجَنَّةَ». متفق عليه
Говорит имам Ибн Абдульбарр аль-Малики: «Что касается безупречного хаджа, то говорят, что это такой хадж, в котором нет показухи, хвастовства, неподобающего поведения, нечестия (фиск), и который совершается за имущество, полученное дозволенным путем. И Аллах лучше знает».
См. «ат-Тамхид» 22/39.
قال الإمام ابن عبد البر المالكي: «وَأَمَّا الْحَجُّ الْمَبْرُورُ فَقِيلَ هُوَ الَّذِي لَا رِيَاءَ فِيهِ وَلَا سُمْعَةَ وَلَا رَفَثَ فِيهِ وَلَا فُسُوقَ وَيَكُونُ بِمَالٍ حَلَالٍ وَاللَّهُ أَعْلَمُ».
انظر: «التمهيد» 22/ 39.
Объясняет имам Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии: «Более верное и наиболее распространенное объяснение заключается в том, что «безупречный» (мабрур) — это тот, в котором нет примеси греха. Это слово — мабрур — образовано от слова «бирр» (благочестие), а оно означает повиновение.
И есть мнение, что «безупречный» — это принятый Аллахом. А признак того, что хадж был принят, заключается в том, что совершивший его возвращается лучшим, чем был ранее и не возвращается к прежним грехам.
Еще есть мнение, что это тот хадж, в котором нет показухи.
Также есть мнение, что это тот, за которым не следует грех. И эти два мнения входят в предыдущее.
А смысл слов «нет за него иного воздаяния, кроме Рая» заключается в том, что воздаяние совершившему его не ограничивается избавлением от некоторых из его грехов, но, кроме того, он еще должен войти в Рай. И Аллах лучше знает».
См. «Шарх Сахих Муслим» 9/118-119.
قال الإمام يحيى بن شرف النووي الشافعي: «الْأَصَحُّ الْأَشْهَرُ أَنَّ الْمَبْرُورَ هُوَ الَّذِي لَا يُخَالِطُهُ إِثْمٌ مَأْخُوذٌ مِنَ الْبِرِّ وَهُوَ الطَّاعَةُ وَقِيلَ هُوَ الْمَقْبُولُ وَمِنْ عَلَامَةِ الْقَبُولِ أَنْ يَرْجِعَ خَيْرًا مِمَّا كَانَ وَلَا يُعَاوِدَ الْمَعَاصِي وَقِيلَ هُوَ الَّذِي لَا رِيَاءَ فِيهِ وَقِيلَ الَّذِي لَا يُعْقِبُهُ مَعْصِيَةٌ وَهُمَا دَاخِلَانِ فِيمَا قَبْلَهُمَا وَمَعْنَى لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلَّا الْجَنَّةَ أَنَّهُ لَا يَقْتَصِرُ لِصَاحِبِهِ مِنَ الْجَزَاءِ عَلَى تَكْفِيرِ بَعْضِ ذُنُوبِهِ بَلْ لَا بُدَّ أَنْ يَدْخُلَ الْجَنَّةِ وَاللَّهُ أَعْلَمُ».
انظر: «شرح صحيح مسلم» 9/ 118-119.
Писал имам Ибн ‘Аллян аш-Шафии: «Возможно понимание, согласно которому воздаяние за такой хадж будет включать в себя внушение совершившему его раскаяния за каждый грех, поддержку ему в этом и сохранность от уклонения в последующей жизни. И так он войдет в Рай вместе с преуспевшими».
См. «Далиль аль-фалихин» 7/75.
قال الإمام ابن علان الشافعي: «يحتمل أن يكون من جزائه إلهام صاحبه التوبة من كل ذنب، وتوفيقه لذلك وحفظه من المخالفة باقي عمره فيدخل الجنة مع الفائزين».
انظر: «دليل الفالحين» 7/ 75.