Когда лучше отложить совершение молитвы, чем сделать ее в начале времени

03.06.2017 | 2301

من الصور التي تأخير الصلاة فيها يكون أفضل من الإتيان بها في أول الوقت

Сказал имам Ибн Таймия аль-Харрани: «А что касается ситуаций, когда он отложил совершение молитвы фаджр по причине, требующей этого, как, например, если тот, кто совершил таяммум (очищение песком) обычно откладывает молитву до конца ее времени, чтобы совершить ее с вуду (малым омовением), или когда один человек откладывает ее совершение до конца времени, чтобы совершить с коллективом, или когда человек способен совершить намаз в конце времени стоя, а в начале не может ее совершить кроме как сидя. И тому подобные ситуации, когда в откладывании совершения намаза фаджр есть достоинство, которое превышает достоинство совершения ее в начале времени — в таких случаях откладывать совершение молитвы будет лучше. И Аллах лучше знает».
См. «Маджму’ аль-фатауа» 22/97.

قال الإمام ابن تيمية الحراني: «وأما إذا أخرها لسبب يقتضي التأخير مثل المتيمم عادته إنما يؤخرها ليصلي آخر الوقت بوضوء والمنفرد يؤخرها حتى يصلي آخر الوقت في جماعة أو أن يقدر على الصلاة آخر الوقت قائما وفي أول الوقت لا يقدر إلا قاعدا ونحو ذلك مما يكون فيه فضيلة تزيد على الصلاة في أول الوقت فالتأخير لذلك أفضل والله أعلم»
من «مجموع الفتاوى» 22/97.

Сказал шейх Ибн Усаймин: «Так же из причин откладывания молитвы то обстоятельство, что в конце времени молитвы есть возможность совершить ее с коллективом, тогда как нет такой возможности в начале времени. В таком случае будет лучше отложить совершение молитвы. Как, например, если какого-то человека застало время молитвы за городом, и он знает, что когда приедет в город, то застанет молитву с коллективом в конце времени. Лучше будет ему совершить тогда, когда пришло время намаза, или отложить совершение намаза, чтобы сделать его с коллективом? Мы скажем: лучше отложить совершение намаза, чтобы сделать его с коллективом. И даже можем сказать, что обязательно отложить совершение намаза, чтобы застать молитву с коллективом.
См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль», т.10, гл. «Времена намазов».

قال الشيخ ابن عثيمين: «ومن الأسباب أيضاً أن يكون في آخر الوقت جماعة لا تحصل في أول الوقت، فهنا التأخير أفضل، كرجل أدركه الوقت وهو في البر وهو يعلم أنه سيصل إلى البلد ويدرك الجماعة في آخر الوقت، فهل الأفضل أن يصلي من حين أن يدركه الوقت، أو أن يؤخر حتى يدرك الجماعة؟ نقول: إن الأفضل أن تؤخر حتى تدرك الجماعة، بل قد نقول بوجوب التأخير هنا تحصيلاً للجماعة».
انظر: مجموع فتاوى و رسائل الشيخ محمد صالح العثيمين المجلد الثاني عشر — باب المواقيت.

Слова шейха Ибн Усаймина о том, что обязательно отложить обязательную молитву, чтобы совершить ее в группе — это мнение из особенностей ханбалитского мазхаба, поскольку именно у правоведов-ханбалитов совершение коллективной молитвы является личной обязанностью для мужчин. Писал имам Мансур аль-Бухути аль-Ханбали, комментируя слова имама Мусы аль-Хаджави аль-Ханбали:

««Совершению в любой (по размеру) группе отдается предпочтение перед совершением в начале времени», — потому что совершение в коллективе обязательно, а совершение в начале времени желательно (сунна), и обязательное не противопоставляется желательному».
См. «Кашшаф аль-кына'» 1/457.

وما قاله الشيخ ابن عثيمين عن وجوب تأخير الصلاة لإدراك الجماعة هو من مفردات المذهب الحنبلي إذ فقهاء الحنابلة يقررون أن الصلاة في الجماعة واجب عيني على الرجال. وقال الإمام منصور البهوتي الحنبلي وهو يشرح كلام الإمام موسى الحجاوي الحنبلي:

«(وَتُقَدَّمُ: الْجَمَاعَةُ مُطْلَقًا عَلَى أَوَّلِ الْوَقْتِ) ؛ لِأَنَّهَا وَاجِبَةٌ، وَأَوَّلُ الْوَقْتِ سُنَّةٌ وَلَا تَعَارُضَ بَيْنَ وَاجِبٍ وَمَسْنُونٍ».
انظر: «كشاف القناع» 1/457.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...