Лозунги о следовании доводам (далилям)/более сильным мнениям и реальность. Шейх Саид аль-Камали

23.09.2017 | 3614

الشيخ سعيد بن محمد الكملي: الشعارات والدعاوات الفارغة عن اتباع الدليل والقول الراجح

Говорит шейх Саид ибн Мухаммад аль-Камали:

«Да, ты считаешь, что это мнение более весомое! Приводишь на него доводы, стараешься, ведешь на несогласного с тобой конницу и пехоту. Затем происходит что? — Вот разница между тем, чтобы услышать что-то и увидеть своими глазами. — Подойдет к тебе сейчас человек и заставит изменить свое мнение в таком-то вопросе. И я однозначно говорю: ты изменишь свое мнение, поскольку он заставит тебя это сделать не силой мышц, а силой ума. Приведет тебе доводы, затем возьмет твои доводы, которые ты считал доводами, и разобьет их спокойно, один за другим, и ты вдруг увидишь, что ты сидишь в воздухе (под тобой нет никакой основы). Упадешь и сменишь мнение. Тот человек уйдет, и придет другой с другим мнением. И так же приведет тебе доводы. Опираясь на правила. И ты снова сменишь мнение. Ты сидишь и только прыгаешь с места на место. У тебя голова закружится от множества смен тобой («более сильных») мнений. Но ты, сменяя мнение, считаешь, что вот это уже точно истина.

Я иногда так поступаю со студентами. Когда мы подходим к вопросу в котором разногласие, я широко освещаю доводы и их объяснение. Говорю: «Каково ваше мнение по этому вопросу?» Говорят: «Не может быть сомнений, что правильно — вот это». Говорю: «Хорошо, слушайте». Опровергаю эти доводы, и привожу доводы сторонников другого мнения. Говорят: «А нет, правильное — это». Зачем я так делаю? Чтобы люди знали, что иджтихад — это вид мыслительного процесса, объектом которого являются шариатские тексты.

Был я как-то в одной местности, где проживают маликиты. Моим спутником в той поездке был заместитель министра исламских дел, достойный человек, он уже умер, да помилует его Аллах. Он был в числе тех, кто посещал наши уроки по «аль-Муватта» и защищал докторскую степень у нас в Марокко. Он сказал: «Шейх, город, в который мы сейчас приедем — у меня там была лекция о маликитском мазхабе — жители этого города бедуины, в них есть грубость, характерная для жителей пустыни. Если увидишь что-то подобное с их стороны, то не считай это неуважением, они сами по себе такие». И Аллах предопределил так, что я увидел проявление этого от одного из них. Когда я вел лекцию, встал один из присутствующих и говорит: «Шейх! Мы следуем далилям!» То есть не говорит: «Шейх, твой мазхаб маликитский, а мой мазхаб — такой», — а говорит: «Мы следуем далилям!» Я сказал ему: «Хорошо, эти далили, между тобой и ними есть что-то особенное, чего нет у остальных мусульман? Я задам тебе вопрос, разъясни мне, как ты в нем следуешь далилю». Я рассказал ему хадис, который передал Малик в «аль-Муватта» и передал от Малика автор «Сахиха». Из этого хадиса был извлечен вопрос фикха. По этому вопросу имамы разошлись на четыре мнения. У маликитов свое мнение, у шафиитов свое, у ханафитов свое, у ханбалитов свое. И все они приводят в довод один и тот же хадис. Однако они подошли к нему с разными мыслительными операциями, разным анализом. И не говори мне: «Мы обязаны понимать хадис в соответствии с пониманием саляфов». — Все они — саляфы. Все они — саляфы. Однако, этот саляф понял так, этот — так, этот — так, а этот — так. Вот тебе далиль. Следуй далилю. Я буду удовлетворен (любым ответом). Следуй доводу. Как ты поступишь? — Он замолчал.

Все люди следуют далилям! Все люди следуют далилям. Но среди них есть те, кто следует далилю, и он явен, и есть те, которые следуют далилю, то есть результату, полученному из далиля, правовому положению, извлеченному из довода, без выявления самого довода. А паника: «Я следую доводу! Я следую доводу!» — Выпучивая глаза… — Нет, «следуй» спокойно, без нападений на меня. «Следуй далилю» и оставь меня в покое» (шейх засмеялся).

Сл. «Мадхаль иля аль-фикх аль-малики», 4; 1436 г.х.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...