Каждый может побывать имамом Ахмадом

26.11.2018 | 4351

В книгах древних имамов много говорится о том, как опасно ученому приближаться к правителям и получать от них подарки или быть у них на содержании. По вполне понятным причинам: ученый может стать заложником своего положения и не отважится высказать правду, когда это потребуется, но она будет идти вразрез с позицией правителя. Или, что еще хуже: под давлением авторитета и потенциальной силы государственного аппарата станет убеждать и себя и других в том, что неверное — верно или, как минимум, допустимо.

Прочитав подобные высказывания имамов, рядовой мусульманин бросит взгляд на живущих в его время ученых, определит приближенных к какому-нибудь правителю, в уме поставит над ними вопросик, и на этом тема для него завершена. А эта тема гораздо ближе ко многим обычным мусульманам, чем ко многим ученым. И проблема их не в близости к правителям, а в том, что они точно так же, как некий близкий к правителю ученый, стали заложниками своего довлеющего окружения. Это гораздо более распространенное явление, чем правительственность ученого. Не защищены от этого ни обычные мусульмане, ни слабособлюдающие мусульмане, ни студенты, ни призывающие, ни приверженцы любого из имеющихся исламских течений.

Человек распространяет что-то, потому что его круг общения распространяет это. Даже если не понимает, о чем идет речь.
Поддерживает тех, кого поддерживает его круг общения. Даже если сомневается в их правоте.
Не высказывает то, что неприемлемо для его круга общения. Даже если считает это правдой.
Боится поддержать то, что считает правдой, потому что не может возразить своему окружению.

А Ислам учит человека быть личностью, и исповедовать религию перед Аллахом, а не перед группой, в которую его затянуло в процессе общения, и с которой он, допустив беспечность, стал себя идентифицировать. Вместо того, чтобы идентифицировать себя личностью.

Если вспомнить любого имама или достойного религиозного деятеля, за которым следуют люди, то всех их отличает одно качество: самостоятельность. Непонимающее окружение уходит, развивающееся остается, понимающее приходит — и так всю жизнь, а человек отвечал и отвечает сам за себя.

Как часто вспоминается в кругах верующих об испытании имама Ахмада. Воспоминания сопровождаются восхвалением имама, осуждением его противников, интересом и, возможно, даже удовольствием от художественной составляющей этой истории. Затем эту историю откладывают на полку до следующего воспоминания о ней. Тогда как каждый мусульманин в своей жизни многократно оказывается в положении, когда может хотя бы отчасти побыть имамом Ахмадом, проявив принципиальность и независимость, отстояв свое право быть личностью.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (15 оценок, среднее: 4,73 из 5)
Загрузка...