Эльмир Кулиев про призыв к сектантской партийности под видом призыва к саляфии. О мазхабах имамов и множественных мазхабах современников
10.12.2017 | 10039
Эльмир Кулиев: Сектантский посыл в призыве современных якобы саляфитских проповедников и создание новых мазхабов, называя это саляфией
Очень смелая и глубокая речь Эльмира Кулиева. Вполне можно ожидать, что после этих слов в его адрес полетят обвинения со стороны аудитории, которая ниже «заявленного уровня». При том, что в вопросах веры в Аллаха и Его качества, насколько известно, Эльмир убеждения не менял, и многие сами узнали эти убеждения именно из переведенных им книг. Впрочем, это будет хорошим индикатором того, действительно ли люди готовы объединяться на одних убеждениях, или это только красивые слова. Действительно ли для них важна суть следования пути праведных предшественников или важна приверженность внешним признакам и названиям каких-то современных групп.
И если присмотреться в действительность происходящего в среде, индивиды которой включают себя в общность под названием «саляфиты», то сказанное Эльмиром окажется вполне очевидным.
Во-первых, на самом деле все поделено на фанатичные группировки, каждая из которых претендует на свою исключительность в приверженности истине в отличие от остальных. Об этом еще было в общем расписано здесь: https://muntaqa.info/manhaj-hizbiya и здесь: https://muntaqa.info/ching и здесь: https://muntaqa.info/total и еще в ряде переводов и статей. Если бы была польза, то можно было бы упомянуть многие «саляфитские» имена/прозвища, вокруг которых сейчас с их ведома и под влиянием их призыва организованы воинственно настроенные партии.
Во-вторых, сейчас от каждого мало-мальски активного мусульманина негласно требуется, чтобы он примкнул к какой-нибудь из этих группировок и был враждебно настроен против остальных. Кто не примкнул к какой-либо одной и свободен в следовании тому, что к нему доходит от религиозных авторитетов Ислама, тот находится под угрозой обвинения в заблуждении и вражды со стороны всех групп вместе взятых.
Важно отметить, что далеко не все поддаются подобным тенденциям и есть ученые, есть шейхи, есть призывающие, и есть много простых мусульман, которые дистанцируются от различных форм пагубной партийности, призыва к ним и служат в этом плане хорошим примером. Вспомнить хотя бы шейха Ибн Усаймина: если посмотреть на его ответы и наставления об отношении к противоречащим (https://muntaqa.info/usaimin-imtihan-tahazzub, https://muntaqa.info/manh), о формировании «саляфитских» группировок (https://www.youtube.com/watch?v=7iYS6bOA3LE, https://www.youtube.com/watch?v=9wc-y6AFsl8), то его позиция будет прекрасно видна. И, скорее всего, для многих, кто издавна внимал словам шейха, она будет неожиданностью, поскольку на эти его слова не принято обращать внимание.
В-третьих, сейчас действительно происходит множество попыток отменить мазхабы великих имамов прошлого и заменить их новыми мазхабами современников, порой даже мазхабами начинающих студентов. И не просто заменить новыми, а обязать ими. Как об этом было расписано здесь: https://muntaqa.info/pmath и здесь: https://muntaqa.info/tahrif и здесь: https://muntaqa.info/shalaf и еще в нескольких статьях и переводах.
В-четвертых, в Саудовской Аравии на самом деле сейчас поддерживается не ханбалитский мазхаб, а свой мазхаб, который в большей части взят из ханбалитского фикха с заменой постановлений мазхаба на мнения шейх уль-Ислама Ибн Таймии в тех вопросах, в которых его мнения известны. И все это с ориентацией на мнения недждийских шейхов трех последних веков. При этом с течением времени акцент все больше смещается со следования за недждийскими шейхами на следование за имамом Ибн Таймией. Хотя в судах до сих пор опираются первым делом на ханбалитские книги.
В общем, если кто-то все же не понял: Эльмир раскритиковал не следование за праведными предшественниками (саляфами), не саляфию как понятие, не какое-то вероубеждение, а такое явление как «муасырия» — современные господствующие пропагандистские направления, деятельность современных течений и групп, приписывающих себя к следованию за саляфами, но дающих толкование Ислама в вопросах взаимоотношений и фикха, оторванное от унаследованного учеными из поколения в поколение. И объяснил, что считает вредным призыв к отказу от четырех мазхабов и созданию новых.
Еще пара полезных записей Эльмира Кулиева о мазхабах четырех имамов ахлю ас-сунна и обращении для суда над имамами к проповедникам и студентам:
Важное интервью о мазхабах
Следует отметить, что в истории с четырьмя ракатами Усмана на самом деле фигурировал не Ибн Аббас, а Ибн Мас’уд, который на вопрос о том, почему он сделал за Усманом 4 раката, если сам говорил, что нужно 2, ответил: «Разногласие — зло».
Эльмир Кулиев: Важность мазхабов четырех имамов. «Кто вас такому исламу научил?!»