Шейх Халид аль-Муслих: Разрешены ли для детей игрушки и куклы с ярко выраженными чертами лица? Последнее мнение шейха Ибн Усаймина
20.12.2017 | 10269
الشيخ خالد المصلح: حكم لعب الأطفال المجسمة المعاصرة ذات الدقة في صورة الوجه من العرائس والدمى ونحوها، ورأي الشيخ ابن عثيمين الأخير في المسألة
Ведущий: «Сара спрашивает о куклах, с которыми играют дети. Она говорит, что у некоторых бывают глаза, нос и другие (черты лица)».
Шейх: «Что касается детских игрушек при всем их разнообразии и видах, то нет в этом проблем. Это потому что пророк, да благословит Аллах его, его семью и ниспошлет мир, разрешил Аише держать у себя кукол в виде девочек, которые представляли из себя игрушки, сделанные из шерсти или чего-то подобного. Она вместе со своими подружками, да будет доволен ими Аллах, играла с ними. Разрешение Аише от пророка, мир ему и благословение Аллаха, держать у себя эти куклы в виде девочек, как это передано в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, служит доводом на то, что разрешается, чтобы у детей были такие куклы. И что касается того, что в наше время изготовление кукол стало более развитым в точности, так что сейчас хорошо умеют делать (у кукол) глаза, нос, рот, черты лица, то некоторые обладатели знания посчитали, что это обстоятельство исключает эти куклы из числа тех, на которые пришло разрешение в шариате (в хадисе) о куклах, которые держала у себя Аиша, да будет доволен ею Аллах. Но мне видится — а истинное знание у Аллаха — что, поскольку пришла основа с дозволением держать (куклы), то нет препятствия тому, чтобы это разрешение распространялось на куклы в том виде, в котором они получаются в результате развития производства и знания (технологий). Ведь если есть разрешение держать (у себя куклы)… В то время как известно, что идолы во время пророка, мир ему и благословение Аллаха, не были настолько же проработанными в плане ваяния образа, качества, красоты, насколько это есть в современных идолах. При этом они были запрещены тогда, и запрещены сейчас. И те игрушки (куклы), которые разрешил пророк, мир ему и благословение Аллаха, при том, что они были в образе тела, были сделаны по мере возможностей и сил тех, кто их делал. А то обстоятельство, что произошло развитие в качестве их изготовления, не выводит их из положения дозволенности.
Но если кто-то проявит осторожность и изменит (удалит) что-то в чертах лица (куклы), то будет хорошо.
Я помню, как наш шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах, вначале велел тем, кто приобретает их (куклы), изменять (удалять) некоторые черты лица, например, нагретым железом или чем-то подобным. А затем, в конце (жизни) он оставил это условие и стал говорить о дозволенности (кукол), не упоминая об устранении этой точности в изготовленном (образе куклы)».
____________
Пояснение шейха можно дополнить тем, что в словах ученых прежних веков нет упоминания какой-либо границы четкости черт лица куклы, начиная с достижения которой, кукла становилась бы запрещенной. При том, что изготовление кукол становилось все качественнее и качественнее из века в век, ученые не переставали писать в общей форме, что для кукол, с которыми играют дети, есть исключение. Вот, например, слова имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни аш-Шафии, который жил в 9 веке после хиджры: «Этот хадис используется в качестве довода разрешенности изображений девочек и игрушек для игры девочек ими. Это конкретизировано из общего запрета на изображения. Это однозначно утвердил Ийяд и передал это мнение от большинства. Передал, что они разрешили покупку-продажу игрушек для девочек, чтобы те с малых лет приучались к заботе о доме и детях». См. «Фатх аль-Бари» 10/527.
قال الحافظ بن حجر العسقلاني الشافعي: «واستُدل بهذا الحديث على جواز اتخاذ صور البنات واللُّعب؛ من أجل لعب البنات بهنَّ، وخُصَّ ذلك من عموم النهي عن اتخاذ الصور، وبه جزم عِياضٌ، ونقله عن الجمهور، وأنهم أجازوا بيع اللُّعب للبنات؛ لتدريبهنَّ من صغرهنَّ على أمر بيوتهنَّ وأولادهنَّ».
انظر: «فتح الباري» 10/ 527.