Можно ли покупать и продавать кошек?

09.01.2019 | 38593

Мнения ученых

По этому вопросу известны два основных мнения

1. Абсолютное большинство ученых поддерживают мнение, что покупать и продавать домашних, прирученных кошек разрешено, или, в худшем случае, нежелательно. Такова позиция ученых четырех мазхабов, некоторых табиинов и Ибн Аббаса. А имам ат-Тахави передал, что он не обнаружил какого-либо разногласия насчет этого.

2. Представители захиритского мазхаба утверждали, что покупать и продавать их запрещено, и если кто-либо нуждается в коте, то тот, у кого есть лишний, обязан (уаджиб) даром отдать своего кота нуждающемуся. См. «аль-Мухалля» 7/498.
Следуя в этом вопросе за захиритским имамом Ибн Хазмом (ум. 456 г.х.), запретил продавать котов и имам Ибн аль-Каййим, который после того, как высказал это решение, процитировал объяснение Ибн Хазма. Также Ибн аль-Каййим сослался на одно из двух мнений, переданных от имама Ахмада, которое другие ученые-ханбалиты поняли, как мнение о нежелательности, а не о запрете. А в мазхабе основным признано другое мнение имама Ахмада — о том, что продажа кошек просто разрешена.
За захиритами и Ибн аль-Каййимом в этом мнении последовали некоторые современники.

Причина разногласия

Основная причина разногласия кроется в отношении к сообщениям от сподвижников по этому вопросу и к хадису, который передал имам Муслим с иснадом от Ма’кыля, который передал от Абу аз-Зубейра, что он сказал: «Я спросил Джабира о назначении цены за собаку и кота, и он ответил: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, строго удерживал от этого».

Также переданы сообщения от Абу Хурейры и Джабира (сподвижники), Тауса и Муджахида (табиины), что они с неодобрением и осуждением относились к продаже котов. Их порицание может быть понято, как нежелательность (макрух), и может быть понято, как запрет (харам).

Позиция захиритов и тех, кто последовал за ними

Ибн Хазм понял из хадиса, что выражение «строго удерживал» указывает на то, что речь идет о запрещенном в шариате, то есть хараме. И отнес этот запрет ко всем видам купли-продажи кошек. Таким же образом он поступил с сообщениями от Джабира, Тауса и Муджахида, истолковав их неодобрение и осуждение (караха) как мнение о запрете (харам).

Позиция большинства ученых

Сначала стоит обратить внимание на то, кто относится к большинству. Потому что порой можно встретить, как сторонники какого-либо мнения говорят: «Некоторые ученые высказали такое-то мнение, но правильно иное, которое высказали такой-то и такой-то». — И у читателя может сложиться представление, что «некоторые ученые» — это всего-лишь несколько личностей, которые даже не заслуживают упоминания рядом с двумя-тремя «гигантами», представляющими второе мнение. Тогда как «некоторые» — это, в действительности, почти все ученые и имамы за всю историю исламской общины.

Говорит хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Что касается продажи кота, то ученые разногласят о ее нежелательности. Есть среди них те, которые сочли это порицаемым. Это передано от Абу Хурейры, Джабира, ‘Ата, Тауса, Муджахида, Джабира ибн Зейда, аль-Аузаи и от Ахмада в одной из версий, переданных от него. Он сказал: «Это не так проблемно, как шкуры хищников». Это (мнение Ахмада) выбрал Абу Бакр (аль-Халляль) из наших соратников (ханбалитов). 
А разрешили продажу котов Ибн ‘Аббас, ‘Ата — согласно второй версии от него, аль-Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин, аль-Хакам и Хаммад. Также это мнение ас-Саури, Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада в наиболее известной версии от него. От Исхака (ибн Рахавейха) передается две версии. И от аль-Хасана (аль-Басри) передано, что он счел порицаемой продажу и разрешил покупку для получения пользы от владения котом».
См. «Джами’ аль-‘улюм уа аль-хикам» 3/1219-1220.

قال الحافظ ابن رجب الحنبلي: «فأمَّا بيعُ الهرِّ، فقد اختلف العلماءُ في كراهته، فمنهم من كرهه، ورُوي ذلك عن أبي هريرة وجابر وعطاء وطاووس ومجاهد، وجابر بن زيد، والأوزاعي، وأحمد في رواية عنه، وقال: هو أهونُ من جلود السِّباع، وهذا اختيارُ أبي بكر من أصحابنا، ورخص في بيع الهرِّ ابن عباس وعطاء في رواية والحسن وابن سيرين والحكم وحماد، وهو قول الثوري وأبي حنيفة مالك والشافعي وأحمد في المشهور عنه ، وعن إسحاق روايتان، وعن الحسن أنَّه كره بيعها، ورخَّصَ في شرائها للانتفاع بها».
انظر: «جامع العلوم والحكم»
3/ 1219-1220.

Писал имам Абу Джа’фар ат-Тахави аль-Ханафи (жил до Ибн Хазма, ум. 321 г.х.): «Мы не знаем разногласия среди обладателей знания насчет того, что иметь дело с ценой кошек не является запретным (харамом), однако, это недостойно».
См. «Шарх мушкиль аль-асар» 12/83.

قال الإمام أبو جعفر الطحاوي الحنفي: «وَلَمْ نَعْلَمِ اخْتِلَافًا بَيْنَ أَهْلِ الْعِلْمِ فِي ثَمَنِ السِّنَّوْرِ أَنَّهُ لَيْسَ بِحَرَامٍ، وَلَكِنَّهُ دَنِيءٌ».
انظر: «شرح مشكل الآثار»
12/ 83.

Как видно, в соответствии с мнением о нежелательности (макрух) или предосудительности были поняты большинством те самые сообщения от некоторых сподвижников и табиинов с порицанием продажи кошек.

Писал имам Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии: «Продажа домашних (прирученных) кошек разрешена без разногласий у нас (ученых-шафиитов). Только аль-Багави в «Шарх Мухтасар аль-Музани» передал от Ибн аль-‘Аса, что он сказал: «Не разрешено». И это (утверждение) — отклонившееся (шазз), ложное, отвергнутое. Широко известна разрешенность этого. И в соответствии с этим высказалось подавляющее большинство ученых. Кады Ийяд передал это от большинства».
См. «аль-Маджму'» 9/229.

قال الإمام يحيى بن شرف النووي الشافعي: «بَيْعُ الْهِرَّةِ الْأَهْلِيَّةِ جَائِزٌ بِلَا خِلَافٍ عِنْدَنَا إلَّا مَا حَكَاهُ الْبَغَوِيّ فِي كِتَابِهِ فِي شرح مختصر المزني عن ابن العاص أَنَّهُ قَالَ لَا يَجُوزُ وَهَذَا شَاذٌّ بَاطِلٌ مَرْدُودٌ وَالْمَشْهُورُ جَوَازُهُ وَبِهِ قَالَ جَمَاهِيرُ الْعُلَمَاءِ نَقَلَهُ الْقَاضِي عِيَاضٌ عَنْ الْجُمْهُورِ».
انظر: «المجموع»
9/ 229.

У большинства ученых есть несколько подходов к данному вопросу

1. Решение о слабости хадиса

Пишет хафиз Ибн Раджаб: «Имам Ахмад осудил передачи Ма’кыля от Абу аз-Зубейра и сказал: «Они подобны хадисам Ибн Ляхиа». Это было исследовано, и обнаружилось, что дело обстоит так, как сказал Ахмад, да помилует его Аллах».
См. «Джами’ аль-‘улюм уа аль-хикам» 3/1217.

قال الحافظ ابن رجب: وقد استنكر الإمامُ أحمد رواياتِ مَعْقِلٍ عن أبي الزبير، وقال: هي تشبه أحاديثَ ابنِ لهيعة، وقد تُتُبِّعِ ذلك، فوُجِدَ كما قاله أحمد رحمه الله.
انظر: «جامع العلوم والحكم»
3/ 1217.

Ибн Ляхиа — слабый передатчик. И в данном случае нужно обратить внимание на то, что имам Ахмад не сказал, что Ма’кыль в целом слабый передатчик, а высказался лишь о том, что Ма’кыль передавал от Абу аз-Зубейра. Что именно такие хадисы Ма’кыля слабые.

Приводится у ан-Насаи также подобный хадис с иснадом от Хаммада ибн Саляма, который передает от Абу аз-Зубейра, что он передал от Джабира, что «пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил (ар.: «наха») цену собаки и кота за исключением охотничьей собаки».

Слово «наха» (запретил) или «нахью» (запрет) в шариатских текстах имеет более широкий смысл, нежели «сделал харамом». «Наха» или «нахью» может означать совет не поступать каким-либо образом, может относиться к процессу воспитания, может означать нежелательность (макрух), может означать запрет в значении «харам», и могут быть другие значения, подобно тому, как дело обстоит с приказом в шариатских текстах, см.: https://muntaqa.info/prikaz. Какое именно подразумевается значение выясняют правоведы-муджтахиды, совмещая все имеющиеся доводы и шариатские правила, касающиеся рассматриваемого вопроса.

Пишет хафиз Ибн Раджаб об этом хадисе: «Его передал ан-Насаи и сказал: «Это отвергаемый (мункар) хадис». Также сказал: «Он не является достоверным»…
А Хаммад ибн Саляма в передаче от Абу аз-Зубейра не силён. И кто сказал, что этот хадис соответствует условиям Муслима — как посчитала группа из поздних ученых — тот ошибся. Потому что Муслим ничего не передает по пути «от Хаммада ибн Салямы от Абу аз-Зубейра». И он же разъяснил в книге «ат-Тамййиз», что его (Хаммада) передачи от многих или большинства его шейхов не являются сильными».
См. «Джами’ аль-‘улюм уа аль-хикам» 3/1218-1219.

قال الحافظ ابن رجب: «خرَّجه النَّسائي ، وقال: هو حديثٌ منكر، وقال أيضاً: ليس بصحيح…
… وحماد بن سلمة في رواياته عن أبي الزبير ليس بالقوي، ومن قال: إنَّ هذا الحديث على شرط مسلم — كما ظنَّه طائفةٌ من المتأخرين — فقد أخطأ؛ لأنَّ مسلماً لم يخرِّج لحمَّاد بن سلمة، عن أبي الزبير شيئاً، وقد بيَّن في كتاب » التمييز » أنَّ رواياته عن كثير من شيوخه أو أكثرهم غيرُ قوية».
انظر: «جامع العلوم والحكم»
3/ 1218-1219.

Передается еще несколько версий данного хадиса с более явными замечаниями к их иснадам.

И что касается передаваемого в нем текста, то в некоторых версиях этого хадиса говорится лишь о собаке, в некоторых есть исключение для охотничьей собаки, в некоторых нет исключения для охотничьей собаки, в некоторых говорится о мнении Джабира, а не пророка, мир ему и благословение Аллаха, и в некоторых говорится, что Джабир передал это решение, не указав, чье оно.

Пишет хафиз Ибн Раджаб: «Сказал Ахмад: «Я не знаю об этом чего-нибудь, что бы было надежным или достоверным». И сказал: «Хадисы об этом противоречивы»».
См. «Джами’ аль-‘улюм уа аль-хикам» 3/1220.

قال الحافظ ابن رجب الحنبلي: «قال أحمد: ما أعلم فيه شيئاً يثبت أو يصحُّ، وقال أيضاً: الأحاديث فيه مضطربةٌ».
انظر: «جامع العلوم والحكم»
3/ 1220.

2. Совмещение хадиса с общими правилами шариата

В случае признания этого хадиса пригодным в качестве доказательства, как сделали многие более поздние ученые, следуя за имамом Муслимом в признании достоверности, или допуская использование хадиса с некоторой слабостью, возникает необходимость объяснения того, к чему он применяется, на что указывает. Ведь если в первые века среди ученых было широко известно, что нет греха в том, чтобы купить или продать кошку, и от саляфов передается или разрешение продавать, или нежелательность, значит дело в понимании хадиса, и этот хадис должен без проблем совмещаться с тем, что известно от ранних ученых. Так как не может быть такого, чтобы верное решение такого распространенного в быту вопроса осталось неизвестным для множества высказавшихся по нему первых имамов.

Первый вариант: в хадисе подразумевается запрет продажи диких кошек

Один из вариантов понимания хадиса — признание того, что речь в нем идет о запрете того вида продажи кошек, который не соответствует общим шариатским правилам торговли. А точнее: о продаже диких кошек, которые будут убегать от своего хозяина и из его дома.

Пишет имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии: «Наши товарищи (шафииты) приводят в доказательство (разрешенности продажи домашней, прирученной кошки) то, что она чистая, от нее есть польза, и она соответствует всем условиям продажи с правом выбора, а значит разрешено ее продавать, как разрешено продавать ослов и мулов. 
А насчет хадиса есть два ответа.
Первый: … что речь в нем идёт о диких кошках, ведь их продажа недействительна, так как от них нет пользы».
См. «аль-Маджму'» 9/230.

قال الإمام أبو زكريا النووي الشافعي: «وَاحْتَجَّ أَصْحَابُنَا بِأَنَّهُ طَاهِرٌ مُنْتَفَعٌ بِهِ وَوجَدَ فِيهِ جَمِيعَ شُرُوطِ الْبَيْعِ بِالْخِيَارِ فَجَازَ بَيْعُهُ كَالْحِمَارِ وَالْبَغْلِ وَالْجَوَابُ عَنْ الْحَدِيثِ مِنْ وَجْهَيْنِ
(أَحَدُهُمَا) … أَنَّ الْمُرَادَ الهرة الوحشية فلا يصح بيعها لِعَدَمِ الِانْتِفَاعِ بِهَا».
انظر: «المجموع»
9/ 230.

Второй вариант: в хадисе речь идет о запрете до того, как кошки были признаны чистыми существами

Говорит имам Бурхануддин ибн Муфлих аль-Ханбали: «Или это было вначале, потому что кошку считали нечистой».
См. «аль-Мубди'» 4/10.

قال الإمام برهان الدين بن مفلح الحنبلي: «أَوْ كَانَ ذَلِكَ فِي الِابْتِدَاءِ لِمَا كَانَ مَحْكُومًا بِنَجَاسَتِهَا».
انظر: «المبدع»
4/ 10.

Третий вариант: речь идет о запрете продажи кошек, владельцем которых человек не является

Говорит имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали: «Хадис понимается так, что речь в нем идет о тех, которыми не владеют, или о тех, от которых нет пользы».
См. «аль-Мугни» 4/193.

قال الإمام ابن قدامة المقدسي الحنبلي: «وَيُحْمَلُ الْحَدِيثُ عَلَى غَيْرِ الْمَمْلُوكِ مِنْهَا، أَوْ مَا لَا نَفْعَ فِيهِ مِنْهَا».
انظر: «المغني»
4/ 193.

Четвертый вариант: в хадисе подразумевается нежелательность (макрух) продажи кошек в целом из-за их подобия диким животным

Пишет имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии: «Запрет (ар.: наха, нахью) продавать кошку объясняется так, что это является нежелательным по одной из двух причин. (Первая): потому, что она похожа на диких животных, которыми нет возможности управлять, и недействительна их передача (покупателю). Поскольку она располагает к себе людей в их домах и кружит там вокруг них, а затем может почти полностью их оставить. Она не подобна животным, которых навязывают в низинах, и не подобна птицам, которых держат в клетках. Она может одичать после того, как была ручной, и убежать, так что к ней не приблизишься и не сможешь поймать. А если покупатель задумает запереть ее в своем доме или привязать на веревку, или на цепь, то не получит от нее пользы».
См. «Ма’алим ас-сунан» 3/130.

قال الإمام أبو سليمان الخطابي الشافعي: «النهي عن بيع السنور متأول على أنه إنما كره من أجل أحد معنيين إما لأنه كالوحشي الذي لا يملك قياده ولا يصح التسليم فيه، وذلك لأنه ينتاب الناس في دورهم ويطوف عليهم فيها ثم يكاد ينقطع عنهم، وليس كالدواب التي تربط على الأوادي ولا كالطير الذي يحبس في الأقفاص، وقد يتوحش بعد الأنوسة ويتأبد حتى لا يقرب ولا يقدر عليه. فإن صاب المشتري له إلى أن يحبسه في بيته أو يشده في خيط أو سلسلة لم ينتفع به».
انظر: «معالم السنن»
3/ 130.

Пятый вариант: в хадисе подразумевается, что продажа котов — дело недостойное

Писал имам Абу Джа’фар ат-Тахави: «Нам передано в хадисе Джабира от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он запрещал (ар.: наха) иметь дело с ценой на кошек подобно тому, что в нем сказано о его запрете (ар.: наха, нахью) иметь дело с ценой на собак. И мы не знаем разногласия среди обладателей знания насчет того, что иметь дело с ценой кошек не является запретным (харамом), однако, это недостойно».
См. «Шарх мушкиль аль-асар» 12/83.

قال الإمام أبو جعفر الطحاوي: «رُوِّينَا فِي حَدِيثِ جَابِرٍ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ نَهْيِهِ عَنْ ثَمَنِ السِّنَّوْرِ مِثْلَ الَّذِي فِيهِ مِنْ نَهْيِهِ عَنْ ثَمَنِ الْكَلْبِ، وَلَمْ نَعْلَمِ اخْتِلَافًا بَيْنَ أَهْلِ الْعِلْمِ فِي ثَمَنِ السِّنَّوْرِ أَنَّهُ لَيْسَ بِحَرَامٍ، وَلَكِنَّهُ دَنِيءٌ».
انظر: «شرح مشكل الآثار»
12/ 83.

Шестой вариант: это нежелательно, потому что препятствует укреплению братских и добрососедских отношений

Пишет имам ан-Навави: «Второй (ответ): что подразумевается нежелательность. И имеется в виду запрет (ар.: нахью), который соответствует обычаю людей в снисходительном отношении к этому (к тому, что кошки могут ходить к другим людям). Они обычно пользовались услугами кошек друг друга при нужде».
См. «аль-Маджму'» 9/230.

قال الإمام النووي: «(وَالثَّانِي) أَنَّ الْمُرَادَ نَهْيُ تَنْزِيهٍ وَالْمُرَادُ النَّهْيُ عَلَى الْعَادَةِ بِتَسَامُحِ النَّاسِ فيه ويتعاوزونه فِي الْعَادَةِ».
انظر: «المجموع»
9/ 230.

Пишет имам аль-Хаттаби: «И другой смыл заключается в том, что он запретил (ар.: наха) продавать их, чтобы люди не препятствовали друг другу получать пользу от их котов, чтобы одолжали друг другу тех котов, которые живут в их домах, дабы другие могли получать пользу от них, пока они у них живут. И чтобы они не устраивали тяжб, как помещики за дорогие драгоценности, если кот перейдет от одних из них к другим».
См. Ма’алим ас-сунан» 3/130.

قال الإمام الخطابي: «والمعنى الآخر أن يكون إنما نهى عن بيعه لئلا يتمانع الناس فيه وليتعاوروا ما يكون منه في دورهم فيرتفقوا به ما أقام عندهم ولا يتنازعوه إذا انتقل عنهم إلى غيرهم تنازع الملاك في النفيس من الأعلاق».
انظر: «معالم السنن»
3/ 130.

То есть, согласно любому из мнений о нежелательности, пророк, мир ему и благословение Аллаха, проявлял указанную в хадисе строгость в воспитательных целях, а не от того, что продавший кота становится грешником перед Аллахом.

И каждый из смыслов, указанных большинством ученых, подтверждается общими принципами шариата.

Скачать в формате PDF

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (9 оценок, среднее: 4,78 из 5)
Загрузка...