«Как подобный тебе может следовать мазхабу?»

24.10.2018 | 4864

كيف يكون شخص مثلك متمذهبا؟

Спросили шейха Мухаммада ибн Абдульуахида аль-Азхари аль-Ханбали: «Шейх Мухаммад, меня очень удивляет твое положение. Как подобный тебе может быть следующим мазхабу так, что не противоречит своему мазхабу в фатвах, и даже не выносит решения о «более сильных» мнениях, которые являются «правильными» на его взгляд? Ты ведь осведомленный правовед, и это по тебе видно. Многие из твоих ровесников дают фатвы, исходя из своих решений о «более сильных» мнениях, почему же ты такой?»

سئل الشيخ محمد بن عبد الواحد الأزهري الحنبلي: «شيخ محمد أتعجب جدا من حالك كيف يكون شخص مثلك متمذهبا هكذا لا يخالف مذهبه في الفتوى ولا يرجح ما وافق الصواب في نظره على أقل تقدير بالرغم من أنك فقيه مطلع كما هو ظاهر من حالك وكثير من أقرانك يفتون بترجيحهم ولا يتقيدون بمذاهب فلماذا أنت هكذا؟»

Ответ (дан более года назад): Дорогой мой брат, каждый человек лучше знает о себе, каково его положение. И от него требуется приготовить для Аллаха ответ, ведь не помогут ему людские разговоры и их слова: «Ты — муджтахид». Или: «Мукаллид».

Иджтихад — обязанность того, кто пригоден для этого, а таклид — обязанность того, кто не является муджтахидом.
И я, без сомнения, лучше других знаю, каковы мое положение и мой уровень.

Затем, следую ли я мазхабу, ничего не зная и не читая, кроме книг ханбалитов?
Нет. Более того: я осведомлен о всех четырех мазхабах, а некоторые из них изучал в деталях, как дело обстоит с ханафитским мазхабом. Я многое прочитал в книгах шафиитов, и уделял внимание их мазхабу. Мой отец был маликитом, я рос, и их (маликитов) книги были у меня под рукой, а их мнения высказывались в фатвах передо мной.
И я читал книги самых больших современников. Я прочитал почти все книги, что есть у Ибн Усаймина, также книги аль-Альбани по вопросам фикха, также «Нейль аль-аутар», «Субуль ас-салям», книги Ибн аль-Каййима, книги Ибн Таймии по фикху. Даже нужно сказать: эти книги были первыми из того, что я прочитал и составил конспекты по ним. Кроме этого были еще прочитаны сборники фатв различных современных комитетов и муфтиятов, отдельные труды по вопросам фикха, вся хвала Аллаху.

И что потом?
А потом вот он я: ханбалит — мукаллид мазхаба имама Ахмада в поклонении (Аллаху), изучении, преподавании и выдаче фатв.

Не надо мне говорить: «А такой-то и такой выносят решения о более сильных мнениях». Ведь каждый будет отвечать сам за себя.
Я не более знающий, чем Ибн Кудама, и не более осведомлен, чем он. И не более знающий, чем Мадждуддин ибн Таймия-дед. И не более знающий, чем ан-Навави. И не более знающий, чем Ибн Муфлих. И не более знающий, чем Ибн Раджаб. И не более знающий, чем сам Ибн Таймия-внук, который продолжал давать фатвы и писать сочинения по мазхабу большую часть жизни, за исключением нескольких лет перед смертью. И так же с сотнями других больших имамов.

Дорогой мой, иджтихад трудноосуществим, и самостоятельность в суждениях о религии Аллаха — великая опасность. А безопасность и спасение в том, чтобы идти по пути имамов.

Затем, если бы мы были пригодны для иджтихада, то наш иджтихад не приоритетнее иджтихада имамов мазхабов для того, чтобы люди знали о нем и следовали за ним (делали таклид). И таклид за ними (имамами четырех мазхабов) избавляет мусульманина от ответственности (за действия) по единогласному мнению. К тому же посредством этого исламская община уберегается от анархии (в фикхе), следования редким отклонившимся мнениям и следования страстям.

Да, то, что ты видишь сегодня — это мысленный результат и плоды примерно двадцати лет приобретения знаний и посвящения себя им через изучение и преподавание. Я — мукаллид мазхаба Ахмада. Согласно его мазхабу даю фатвы и поклоняюсь. Все четыре мазхаба рекомендую для людей, и с большим почтением отношусь к их мнениям. Сам следую их пути (манхаджу) и считаю, что спасение для меня и исламской общины в следовании этому пути.

Я не запрещаю противоречие мазхабу или даже всем четырем мазхабам тому, кто пригоден для этого. И никому не препятствую высказывать какое-либо мнение, если он высказывает его, будучи в компетентным в этом. Однако, каждый будет отвечать за себя, когда Аллах спросит его в тот День, когда каждый предстанет перед Ним в одиночестве. «В тот день каждый человек придет и будет препираться за себя сам. Каждому человеку сполна воздастся за то, что он совершил, и с ними не поступят несправедливо». (Пчелы, 111)

См. https://ask.fm/Mohamadabdelwahed/answers/139685150435

فأجاب: أخي الحبيب: كل شخص أدرى بحاله، وهو مطالب أن يعد لسؤال الله جوابا، ولن ينفعه كلام الناس وقولهم إنك مجتهد أو مقلد.

الاجتهاد فرض من تأهل له، والتقليد فرض من لم يكن مجتهدا.
وأنا أدرى بنفسي وبحالي ورتبتي من الناس، بلا شك.

هل أنا متمذهب لا أعرف إلا كتب الحنابلة وكلامهم ولم أقرأ إلا فيها؟
لا، بل لدي اطلاع على المذاهب الأربعة، ودرست بعض المذاهب دراسة مفصلة كمذهب الحنفية، وقرأت كثيرا في كتب الشافعية ولي بمذهبهم عناية، ووالدي مالكي ونشأت وكتب المالكية بين يدي وآراؤهم يفتى بها أمامي.
وقرأت كتب أكابر المعاصرين، فلا يكاد يوجد كتاب لابن عثيمين إلا قرأته، وكذا كتب الألباني الفقهية، ونيل الأوطار، وسبل السلام، وكتب ابن القيم، وكتب ابن تيمية الفقهية، بل هي من أوائل ما قرأت ولخصت، وغير ذلك من فتاوي الهيئات ودور الإفتاء المعاصرة والمصنفات الفقهية، ولله الحمد.

ثم ماذا؟
ثم إني حنبلي مقلد لمذهب الإمام أحمد، تعبدا ودراسة وتدريسا وإفتاء!

لا تقل لي: فلان وفلان يرجحون!
كل امرئ حسيب نفسه، ولستُ أعلم من ابن قدامة ولا أكثر اطلاعا منه، ولا من مجد الدين ابن تيمية الجد، ولا من النووي، ولا من ابن مفلح، ولا من ابن رجب، ولا من ابن تيمية الحفيد نفسه الذي ظل يفتي على المذهب ويؤلف عليه معظم عمره إلى قبيل وفاته بسنوات، وغير هؤلاء من مئات الأئمة الكبار.

يا مولانا الاجتهاد صعب، والكلام في دين الله استقلالا خطير عظيم، والسلامة والنجاة في السير على سنن الأئمة، واجتهادنا -لو كنا أهلا- ليس أولى أن يقلده الناس ويعرفوه من اجتهاد أئمة المذاهب، وتقليدهم تبرأ به الذمة بالإجماع، وتعصم به الأمة من الفوضى والشذوذ واتباع الهوى.

نعم ما تتعجب منه اليوم= هو نتاج فكري وثمرة نحو عشرين سنة من طلب العلم ومعاناته دراسة وتدريسا، أنني مقلد لمذهب أحمد، وعلى مذهبه أفتي وأتعبد، وعلى المذاهب الأربعة أدل الناس، وآراءهم أعظّم، ونهجهم أسلك، وأرى النجاة لي وللأمة في هذا السبيل، ولست أحرّم مخالفة المذهب ولا المذاهب الأربعة لمتأهل، ولا أحجر على أحد في قول سائغ قال به بأهلية، لكن كل امرئ حسيب نفسه، والله سائله يوم يأتيه فردا، (يوم تأتي كل نفس تجادل عن نفسها وتوفى كل نفس ما عملت وهم لا يظلمون).

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...