О соблюдающей невесте и несоблюдающем женихе

4 месяца назад | 238

زواج المتدينة برجل غير متدين

Спрашивающий: Есть также вопрос о женитьбе мусульманина, не соблюдающего положения Ислама, на соблюдающей девушке или женщине. То есть он, например, попросил родственников или кого-то еще, чтобы они нашли для него девушку. И он хочет, чтобы она была соблюдающей. А сам он в основе не соблюдающий. И это исходя из того, что, возможно, Аллах наставит его сердце (по причине соблюдающей жены). Разрешено ли это?

Шейх аль-Альбани: Нет, это не разрешено. Потому что такой человек не является соответствующим ей. И как попечителям приказано выдавать замуж находящихся под их опекой девушек за тех, кто соответствует им, то так же обязательным является и обратное (т.е. не выдавать замуж за тех, кто не соответствует). Я имею ввиду слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если придет к вам тот, чьей религией и нравами вы будете довольны, то выдавайте за него замуж. Если вы не будете так делать, то будет на Земле смута и большая испорченность». И так же наоборот: если придет к вам тот, чьей религией и нравами вы не будете довольны, то не выдавайте за него замуж.

Потому что соответствие можно разделить на две части: то, в отношении которой есть единогласное мнение, и та, относительно которой есть разногласие. Что касается той части соответствия, о которой есть единогласное мнение, то это религия и нравы. Другая часть — соответствие в знатности рода. — Это вторая часть, относительно которой есть разногласие.

В действительности же, соответствие в знатности рода не имеет ценности со стороны Ислама*. Но некоторые люди сказали, что не разрешено, чтобы на курайшитке женился араб не курайшит, и уж тем более, чтобы на ней женился не араб. В то время как Ислам объединил между ними, и пророк, мир ему, его семье и благословение Аллаха, сделал недействительным это требование соответствия по знатности рода, когда сказал, мир ему и благословение Аллаха, в достоверном хадисе: «Кого тормозят его дела, того не разгонит знатность его рода». И наш Великий и Величественный Господь говорит о Судном дне: «В тот день между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга».

Таким образом, соответствие в религии и нравственности является условием. И если посватался мужчина несоблюдающий, как ты сказал, к девушке соблюдающей, то не разрешено ее попечителю выдавать ее замуж за этого несоблюдающего мусульманина.

И слово «несоблюдающий» — это современное выражение, используемое для мягкости в словах, которую считают проявлением шариатской политики. Я же считаю это нешариатским заискиванием. И таких примеров еще очень и очень много. Сейчас, например, называют ростовщическую лихву «выгодой», чтобы смягчить действительность этого шариатского выражения. Ростовщическая лихва запрещена, а они называют запретное «выгодой», размывая это шариатское положение и обходя его. Так же с выражением «несоблюдающий человек». Что значит «несоблюдающий»? То есть не делает намаз. Про такого нужно говорить, что он — нечестивец (фасик), но они не говорят, что он — нечестивец, а говорят «несоблюдающий» — это понятие растяжимое. Можно ведь сказать «несоблюдающий» и о том, кто не совершает второстепенные дела в Исламе, как говорят. Я имею ввиду желательные дела из сунны. Например, если не выстаивает ночь (в молитве), когда люди спят, и другие дела. Но он может быть совершает обязательные дела, и такой является соответствующим (как муж для соблюдающей).
Поэтому, необходимо мусульманину в наше время, истинному мусульманину, поступать согласно Исламу как внешне, так и внутренне.

В общем, суть в том, что нечестивец не является тем, кто соответствует праведной женщине.

И как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, в другом хадисе, на передаче которого сошлись аль-Бухари и Муслим: «На женщине женятся по четырем причинам: из-за ее имущества, ее красоты, знатности ее рода, ее религиозности. Бери же религиозную, да покроются твои руки пылью». И мы так же скажем: выходи за религиозного, и да покроются твои руки пылью, если ты так не сделаешь. И так же следует сказать ее попечителю: как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал жениху искать праведную женщину, искать не по красоте, богатству, знатности и родословной, а по ее религиозности, так же и ей надлежит искать такого по религиозности или нравственности.

Сл.: «Сильсиля аль-худа уа ан-нур», 735.
________________

* В данном случае мнение шейха соответствует мнению маликитского мазхаба и может считаться развернутым объяснением его позиции. Согласно мнению ученых-маликитов на момент брака должно быть соответствие в религиозности, и если его не было и невеста и ее опекун не знали об этом, то жена имеет право требовать расторжения брака. В остальном у них соответствие не имеет значения.
У большинства ученых — ханафитов, шафиитов, ханбалитов — соответствие имеет значение еще по ряду критериев помимо религиозности. При разногласиях в том, что из них считается условием действительности никаха, а что не считается таковым, и просто должно учитываться, и при разногласиях в учете некоторых из критериев, в общем, эти критерии следующие: свобода, знатность рода, ремесло, достаток, отсутствие телесных недостатков.

السؤال: عن زواج الرجل المسلم غير الملتزم بتعاليم الإسلام بفتاة أو امرأة ملتزمة..أو بمعنى آخر طلب من أهله أن يبحثوا له عن فتاة وهو مثلًا حرص على أن تكون ملتزمة وهو أصلًا غير ملتزم من باب لعل الله يهدي قلبه ..هل هذا يجوز ؟.

جواب الشيخ الألباني: «لايجوز ، لأن هذا ليس كفئًا لها ومكما أن أولياء الأمور أمروا بتزويج بناتهم إلى من ليس كفئًا فالعكس أيضًا هو الواجب ، أي قوله عليه السلام : » إذا جاءكم من ترضون دينه وخلقه فزوجوه إلا تفعلوا تكن فتنة في الأرض وفساد عريض أو كبير » .. والعكس …إذا جاءكم من لا ترضونه ، من لا ترضون دينه وخلقه فلا تزوجوه لأن الكفاءة قد تنقسم إلى قسمين ..قسم اتفق عليه وقسم اختلف فيه .

أما القسم المتفق عليه من الكفاءة الدين والخلق. أما القسم الآخر فكفاءة النسب لا قيمة له إسلاميًا *، لكن قد قال بعض الناس مثلًا أن لا يجوز للقرشية أن يتزوجها العربي غير القرشي ، فضلًا على أنه لا يجوز أن يتزوجها الأعجمي ..مع أن الإسلام جمع بينهما . فالنبي صلى الله عليه وسلم أبطل هذه الكفاءة النسبية بقوله عليه الصلاة والسلام في الحديث الصحيح : » من أبطأ به عمله لم يسرع به نسبه ..» .و ربنا عزوجل يقول بالنسبة ليوم القيامة : » فلا أنساب بينهم يومئذ ولايتساءلون»[ المؤمنون : 101]

إذًا الكفاءة الدينية والخلقية هي الشرط، فإذا خطب رجل غير ملتزم كما قلت فتاة غير ملتزمة فلا يجوز لوليها أن يوافق على تزويجها بذلك المسلم غير الملتزم .

وكلمة غير ملتزم تعبير عصري من باب التلطف بالألفاظ تلطفًا يعتبرونه سياسة شرعية ، وأنا أعتبرها مداهنة غير شرعية ، وهذا له نماذج وأمثلة كثيرة وكثيرة جدًا .

فاليوم مثلًا يسمون الربا بالفائدة تلطيفًا لهذا اللفظ الواقع الشرعي . الربا محرم فسمون الربا فائدة تمييعًا لهذا الحكم وتضييعًا له ..كذلك الرجل غير الملتزم ، ما معنى غير ملتزم ؟ يعني ما يصلي .. هذا ينبغي أن يقال فيه فاسق .. لكن لا يقولون إنه فاسق ، يقولون : إنه غير ملتزم ،

كلمة مطاطة ، يجوز يكون غير ملتزم ، يعني ما يأتي بالأمور الثانوية بالإسلام كما يقولون ..يعني بالسنن ..بالمستحبات ، مثلًا ما يقوم الليل نيام إلى آخره ..لكن قد يكون محافظًا على الفرائض هذا يكون كفئًا لذلك لابد للمسلم اليوم ، المسلم الحق ، أن يكون عاملًا بالإسلام ظاهرًا وباطنًا .

خلاصة القول : أن الفاسق ليس كفئًا للمرأة الصالحة وكما قال عليه الصلاة والسلام في الحديث الآخر المتفق عليه بين البخاري ومسلم : «تنكح المرأة لأربع ؛ لمالها وجمالها وحسبها ودينها ، فعليك بذات الدين تربت يداك» .كذلك نقول : فعليكِ بذي الدين تربت يداكِ ، إن لم تفعلي وكذلك يقال لوليها .

إذًا كما أنه يأمر الرسول صلى الله عليه وسلم الخاطب أن يبحث عن المرأة الصالحة ، ولا يبحث عن جمالها ومالها وحسبها ونسبها وإنما عن دينها… كذلك هي عليها أن تبحث عن هذا الدين وعن هذا الخلق»
من «سلسلة الهدى والنور» الشريط رقم (735)
____________________

* الذي قاله الشيخ موافق للمذهب المالكي ويمكن أن يعتبر بيانا لموقفه. على رأي الإمام مالك كفاءة في التدين شرط في عقد النكاح فإذا لم يتوفر شرط الاستقامة عند الرجل فلا يكون كفئاً للمرأة الصالحة، ولها الحق في طلب فسخ العقد إن كانت بكراً وأجبرها أبوها على الزواج من الفاسق. وأما الكفاءة في حصال أخرى فلا يعتبرها العلماء المالكية.
وعند الجمهور — الحنفية والشافعية والحنابلة — بعد التدين يعتبر حصال أخرى في الكفاءة كذلك، ومع ختلافهم في اعتبار بعضها وشرطية أو عدم شرطية بعضها يمكننا أن نذكر تلك الحصال بالجملة: الحرية والنسب والصناعة واليسار في المال والسلامة من العيوب.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...