Это не из признаков и не из качеств обладателей знания. Шейх Мухаммад Баджабир

24.09.2017 | 4961

الشيخ محمد بن أحمد باجابر: ليس من صفات أهل العلم.
مسلك الأدب في تدريس كتب أهل العلم

من شرح دليل الطالب الشريط الرابع

Говорит шейх Мухаммад ибн Ахмад Баджабир

«Соблюдая благопристойность, братья: не соглашайся с кем пожелаешь, противоречь как пожелаешь, кроме Мухаммада ибн Абдуллаха — не противоречь ему, остерегайся этого. А кроме него — возможно. И обладатели знания не переставали разногласить друг с другом, однако с учтивостью, без недоброжелательности, без попыток унизить, без порицания. Вы поняли меня?

Я читал, к сожалению — и предостерегаю вас, предостерегаю себя вместе с вами — читал некоторые издания этой книги, которая сейчас перед вами. И, к сожалению, между разными изданиями (одной книги) иногда случается соперничество, и я не знаю, это соперничество у них за этот бренный мир или за вечный, Всевышний Аллах знает. Один редактор начинает порицать другого редактора, другой порицает первого — что это такое? Затем, если обнаружит ошибку какого-нибудь из редакторов — я не буду никого называть, это общее правило, которое относится ко всем — обнаружит ошибку и говорит: «В издании такого-то ошибка». — Хорошо, мы узнали, что это — ошибка. «А правильно — вот так». — Нет проблем, до сих пор нет проблем. «Он написал такое-то слово вот так, а правильно — вот так». — Здесь необходимо было обосновать свои слова, сказав, что таков арабский язык, так-то написано в словарях, и остановиться на этом. Но как можно продолжать: «И это указывает на большое позорное невежество». — Побойся Аллаха! Побойся Аллаха! Есть ли такой, кто вообще не ошибается? Если эта ошибка указывает на позорное отвратительное большое и опасное невежество, то это значит, что нет на земле никого, кто бы не был невеждой с отвратительным невежеством. Потому что все ошибаются, братья. Кто тот ученый, который ни разу не ошибся? Покажите мне одного из обладателей знания, который ни разу не ошибся. Нет такого.

Если он ошибся по-твоему, и это (по-твоему) указывает на невежество, глупость, небрежность, страсти, то это, примите от меня то, что скажу откровенно: это не является качествами (признаками) обладателей знания. Знаете каковы качества обладателей знания? Каковы качества имама Ахмада? Когда сказали ему: «Исхак ибн Рахвия». — Он одного поколения с имамом Ахмадом и его спутник. Сказал (Ахмад): «Не переходил мост в Хорасан подобный Исхаку, даже если он противоречит нам в разных вопросах, и люди не переставали разногласить друг с другом».
Где те люди от нравственности требующих знание, от нравственности обладателей знания? Не годится так себя вести.

Люди не переставали разногласить, и книги обладателей знания полны исправлений и поправок. «Ан-Навави сказал так, а правильно так». — Со всей учтивостью, нет проблем. Ан-Навави ошибается, я ошибаюсь, ты ошибаешься, и все мы ошибаемся. Но не пороча ан-Навави, не пороча ни того ни этого. «И это указывает на невежество и мерзость», — что это за слова? Не подобает такое. Достаточно, если ты укажешь на то, что правильно. Это то, чего мы хотим. Укажи нам на то, что правильно: в таком-то издании, — например, или: правильно вот так, — и вопрос решен. А «это указывает на невежество», или «указывает на то-то» — таким же подходом мы оценим и тебя! О ты, говорящий такие слова, мы возьмем книгу под твоей редакцией, или твою книгу, или несколько твоих книг и найдем в них какие-то ошибки. Какое решение нам вынести о тебе? Сказать, что это указывает на что? На позорное невежество, или нужно оправдать тебя? Двойные стандарты. По одному стандарту он выстраивает отношение к людям, а люди должны относиться к нему по другому стандарту. Так не годится, дорогие. Поэтому я советую требующим знание и в общем мусульманам, не погружать себя в разногласия между людьми. То есть, если ты встретишь книгу, или услышишь от кого-то, будто это в книге или не в книге, услышишь как кто-то осуждает кого-то, то не ввязывайся, чтобы принять участие в этом. (Скажи себе: ) «Это меня не касается, это не мое дело. Ты убежден, что такой-то — плохой или хороший. — Это твое убеждение. Ты встретишь Аллаха с этим и будешь рассчитан, будь это правильно или неправильно. Я не обязан поклоняться Аллаху посредством следования за тобой». — Вы поняли меня?

Ты не обязан этим. Даже если большие ученые выскажутся грубо друг о друге, не погружайся в это, выходи из этой проблемы. Тебя это не касается, да простит им всем Аллах, да наставит всех их Аллах и да исправит всех их Аллах. Но я — не приспособленец, чтобы следовать за людьми в их порочении друг друга. Я не обязан этим. Если ты убежден, что такой-то — скверный человек, то это именно твое убеждение, а что касается меня, то я не беру (таких) убеждений, пока не увижу сам, и пока это не будет для меня достоверно установленным.

Поэтому… Я не знаю, как они ответят на эти слова. Оставим их, оставим их. Но, в общем, если требующие знание погрузятся в это, то это — одна из ловушек шайтана. Это — яма, к которой шайтан толкает людей, пока они в нее не упадут. Если требующие знание заняты знанием, как ему их вовлечь в смуту? Вот этим их и вовлекает в смуту: «Такой-то высказался о таком, а такой высказался о таком-то». Не думай, что есть кто-то безошибочный. Не расхваливай никого, не порицай никого, занимайся приобретением знаний для совершения дел ради Аллаха, Свят Он и Возвышен. Поступай в соответствии со знанием, и когда встретишь Аллаха, может быть окажешься в безопасности.

А погружаться в то, что между Зейдом и Амром, и «это указывает на позорное невежество»… — Клянусь Аллахом, я сразу прокомментировал: «А эти слова указывают на невоспитанность с твоей стороны». Разве не так? «И это указывает на позорное невежество и отсутствие знаний о языке, или о хадисах, или о фикхе» — не годится такое писать».

Сл. «Шарх далиль ат-талиб», 4.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (7 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Загрузка...