Существование какого джарха и та’диля в наше время подтверждали Ибн Баз и Ибн Усаймин?

08.11.2017 | 11262

По месту ли используются в наше время слова этих ученых?

Вопрос шейху Ибн Базу: “По поводу тахриджа (выверения путей, местонахождения и состояния хадисов) и вынесения решений о достоинстве (тадиль) и дискредитации (джарх) передатчиков хадисов — некоторые считают, раздел знания о передатчиках закрыт и давно завершен. Уважаемый шейх, каково ваше мнение по этому поводу?”

Ответ: “Нет, это неверно. Напротив, наука о передатчиках и анализ хадисов продолжает свое существование. Она не канула в лету, а есть по сей день. Ученым следует заботиться об этом — т.е. возвращаться к проверке хадисов, определять достоверные и слабые из них и доносить людям об этом. Им стоит не ограничиваются лишь упоминанием того или иного (передатчика. Вроде: «Этот хадис передал такой-то»), но и подробно отслеживать (цепочки передатчиков), например, в книгах аль-Мунтака, Булюг аль-Марам, четыре Сунана и Муснад Ахмада. — Проверяя цепочки передатчиков, заботясь об этом, познавая достоверные и недостоверные из них, получая пользу от этого и донося ее другим.
Таково положение ищущего знание, которого Аллах наставил на путь изучения хадисов, цепочек их передатчиков и положения передатчиков. В занятости этим есть великая польза, как для самого ищущего знания, так и для других”.
Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб» 974.

السؤال: فيما يتعلق في تخريج الأحاديث وتعديل الرواة وتجريحهم, هناك من يرى أن باب علم الرجال مغلق أو انتهى من قديم, كيف ترون ذلك؟

جواب الشيخ ابن باز: لا هذا ليس بصحيح، بل علم الرجال والنظر في الأحاديث باقي ولم يمض، بل لا يزال، أهل العلم عليهم أن يعتنوا بهذا ويراجعوا الأحاديث، ويميزوا بين صحيحها وسقيمها، ويرشدوا الناس إلى ذلك، ولا يقفوا عند ذكر فلان أو فلان، بل يتابع مثل المنتقى مثل بلوغ المرام مثل السنن الأربعة مثل مسند أحمد يراجع الأسانيد، ويعتني بها، ويعرف صحيحها من سقيمها؛ حتى يستفيد من ذلك ويفيد غيره، هكذا شأن طالب العلم الذي قد وفقه الله لمعرفة الأحاديث ومعرفة أسانيدها ومعرفة أحوال الرجال واشتغل بهذا الشيء يكون فيه فائدة عظيمة له ولغيره.
استمع: «فتاوى نور على الدرب» 974.

Что мы видим?
1) О существовании какого джарха и та’диля говорил шейх Ибн Баз? — Об изучении положения передатчиков хадисов.
2) Насколько причастны к этой науке те, кто стоит за современными смутами джархования? — Почти ни на сколько.
3) Это ли в наше время стоящие за смутой джархования подразумевают в разговорах о «науке джарха и та’диля»? — Однозначно нет.
4) По месту ли применяют слова шейха Ибн База? — Однозначно не по месту.

***

Вопрос шейху Ибн Усаймину: «Умерло ли дело “джарха и тадиля”? И каково положение (каков хукм) опровержения противоречащему (чему-то правильному), вне зависимости от того, что это за личность?»

Ответ: “Я боюсь, что это может быть словами истины под которыми подразумевается нечто ложное. Хвала Аллаху, “джарх и тадиль” не умер, его не похоронили, и он не болел. Он все еще есть. Он применяется к свидетелям у (шариатского) судьи. Они могут дискредитировать (заджарховать) враждующую сторону, и от них требуют доказательства.
Также (джарх и та’диль) бывает в передаче (хадисов, асаров). Мы уже слышали, как наш имам прочел в намазе слова Всевышнего Аллаха: “О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте…” (Св. Коран, сура 49:6).
Таким образом, “джарх и тадиль” будет существовать до тех пор, пока существует человеческий род. Пока существуют люди, будет существовать джарх и та’диль.

Однако, я опасаюсь, что кто-то скажет: «Такой-то — заджархованный», — хоть на самом деле он таковым не является, а затем (сказавший) возьмется за (эту) фатву и использует ее как средство для распространения речей о людских недостатках.
Поэтому я говорю: если у какого-то человека есть некий недостаток, и есть польза, нужда или необходимость в том, чтобы разъяснить его, то нет проблем это сделать. Нет проблем разъяснении этого, но лучше всего сказать в общем: «Некоторые поступают так-то, некоторые говорят то-то».
Сказать таким образом лучше по двум причинам:
1. Чтобы не затронуть конкретную личность.
2. Чтобы эти слова охватывали всех — и того, кому они адресованы, и других.
Кроме как если мы увидим, что из-за определенного человека люди впадают в смуту, и он призывает к нововведению и заблуждению, тогда необходимо указать конкретно на него, чтобы люди не обольщались им».

Что мы видим в этой записи шейха Ибн Усаймина?
1) Джарх и та’диль есть в шариатском суде. — И стоящие за современной смутой джархования не имеют к этому никакого отношения.
2) Джарх и та’диль есть в передачах хадисов. — А стоящие за смутой джархования занимаются далеко не анализом цепочек передатчиков хадисов.
3) Шейх опасается, что кто-то воспользуется этой фатвой для дозволения себе публичного порочения людей под видом, будто это джарх и та’диль, о существовании которого говорит шейх. — А стоящие за смутами джархования именно этим и занимаются. Используют его ответ именно для того, от чего шейх предостерег, и делают вид, будто шейх наоборот поддерживает их бесчинство.
4) Шейх призывает не затрагивать конкретную личность при опровержении ошибки, но по меркам стоящих за смутой джархования это — большое заблуждение и «халябитское правило»: «делаем наставление, но не джархуем».

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...