Ответ имама ас-Саффарини о том, кто заявил, что действовать по книгам фикха (мазхабов) нельзя, и нужно смотреть только в хадисы и тафсиры

2 недели назад | 192

جواب العلامة السفاريني على من زعم أن العمل غير جائز بكتب الفقه لأنها محدثة
تحقيق: د. وليد العلى رحمه الله
تحميل في صيغة PDF

ترجمة إلى اللغة الروسية:

Текст вопроса (1):

«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, и к Нему мы обращаемся за помощью.
Каково мнение ученых мусульман, ведущих и направляющих на прямой путь, о человеке, который изучал фикх мазхаба своего имама, а затем заявил, что действовать в соответствии с книгами фикха (мазхабов) не разрешено, потому что они нововведенные, и обязательно действовать только по хадисам и тафсирам, оставляя все, помимо них?
— Следует ли придавать значение его словам?
— И это его заявление является ли заявлением о наличии у него степени муджтахида?
— И если это так, то какими должны быть последствия для такого заявителя, если он отнес это (положение муджтахида) к себе не по праву?
— Каковы условия иджтихада?
— И чем обязан обычный мусульманин, если он оставил мнение своего имама и пошел к этому человеку (чтобы следовать за ним), полагая, что его слова – это хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и что фикх – совсем не таков (т.е. изложенное в фикхе не взято из сунны)?
Не лишите нас пользы вашего ответа».

***

Ответил наш шейх Мухаммад ас-Саффарини, да хранит его Всевышний Аллах:

«Вся хвала Тому, Кому она принадлежит, и да благословит Аллах Своего избранного пророка.
Знай, что этот вопрос включает в себя несколько подвопросов.

Первый: заявление этого заявителя, что не разрешено действовать в соответствии с чем-либо из книг фикха.
Это то, что подразумевал спрашивающий.
И это – огромная проблема, большая беда, разрывающая единогласное мнение исламской общины (2), противоречащая всем имамам.
Имамы и выдающиеся представители религии Ислам не переставали и не перестанут поступать в соответствии с известными книгами фикха, и они наследуют это: следующие поколения от предыдущих (3).
И заявление этого заявителя – в нем порочение всей исламской общины, начиная со времени табиинов (4), вплоть до этого нашего времени.
И ученые не перестают прилагать усердие и старания в собрании фикха и упорядочении его, в разделении на категории и главы, и они в этом правы, и они за это удостаиваются награды.

Второй: его заявление, что обязательно действовать по хадисам и тафсиру, оставляя все помимо них.
Оно содержит в себе истину и ложь.
Что касается лжи, то это его слова об оставлении того, что не хадисы и не тафсир. Ведь доводы шариата – это и Коран, и сунна, и суждение по аналогии (кыяс), и удержание основы (истисхаб) (5), как это известно от имамов и объяснено в книгах «усуля». (6)
А что касается истины, то действия в соответствии с Кораном и сунной – это истина, относительно которой не существует пререканий. Но что такое книги фикха, если не сливки (из смыслов) Корана и сунны, и их (Корана и сунны) плоды, состоящие
— из правовых постановлений, увязанных с общими и частными доводами
— и того, что получено из аналогии (кыяса) с ними (текстами Корана и сунны)?! (7)
И источник всего – Господь миров, поскольку Писание – Его слова, сунны – разъяснение его (писания), а единогласное мнение (иджма’) указывает на (наличие) шариатского текста. И учитель всех – посланник, мир ему и благословение Аллаха, ведь он – тот, кто доносил (религию) от Аллаха, велико Его достоинство и величественна Его власть.

Третий: слова спрашивающего: «…это его заявление является ли заявлением о наличии у него степени муджтахида?» (8)
Ответ: да. Однако, такой – муджтахид (9) в уничтожении шариата и следовании не прямому пути мусульман. (10)
Приписывание себе таким человеком степени иджтихада в это время подобно приписыванию себе пророчества Мусейлимой-каззабом, а так же аль-‘Анаси, Саджахом и им подобными из лжепророков.
Кто возжелает степень иджтихада, тот оставит подушки и кровати, утратит возможность иметь жен и детей, должен будет обойти все страны, чтобы заполучить записанные собрания благородной сунны, разъяснения ее видов, чтобы овладеть знанием того, как извлекаются из нее правовые положения; и не только это.
И если ты узнал о том, что мы сказали тебе, то убедился в том, что не нужно придавать значения его словам. Сияющий свет не оставляют ради тьмы.

А что касается слов спрашивающего: «Какими должны быть последствия этого?», — то мы уже узнали, что этот человек – заблудший и вводящий в заблуждение других, поскольку нет у него знания о путях иджтихада. Он даже пренебрег единогласным мнением (иджма) и суждением по аналогии (кыяс), а это – предел банкротства.
И что касается того, кто приписал себе степень иджтихада, то от него требуется доказательство на это, но откуда ему у него быть? К нему надлежит применить такие меры воспитательного воздействия, которые послужили бы сдерживающим фактором для него и подобных ему. Особенно в том, что касается его порочения в адрес праведных предшественников (саляфов) этой общины и выдающихся имамов, которое содержится в его словах: «Не разрешено действовать по книгам фикха». (11)

Четвертый: вопрос спрашивающего об условиях иджтихада.
Знай же, что муджтахид может быть одного из четырех видов: абсолютный муджтахид, муджтахид в определенном разделе, муджтахид в некоем вопросе из этого раздела или в вопросах.
А из слов этого невежды, сознательно упрямствующего в невежестве, следует приписывание себе степени абсолютного муджтахида. Сказал из имамов нашего мазхаба Ибн Хамдан (12), и сказали другие:
«Абсолютный муджтахид – это тот, кто самостоятелен в познании шариатских правовых положений, извлекая их из шариатских общих и конкретных доводов, а так же в познании из доводов постановлений по случаям и ситуациям. Не относится к этому знание множества постановлений по ответвлениям фикха. И необходимо для него знать из Корана и сунны то, что связано с правовыми положениями, знать, что пришло в прямом смысле, а что в переносном, веления и запреты, обобщения и уточнения, ясное и неясное, частное и общее, неограниченное и ограниченное, отменяющее и отмененное, исключения и то, из чего сделаны исключения, достоверное из сунны и недостоверное, переданное множеством путей и малым количеством путей, то, в конце иснада чего есть пропуск перед пророком (мир ему и благословение Аллаха), и иснад чего доходит до пророка (мир ему и благословение Аллаха) без пропуска, иснад чего непрерывен и иснад чего прерван; знать единогласия и разногласия в постановлениях фикха в каждую эпоху в каждом городе, знать доводы и их подобие и разницу между ними, знать суждение по аналогии (кыяс), его условия и то, что связано с этим; так же арабский язык, распространенный на западном побережье аравийского полуострова (Хиджаз), на территории Леванта (Шам), Йемена, Ирака и арабов проживающих вокруг этих мест; и иметь другие знания помимо этого». (13)
Я скажу: и кто пожелает достичь степени иджтихада (14) в это время, или будет побуждать его к этому его душа, тот пожелает невозможного, а его душа призывает его к несостоятельному и к заблуждению. И Аллах – податель успеха.

Пятый: то, чем обязан простой мусульманин – это не обращать внимания на слова этого лжеца, отворачиваться от него и его слов, следовать за одним из четырех имамов, за которыми принято следовать, которые приложили все свои силы в извлечении правовых положений и стали опорой для всех людей. И никому из этой общины не следует выходить за пределы их мнений. (15) Это то, что не является предметом спора для каждого, кому дарован успех и хорошее образование.
И каждому имаму и правоведу надлежит предостерегать от подобных этому заблудшему и вводящему в заблуждение глупцу. Поистине, исламская община записала мазхабы наилучшим образом и разъяснила их наилучшим образом.
И что знает этот невежда? Коран и сунну?
Имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, говорил: «Достоверны от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха семьсот тысяч хадисов», — даже если сказал имам Ибн аль-Джаузи (16): «Он имел ввиду пути передач». И он (имам Ахмад) ответил на шестьдесят тысяч вопросов, говоря: «Сообщил нам», «Рассказал нам» (т.е. отвечал хадисами, упоминая иснад), — указал на это ас-Сарсари (17):

«Он ответил на шестьдесят тысяч вопросов
словами «рассказал нам», не передавая из свитков» (т.е. по памяти). (18)

Он (имам Ахмад) охватил сунну (знанием), как это сказал хафиз Ибн Хаджар (19), и не заявлялось это о другом. И то, что люди заучивали (из сунны после него) – это только часть того, что знал он, как на это указал Джаляль ас-Суюты (20) в «аль-Мунтахат». (21)
В любом случае таклид за кем-то помимо четырех (имамов) – это из глупости и заблуждения. (22) И Аллах лучше знает».

***

Написал его шейх Шихабуддин аль-Маннини аль-Ханафи (23) под этим ответом:

«Вся хвала Всевышнему Аллаху. Этот ответ изложен по методологии истины и согласно верному пути.
Его поддерживает то, что сказал аль-‘Изз ибн Абдуссалям (24) в ответе на вопрос, доставленный к нему: «А что касается опоры на достоверные книги фикха, подлинность которых установлена, то единогласны ученые этого времени в дозволении опираться на них и получать из них пользу, потому что установлена их подлинность (надежность), так же как с тем, что передано цепочками передатчиков. Поэтому люди опираются на известные книги, будь то в грамматике, языкознании, медицине и других науках – поскольку установлена их подлинность (надежность) и практически невозможность подтасовки.
А кто убежден, что люди пришли к единогласию в поддержке ошибочного мнения насчет этого, тот сам более их заслуживает быть обвиненным в ошибке.
И если бы не было разрешено опираться на эти книги, то стало бы невозможным достижение (или: исчезло бы) множества польз, связанных с ними. Затем, шариат обращается к словам врачей, а их книги в основе взяты не откуда-нибудь, а именно от неверных, однако, поскольку практически невозможны подтасовки в них, на них стали опираться. Так же как стали опираться в языкознании на стихи арабов по причине практически невозможности подтасовки в них».

И приходит на ум, что слова этого заявителя (о котором был задан вопрос имаму ас-Саффарини) основаны на правилах шиитов, которые запрещают брать постановления в вопросах фикха от того, кто не является защищенным от ошибок, и заявляют о защищенности от ошибок (у их аятолл) согласно их терминологии. И не разрешают таклид за другими имамами. (25) И Аллах, Свят Он и Возвышен, лучше знает».

_________________

(1) Пишет исследователь шейх проф. д.н. Уалид ибн Мухаммад ибн ‘Абдуллах аль-‘Али, который обработал рукопись данного ответа и издал его отдельной книгой: «Я прочитал этот ответ в наилучшей из мечетей, желанной для сердца каждого совершающего земные поклоны, и видимой для взгляда, взирающего на почтенную Ка’бу, перед магрибом в четверг 21 рамадана 1428 г.х., что соответствует 3 октября 2007 г. Это было в присутствии выдающихся соратников, любимых обладателей благородства: шейха Низама ибн Мухаммада аль-Я’куби, шейха Мухаммада ибн Насыра аль-‘Аджми, д.н. ‘Абдуллаха ибн Хамада аль-Мухариба, шейха Мухаммада ибн Юсуфа аль-Музини и шейха ‘Абдуллаха ибн Ахмада ат-Тума, да хранит их Аллах и да не оставит без присмотра, и да не оставит без Своего наставления их понимание и шаги». См. «Джауаб аль-‘алляма ас-Саффарини ‘аля ман за’ама анна аль-‘амаля гайр джаиз би кутуб аль-фикх», с. 10.
13 августа 2017 года шейх Уалид аль-‘Али погиб во время теракта в г. Уагадугу, столице Буркина-Фасо, где находился с целью призыва и объяснения положений религии. Молитву джаназа над ним провел шейх Абдурраззак аль-Бадр https://www.facebook.com/aymen.cheikhbrahim/videos/1532750906789341 . Известный чтец Мишари аль-‘Афаси сообщил, что видел во сне, как шейх Уалид аль-‘Али находится в аэропорту и говорит, что ему было прощено https://www.youtube.com/watch?v=Uh-M6ywcrt4.
В дальнейшем, при передаче комментариев исследователя к тексту ответа, их будет предварять обозначение: «У.А.».

(2) См. подробнее: https://muntaqa.info/ijmam

(3) Говорил шейх Салих аль-‘Усейми, член Комитета Больших Ученых КСА: «Что касается каждого мазхаба по отдельности, то их величие в том, что на протяжении долгих веков знание (исламского права) ограничено перенятием фикха этих четырех имамов. Ты не найдешь никого в последние времена, кто бы перенял знание правовых положений о дозволенном и запретном не посредством книг, ограниченных одним из четырех мазхабов. И нет возможности заполучить знание фикха, кроме как посредством его изучения согласно одному из точно сформулированных мазхабов фикха. И это изучение относится к положению инструментальных наук, ведь, поистине, формирование представления о рассматриваемых вопросах невозможно, кроме как глядя в книги ограниченные одним точно сформулированным мазхабом. И указал на это шейх Сулейман ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдульуаххаб в «Тайсир аль-Азиз аль-Хамид». А попытки заполучить верные знания фикха без его чтения согласно одному из точно сформулированных мазхабов — это невозможно никак, это из раздела невыполнимого. Кто попробовал этот путь, тот обнаружил это. Потому что инструментарий, в котором нуждаются люди для постижения правовых положений из доводов, отсутствует у большинства из них. Естественное знание арабского и знание инструментария, служащего шариатским текстам, из которого «усуль аль-фикх», «аль-кауа’ид аль-фикхия», «аль-макасыд аш-шари’а», отсутствуют у большинства людей. И нет пути для познания фикха, кроме как посредством изучения фикха согласно точно сформулированному мазхабу в фикхе. Цель изучения фикха согласно мазхабу — обращение к нему за помощью в формировании представления о вопросах и их положениях. И не является целью этого, взятие его путем для поклонения, так как мы поклоняемся только исходя из Корана и сунны, однако, для достижения понимания Корана и сунны есть свои инструменты, и из них: изучение их (смыслов Корана и сунны) согласно книгам, в которых собраны положения фикха. И не переставали люди быть на этом век за веком, поколение за поколением». Сл. «Джаляля фикх аль-аимма аль-арба’а».
Также говорил: «Были в прошлом люди, гнушались книги «Зад аль-мустакни’», потешались над ней, обсмеивали тех, кто заучивал ее, читал ее, и кому ее читали. Но прошло несколько лет, и часть тех людей одумалась и поняла, что нет пути для познания фикха кроме как посредством таких книг, которые они обзывали таклидскими и отсталыми. И эти книги останутся, останутся. Потому что религия Всевышнего Аллаха останется». Сл. «Айюхума афдаль: дираса аль-мазхаб ам аль-кауль ар-раджих?»

(4) Табиин – тот, кто встретил сподвижника пророка, мир ему и благословение Аллаха, веруя в пророка, мир ему и благословение Аллаха, и умер на этом.
Следование мазхабам известно среди табиинов еще со времени сподвижников. См. подробнее: https://muntaqa.info/tamazhub

(5) У.А.: Это четвертая основа (вид доводов), относительно которой сложилось единогласие ученых, и это — «удержание положения» (истисхаб аль-халь). Его суть: приверженность доводу разума или шариатскому доводу пока не проявится другой довод, изменяющий правовое положение, — как это сказано у ат-Туфи в «Шарх мухтасар ар-рауда» 3/147 – 148.

(6) Т.е. «Усуль аль-фикх» — наука, которая в подробностях изучает основы, на которых строится исламское право — т.е. доводы — изучает порядок их использования и положение того, кто годится для этой работы.

(7) Говорил шейх Салих аль-Усейми: «И из продолжающихся ошибок — мысли, что ограничивающийся определенным мазхабом находится в противоречии доводам. Это — громкое обвинение. Те четыре имама не возводили свой фикх, кроме как на основании доводов. Однако взгляды на доводы различаются в их размерах, сторонах понимания и извлечения, самостоятельности и нужде в основании». Сл. «Джаляля фикх аль-аимма аль-арба’а».
Говорил шейх Мухаммад ибн Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкыты: «Этот требующий знание, его стремление — заучить «Зад аль-мустакни». А что такое «Зад аль-мустакни»? — Это шариатские постановления, извлеченные из Корана и сунны». См. https://muntaqa.info/shmatn
См. также разъяснение шейха ‘Амира Бахджата: https://muntaqa.info/mazdov

(8) Человек, достигший такого уровня в знаниях и понимании, при котором становится пригодным для иджтихада, и становится обязателен для него иджтихад, т.е. приложение всех сил для познания шариатских правовых положений из доказательств и оценка силы и слабости мнений, пришедших от предыдущих ученых. 

(9) В данном случае подразумевается языковое значение слова «муджтахид»: проявляющий усердие.

(10) Писал имам Абу Исхак Ибрахим ибн Муса аш-Шатыби аль-Малики об основной причине появления новых сект от отклонения от пути праведных предшественников (саляфов): «Противоречащий (первым, саляфам, ранним ученым) может быть двух видов.
… Второй: тот, кто не относится к обладателям степени иджтихада, а только лишь ввел сам себя в их круг по непреднамеренной или намеренной ошибке. Не было о нем засвидетельствовано, что он достоин этой степени, и не видели от него (муджтахиды), что он годится для принятия в их круг. Такой заслуживает порицания.
И редко случается противоречие тому, на чем были первые, кроме как со стороны представителей этого (второго) вида». См. «Аль-Мувафакат» 3/286.

(11) В этих словах содержится обвинение ученых исламской общины в том, что они объединились на заблуждении, и что века из поколений выдающихся ученых и имамов были на заблуждении в самой основе того, чем занимались. Помимо этого данное утверждение противоречит словам пророка, мир ему и благословение Аллаха говорил: «Не объединится моя община на заблуждении». Ат-Тирмизи 2167.
Говорил шейх Салих аль-‘Усейми: «Если ты видишь, что некое явление распространено в исламской общине и никто его не порицал, а затем через долгие века появился человек, который порицает/отвергает это, то знай, что это его слова порицаемы/отвергаемы. Пусть это будет правилом для тебя. Потому что религия в том, что касается знания, наследуется, а не зачинается. И это правило из числа тех, которые вывел аш-Шатыби, да помилует его Аллах, и посвятил ему много слов. Оно заключается в том, что религия берется через передачу, т.е. наследуется, а не зачинается, так что каждый приходит и зачинает что-то новое. И если какое-то общее положение распространилось в исламской общине, и не было его порицания или отрицания кроме как через долгое время, то знай, что тот, кто появился позднее, более достоин порицания, нежели предшественник. Потому что невозможно, чтобы исламская община долгие века не знала своей религии, а затем в 15 веке мы бы открыли истину«. См. «Та’ликат ‘аля аль-мифтах филь-фикх ‘аля мазхаб аль-имам Ахмад».

(12) Абу ‘Абдуллах Наджмуддин Ахмад ибн Хамдан ибн Шабиб ибн Хамдан ан-Нумейри аль-Харрани аль-Ханбали (603 – 695 г.х.), выдающийся ученый, правовед, специалист в основах права, шариатский судья Каира, поэт.

(13) У.А.: См. Ибн Хамдан «Сыфа аль-фатва уа аль-муфти уа аль-мустафти», с. 16.

(14) Согласно утвержденному мнению ханбалитского мазхаба в науке «усуль аль-фикх» невозможно, чтобы в какой-то период времени не существовало муджтахида. Сказал имам ‘Аляуддин аль-Мардауи аль-Ханбали: «Сказал Ибн Муфлих: «Невозможно, чтобы в какой-то период не существовало муджтахида согласно мнению наших товарищей и других групп»». См. «Ат-Тахбир шарх ат-тахрир» 8/4059. И, исходя из этого, слова имама ас-Саффарини можно понять в соответствии с мнением его школы, сказав, что он подразумевает абсолютного независимого муджтахида, о котором сам процитировал перед этим Ибн Хамдана, но не имеет ввиду муджтахида в фатве, относящегося к какой-либо школе. Сказал имам Бадруддин аз-Заркаши аш-Шафи’и: «Не разногласят даже двое, что Ибн ‘Абдуссалям достиг степени иджтихада, так же Ибн Дакык аль-‘Ид, как сказал это Ибн Раф’а. И истина заключается в том, что существует период времени, в котором нет абсолютного муджтахида, но не муджтахида в мазхабе одного из четырех имамов». См. «Аль-Бахр аль-мухыт» 8/241 – 242. И есть вероятность, что он последовал за теми учеными «усуль аль-фикха», которые высказали мнение о возможности отсутствия муджтахида в какой-либо период времени. Сказал Бадруддин аз-Заркаши: «Возможно отсутствие муджтахида в какой-либо период времени по мнению большинства». См. «Аль-Бахр аль-мухыт» 8/240.

(15) После того, как разногласия в исламском праве устоялись в пределах четырех школ – ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской — среди имамов религии и ученых правоведения стали известны два мнения о том, выходит ли истина за пределы четырех мазхабов и можно ли муджтахиду выходить за их пределы:
1. Не выходит. И в соответствии с этим мнением муджтахиду нельзя высказывать мнения, находящиеся за пределами четырех школ, а мукаллиду нельзя следовать за подобными мнениями, если их кто-нибудь озвучит.
2. Может выходить в редких случаях. И в соответствии с этим мнением муджтахиду дозволяется высказывать мнение, находящееся за пределами четырех школ, если у этого мнения есть древний имам, высказавший его, а мукаллиду дозволено следовать за подобными мнениями муджтахидов. Но разрешено ли мукаллиду самому выбрать для себя мнения первых имамов помимо четырех, если посчитает, что они в его глазах более соответствуют доводу – это большой вопрос.
Писал выдающийся ученый, правовед, мухаддис Бадруддин Мухаммад ибн Бахадир аз-Заркаши аш-Шафи’и (745 – 794 г.х.): «… в мазхабе одного из четырех имамов. И образовалось единогласие среди мусульман в том, что истина ограничена этими мазхабами, следовательно, не дозволено действовать в соответствии с другими, и не дозволено, чтобы осуществлялся иджтихад, кроме как в них». См. «Аль-Бахр аль-мухыт» 8/242.
Писал выдающийся правовед Ибн Нуджейм аль-Мисри аль-Ханафи (926 – 970 г.х.): «Что противоречит четырем имамам, то противоречит единогласному мнению, даже если в этом противоречие другим. Сказал автор «ат-Тахрир», что сложилось единогласное мнение о том, что не положено действовать согласно тому, что противоречит четырем, по причине установившейся точности в их мазхабах, их распространенности и множества последователей». См. «Аль-Ашбах уа ан-назаир», с. 131.
Передавал имам ханбалитов своего времени Мухаммад ибн Муфлих аль-Ханбали (708 – 763 г.х.): «И сказано в «аль-Ифсах» (автор: Ибн Хубейра аль-Ханбали, 499 – 560 г.х.): «Поистине, сложилось единогласное мнение о таклиде каждому из четырех мазхабов, и что истина не выходит за их пределы». См. «Аль-Фуру’» 11/103.
Говорил шейх уль-Ислам Ибн Таймия (661 – 728 г.х.): «А если он имел ввиду, что не будет придерживаться всех четырех мазхабов, а будет всем им противоречить, то он, однозначно, в основном будет ошибаться, поскольку истина не выходит за пределы этих четырех мазхабов в преобладающей части шариата. И разногласили люди в вопросе: выходит ли за их пределы в некоторых вопросах? Насчет этого есть два мнения». См. Ибн Муфлих «Аль-Фуру’» 6/571.
Говорил шейх Салих аль-‘Усейми: «Можно встретить мнение, которое находится за пределами мнений четырех имамов и является правильным. Наши слова «за пределами мнений четырех имамов» значат: за пределами того, на чем устоялись их мазхабы. А то, чтобы такое мнение вообще не присутствовало в их мазхабах, то это что-то маловероятное, или исключительное. Ты не найдешь постановления, отнесенного к какому-либо из почитаемых имамов, которое невозможно было бы найти в высказываниях по вопросам фикха у ханафитов, или у маликитов, или у шафиитов, или у ханбалитов». Сл. «Джаляля фикх аль-аимма аль-арба’а».
См. также: https://muntaqa.info/osob

(16) Абу аль-Фарадж Джамалюддин ‘Абдуррахман ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Али аль-Кураши ат-Тейми аль-Бакри аль-Багдади аль-Ханбали (510 – 597 г.х.), хафиз, мухаддис, муфассир, выдающийся увещеватель, правовед, историк.

(17) Абу Закария Джамалюддин Яхья ибн Юсуф ибн Яхья ибн Мансур аль-Ансари аль-Багдади ас-Сарсари аль-Ханбали (588 – 656 г.х.) выдающийся ученый, поэт, литератор.

(18) У.А.: См. «Диуан ас-Сарсари», с. 457.

(19) Абу аль-Фадль Шихабуддин Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Махмуд аль-Кинани аль-‘Аскаляни аль-Мисри аш-Шафи’и (773 – 852 г.х.), хафиз, повелитель правоверных в хадисоведении, муфтий, глава шариатских судей шафиитского мазхаба в Египте.

(20) Абу аль-Фадль ‘Абдуррахман ибн Камалюддин Абу Бакр ибн Мухаммад аль-Худейри ас-Суюты аш-Шафи’и (849 – 911 г.х.), хафиз, мухаддис, хранитель иснадов, море знаний, специалист во множестве наук, в 27 лет получил разрешение от своего учителя ‘Ильмуддина аль-Булькыни на выдачу фатв, муфтий, муджтахид, автор более чем 300 работ в различных науках.

(21) У.А.: Видимо, подразумевается «Муштаха аль-‘укуль фи мунтаха ан-нукуль».

(22) У.А.: Сказал выдающийся ученый Ибн Раджаб в «ар-Радд ‘аля ман иттаба’а гайр аль-мазахиб аль-арба’а», с. 38 – 39: «А если кто-то скажет: «А что вы скажете насчет того, что имам Ахмад и другие имамы запрещали таклид за собой и запись их слов? Что вы скажете насчет слов имама Ахмада: «Не записывай мои слова и слова такого-то и такого-то, а изучай так, как изучали мы»? И такое часто встречается в их словах». — Ему будет отвечено: «Нет сомнения, что имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, запрещал изучать слова факыхов и занимать себя их заучиванием и записью, и приказывал занимать себя заучиванием, пониманием, записью и изучением Корана и сунны, записью сообщений сподвижников и табиинов, а не тех, кто был после них, познанием отличия достоверного из этого от слабого, принимаемого от отколовшегося и отвергнутого.
И нет сомнения, что это более достойно изучения и траты на это своего времени. И кто изучит это и достигнет предела знания, как на это указал имам Ахмад, то его знание станет близким к уровню знаний имама Ахмада. И нет порицания ему, и мы не обращаем наши слова к нему.
Наши слова касаются лишь того, кто не поднялся на эту вершину и не достиг этого предела, и понимает из всего этого лишь немного, и таково положение большинства людей нашего времени. Более того, таково положение большинства людей уже долгое время. Вместе с тем, что многие из них заявляют о себе, что они достигли пределов и пришли к конечной точке, хотя большинство из них не преодолели и уровня новичков».
Пер.: Другими словами подобные высказывания имамов обращены к ученым, способным работать с доводами, муджтахидам. См. подробнее: https://muntaqa.info/hadismazhab

(23) Писал о нем имам ас-Саффарини в иджазе своему ученику Муртада аз-Забиди: «Из самых великих моих шейхов, самых больших степенью, самых упоминаемых с похвалой, самых высоких славой и гордостью за них, имам, выдающийся ученый, исследователь, обладатель точности, ценность среди украшений, редкость своего времени, предел славы, самый выдающийся представитель своей земли шейх Шихабуддин Абу ‘Али, так же Абу Мухаммад, так же Абу Исма’иль Ахмад ибн ‘Али, известный как аль-Маннини». См. «Сабт аль-имам ас-Саффарини аль-Ханбали», с. 182, ред. Мухаммад ибн Насыр аль-‘Аджми.

(24) Абу Мухаммад ‘Иззуддин ‘Абдуль’азиз ибн ‘Абдуссалям ибн Аби аль-Касим ибн аль-Хасан ас-Сулями ад-Димашкы аш-Шафи’и (577 – 660 г.х.), повелитель ученых, муфтий Шама и Египта, муджахид, муджтахид, главный судья Египта.

(25) У.А.: Поместил Мирза ан-Нури в свою книгу «Мустадрак аль-уасаиль» главу «О неразрешенности таклида за тем, кто не защищен от ошибок, в том, что он высказывает, исходя из своего мнения», и так же аль-Хурр аль-‘Амили поместил в свою книгу «аль-Фусуль аль-мухимма фи ма’рифа аль-аимма» главу «О неразрешенности таклида в шариатских положениях за тем, кто не защищен от ошибок». См. Мухаммад Рида Музаффар «’Акаид аль-имамия», с. 52 – 53.

Скачать в формате PDF

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...