Ящики для сбора пожертвований в мечетях. Ибн Баз и Постоянный комитет

27.05.2017 | 4936

هل صندوق خيري في المسجد بدعة وحزبية وحرام؟
اللجنة الدائمة وابن باز

Поскольку в последнее время периодически стала попадаться на глаза статья без указания авторства, в которой содержится отрывок слов одного шейха о том, что ящики для пожертвований, находящиеся в мечети — это путь сектантов и их установка ведет к сектантству (хизбии), и эти слова сопровождаются комментарием автора, что данное действие является к тому же еще и нововведением и уподоблением христианам, то для полноты картины полезным будет опубликовать слова и других ученых по этому вопросу.

Сначала хотелось бы напомнить о хадисе:

Абу Амр Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, к нему пришли нагие люди, одетые в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для своих голов, и опоясанные мечами, и большинство их, а скорее всего все они, были из племени мудар. При виде их нужды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, изменился в лице и зашел (к себе в дом), а потом он вышел оттуда и отдал приказ Билялю, который сначала прокричал призыв к молитве, а потом объявил о её начале. И (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) совершил эту молитву, а потом обратился к людям с проповедью и сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, создавшего вас из одного человека, и создавшего из него же пару ему и рассеявшего от них (по Земле) множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, (именем) Которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей(, ведь,) поистине, Аллах — Наблюдающий за вами!» А затем (он прочитал) еще один аят из числа последних аятов суры «Собрание»(, сказав): «О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня», — (после чего призвал): «Пусть же пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или свою одежду, или са’ пшеницы или са’ фиников», — (и он продолжал перечислять,) пока не сказал: «…или хотя бы половинку финика». И после этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди, и в конце концов я увидел, что на земле образовались две кучи(, одну из которых составляла собой) еда(, а другую -) одежда. И я увидел также, что лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, засияло будто позолоченное, и он сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!» (Ан-Насаи 2554. Более краткую версию привел Муслим 1017)

عن جرير بن عبد الله قال كنا عند رسول الله صلى الله عليه وسلم في صدر النهار فجاء قوم عراة حفاة متقلدي السيوف عامتهم من مضر بل كلهم من مضرفتغير وجه رسول الله صلى الله عليه وسلم لما رأى بهم من الفاقة فدخل ثم خرج فأمر بلالا فأذن فأقام الصلاة فصلى ثم خطب فقال يا أيها الناس اتقوا ربكم الذي خلقكم من نفس واحدة وخلق منها زوجها وبث منهما رجالا كثيرا ونساء واتقوا الله الذي تساءلون به والأرحام إن الله كان عليكم رقيبا و اتقوا الله ولتنظر نفس ما قدمت لغد تصدق رجل من ديناره من درهمه من ثوبه من صاع بره من صاع تمره حتى قال ولو بشق تمرة فجاء رجل من الأنصار بصرة كادت كفه تعجز عنها بل قد عجزت ثم تتابع الناس حتى رأيت كومين من طعام وثياب حتى رأيت وجه رسول الله صلى الله عليه وسلم يتهلل كأنه مذهبة فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم من سن في الإسلام سنة حسنة فله أجرها وأجر من عمل بها من غير أن ينقص من أجورهم شيئا ومن سن في الإسلام سنة سيئة فعليه وزرها ووزر من عمل بها من غير أن ينقص من أوزارهم شيئا
رواه النسائي 2554 وأصله عند مسلم 1017.

А затем:

Постоянный комитет КСА по научным исследованиями и фатвам.

Вопрос: Каково ваше мнение о ящике для благотворительности, размещенном в мечети, из которого затем расходуется на учащихся и других людей. Можно ли класть в него закят?

Ответ: Направления, по которым распределяются средства закята, разъяснил Аллах, Свят Он и Возвышен, словами: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый». Сура «Покаяние», аят 60. А ящики благотворительности, устанавливаемые в мечетях — в основном предназначены для нужд мечети. И те, кто ухаживает за мечетью, а так же учащиеся — они не из тех восьми категорий (которым выплачивается закят). Таким образом не разрешается класть в эти ящики что-либо из закята. Однако, узаконена помощь тем людям (при мечети) из других средств, помимо обязательного закята. В соответствии со словами Аллаха, Свят Он и Возвышен: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». Сура «Трапеза», аят 2. А так же Его словами: «… И творите добро, – быть может, вы преуспеете». Сура «Хадж», аят 77.

Абдульазиз ибн Баз,
Абдурраззак Афифи,
Абдуллах ибн Гудаян,
Абдуллах ибн Кууд.
См. «Фатауа аль-Ляджна», собр. 1, 9/453 — 454., http://www.alifta.net/Fatawa/fatawaDetails.aspx?BookID=3&View=Page&PageNo=1&PageID=3400

السؤال الأول من الفتوى رقم ( 2288 )
س: ما قولكم في صندوق البر الموضوع في المسجد ينفق منه على الطلبة وغيرهم، هل يوضع فيه من الزكاة؟
ج: مصارف الزكاة بينها الله سبحانه وتعالى بقوله: إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ ، وصناديق البر التي توضع في المساجد وغالبًا ما تكون لمصلحة المسجد، ومن يخدم أو يتعلم فيه ليست من هذه الأصناف الثمانية؛ فلا يجوز وضع شيء فيها من الزكاة، ويشرع مساعدة أهلها بغير الزكاة المفروضة؛ لقول الله سبحانه وتعالى: وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى ، وقوله: وَافْعَلُوا الْخَيْرَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
وبالله التوفيق وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه وسلم.
اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
عبد الله بن قعود
عبد الله بن غديان
عبد الرزاق عفيفي
عبد العزيز بن عبد الله بن باز
انظر: فتاوى اللجنة الدائمة، المجموعة الأولى 9/ 453 — 454.

Шейх Ибн Баз.

Вопрос: У нас есть ящик для благотворительности, предназначенный для нужд мечети. И есть при нем специальный человек, который обходит с ним ряды молящихся перед намазом. Особенно в пятницу. Каково правовое положение данного поступка? Учитывая то, что некоторые молящиеся находят это несколько проблематичным.

Ответ: Данное дело неоднозначно, потому что его суть: выпрашивание у молящихся. Быть может это вызовет у них затруднение, или причинит неприятность. И то, что он обходит молящихся с просьбой положить что-либо из денег в этот ящик для нужд мечети — если он оставит это дело, то будет лучше. Если же нет, то в этом деле есть простор для выбора образа действий. Если имам скажет: «Мечеть нуждается в вашей помощи и вашем сотрудничестве», — то нет в этом проблем, поскольку это — благотворительная акция. Однако то, что некий человек обходит с ящиком ряды молящихся — в этом может быть в некотором роде причинение неудобства и постановка в неловкое положение. Я считаю, что оставить это дело предпочтительнее. Достаточно просто известить людей об этом: что этот ящик — для нужд мечети. И кто желает, тот положит в него деньги, а кто не пожелает, тот не положит. И не следует обходить с ним людей, не причинять им неудобства. — Так безопаснее и ближе к благополучию.
Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 262. См. «Фатауа нур аля ад-дарб», 11/355., http://www.alifta.net/Fatawa/fatawaDetails.aspx?View=Page&PageID=2782&PageNo=1&BookID=5http://www.binbaz.org.sa/noor/7505

سئل الشيخ ابن باز: لنا صندوق خيري لصالح المسجد، ويوجد رجل مخصص لهذا الصندوق يدور به على صفوف المصلين قبل الصلاة، وخاصة يوم الجمعة، فما حكم هذا العمل، علماً بأن بعض المصلين يجد شيئاً من الحرج؟

الجواب: المرور بصندوق خيري أمام الصفوف يوم الجمعة
هذا فيه نظر؛ لأن معناه سؤال للمصلين وقد يحرجهم ويؤذيهم بذلك، فكونه يطوف عليهم ليسألهم حتى يضعوا شيئاً من المال في هذا الصندوق لمصالح المسجد لو تَرك هذا يكون أحسن، وإلا فالأمر فيه واسع، لو قال الإمام: أن المسجد في حاجة إلى مساعدتكم وتعاونكم فلا بأس في ذلك؛ لأن هذا مشروع خيري، لكن كونه يطوف بالصندوق عليهم في صفوفهم قد يكون فيه بعض الأذى وبعض الإحراج، فالذي أرى أن تركه أولى، ويكفي أن يُعلموا بهذا، أن الصندوق هذا لمصالح المسجد من شاء وضع فيه ومن شاء تركه، ولا يطوف به عليهم ولا يؤذيهم بذلك، هذا هو الأحوط والأقرب إلى السلامة.
انظر: فتاوى نور على الدرب 11/355، استمع: فتاوى نور على الدرب 262.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...