Имам Абдулькадир аль-Джиляни: Важность соблюдения исламской культуры поведения. Крепость на границе имана

1 неделя назад | 198

الإمام عبد القادر الجيلاني: أهمية الآداب الشرعية وأنها حصن على حدود الإيمان

Писал имам Абдулькадир ибн Муса аль-Джиляни аль-Ханбали (471 — 561 гг.х.), завершая главу о шариатских нормах поведения (адаб):

«Каждому верующему следует поступать согласно этим правилам во всех своих делах и не оставлять их.
Передано от повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Обучитесь культуре поведения (адаб), а затем занимайтесь приобретением знаний».
Сказал Абу Абдуллах аль-Бальхы, да помилует его Аллах: «Культура отношения к знанию больше значит, чем само знание».
Сказал Абдуллах ибн аль-Мубарак, да помилует его Аллах: «Если мне расскажут про какого-то человека, что у него знания первых и последних, но он невоспитан, то я не буду сожалеть об упущенной встрече с ним. А если я услышу о каком-то человеке, что он — воплощение культуры и нравственности, то буду надеяться на встречу с ним и сожалеть, если упущу ее».

И говорят, что вера (иман) подобна городу, окруженному пятью крепостными стенами. Первая из золота, вторая из серебра, третья из железа, четвертая из обожженного кирпича, пятая из необожженного кирпича. Пока жители города заботятся о стене из необожженного кирпича, враг даже не помышляет о второй стене. А если пренебрегут этим, то враги устремятся к захвату второй стены, затем третьей, и так пока не будут разрушены все стены. Так же и вера (иман) — она представлена в пяти составляющих: первое — убежденность, затем чистосердечие, затем выполнение обязательных дел, затем желательных, затем соблюдение норм поведения (адаб). И пока раб Аллаха соблюдает нормы поведения и заботится о них, шайтан не устремляется к нападению на него. А если он оставит культуру поведения, то шайтан устремляется к желательным делам, затем к обязательным, затем к чистосердечию и затем к убежденности.
Таким образом, нужно, чтобы человек держался соблюдения исламских норм поведения во всех своих делах, будь то омовение и молитва, или покупка и продажа, или что-то еще». См. «Аль-Гунья» 1/116-117.

قال الإمام عبد القادر بن موسى الجيلاني الحنبلي (471 — 561 هـ) في ختام جزء الآداب من كتابه «الغنية»: «وينبغي لكل مؤمن أن يعمل بهذه الآداب في سائر أحواله، ولا يترك العمل بها.
وقد روى عن أمير المؤمنين عمر بن الخطاب رضي الله عنه أنه قال: ((تأدبوا ثم تعلموا)).
وقال أبو عبد الله البلخي رحمه الله: ((أدب العلم أكثر من العلم)).
وقال عبد الله بن المبارك رحمه الله: ((إذا وصف لي رجل له علم الأولين والآخرين ولا أدب له لا أتأسف على فوت لقائه، وإذا سمعت برجل له أدب النفس أتمنى لقاءه وأتأسف على فواته)).

ويقال مثل الإيمان كمثل بلدة لها خمسة من الحصون، الأول من ذهب، والثاني من فضة، والثالث من حديد، والرابع من آجر، والخامس من لبن، فما دام أهل الحصن متعاهدين الذين هو من لبن لا يطمع العدو في الثاني، فإذا أهملوا ذلك طمعوا في الحصن الثاني ثم في الثالث حتى تخرب الحصون كلها، فكذلك الإيمان في خمسة من الحصول، أولها اليقين، ثم الإخلاص، ثم أداء الفرائض، ثم إتمام السنن، ثم حفظ الآداب، فما دام العبد يحفظ الآداب ويتعاهدها فالشيطان لا يطمع فيه.
فإذا ترك الآداب طمع الشيطان في السنن ثم في الفرائض، ثم في الإخلاص، ثم في اليقين.
فينبغي للإنسان أن يحفظ الآداب في جميع أموره من الوضوء والصلاة والبيع الشراء وغير ذلك».
انظر: «الغنية لطالبي طريق الحق» 1/ 116-117.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...