Что значит «открытая приверженность религии» (изхар ад-дин)? Шейх Абдуррахман ас-Саади
19.07.2018 | 3674
الشيخ عبد الرحمن بن ناصر السعدي: معنى «إظهار الدين»، وهل هو إعلان العداوة للمجتمع والقيام بالإنكارعليه والتصريح بالبراءة منه أم شيء آخر؟
В контексте рассмотрения положений, касающихся хиджры, правоведы мазхабов приверженцев сунны упоминают, что одним из ключевых вопросов, от которых зависит решение о хиджре конкретного человека, является то, может ли он открыто придерживаться религии в месте своего проживания. Открытая приверженность религии или открытое исповедание религии, или проявление религии названо термином «изхар ад-дин».
Особенность этого словосочетания такова, что оно понятно само по себе, и ученые долго оставляли его без разъяснения, ведь разве сможет кто-нибудь перепутать тайную приверженность религии и открытую? Еще больше ясности в этот вопрос может внести пояснение шейха Абдуррахмана ибн Насыра ас-Саади, который предельно доступно донес читателю, что принято понимать под этим термином. Это упреждая вопрос: может быть под этими словами подразумевается демонстрация вражды к обществу немусульман, в котором находится данный мусульманин? Объявление им о своей непричастности к ним и конфронтация со всяким противоречащим? Или все же что-то другое?
«Проявление религии» или открытую приверженность религии шейх Абдуррахман ас-Саади пояснил следующим образом:
«У нас остались вопросы: что такое «проявление религии»? И что такое религия? Проявление — антоним сокрытия. Проявляющий свою религию — это тот, кто имеет возможность ее обнародовать, не подвергаясь гонениям за это, и не скрывает свою религиозную принадлежность. А неспособный «проявлять религию» — это тот, кто не имеет возможности проявить свою веру, свое единобожие, религиозные убеждения и законы.
Самой же религии не дать определения и не объяснить ее лучше, понятнее и полноценнее, чем это сделал пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он объяснил ее комплексом убеждений, законов и смыслов, когда пояснил, что вера (иман) — это «вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, в Судный день и предопределение с его добром и злом», и что Ислам — это «свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха; это выстаивание молитв (намаз), выплата очистительной милостыни (закят), пост в месяц рамадан и паломничество (хадж) к Запретному дому Аллаха», и что благостность (ихсан) в том, чтобы «ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, и если ты Его не видишь, то Он тебя видит». И сказал в конце этого хадиса: «Это Джибриль пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии». Его передал аль-Бухари и другие.
Все это он назвал религией. И когда человек может открыто исповедовать эти положения, не скрывая ничего из них, тогда он будет проявляющим свою религию. А когда не сможет открыто их исповедовать или часть из них, тогда он будет неспособным проявлять свою религию. Это, вся хвала Аллаху, ясно, нет в понимании этого никакой сложности. И если он может молиться и поститься, но не может показать, что он держится единобожия, показать свою веру и убеждение, тогда он будет считаться неспособным проявлять свою религию». См. «Аль-Фатауа ас-са’дия», с. 94.
قال الشيخ عبد الرحمن بن ناصر السعدي موضحا لمعنى «إظهار الدين»: «وبقي علينا: ما هو إظهار الدين؟ وما هو الدين؟ فالإظهار ضد الخفاء، فالمظهر لدينيه هو الذي يتمكن من إعلانه، ولا يضطهد على ذلك، ولا يخفيه. والعاجز عن الإظهار هو الذي لا يقدر على إظهار إيمانه وتوحيده وعقائد دينه وشرائعه. والدين لا يحد ولا يفسر بتفسير أحسن و لا أوضح من تفسير النبي صلى الله عليه وسلم و لا أجمع ، فإنه فسره بمجموع عقائد الدين وشرائعه وحقائقه ، حيث بَـيَّن أن الإيمان هو (( الإيمان بالله وملائكته ، وكتبه ورسله ، واليوم الآخر والقدر خيره وشره)) ، والإسلام هو (( شهادة أن لا إلـه إلا الله ، وأن محمدا رسول الله ، وإقام الصلاة ، وإيتاء الزكاة ، وصوم رمضان ، وحج بيت الله الحرام ))، والإحسان (( أن تعبد الله كأنك تراه ، فإن لم تكن تراه فإنه يراك )) . وقال في آخره: (( هذا جبريل أتاكم يعلمكم أمر دينكم ، أو دينكم )) رواه البخاري وغيره .
فجعل ذلك كله هو الدين فمتى قدر الإنسان على إظهار هذه الأمور ، وعدم إخفاء شيء منها ، فهو المُظهر لدينه ، ومتى عجزعن إظهارها أو إظهار شيء منها ، فهو عاجز عن إظهار دينه ، وهذا – بحمد الله – واضح لا إشكال فيه ، فلو كان يقدر أن يصلي ويصوم ، لكن لا يقدر أن يظهر توحيده وإيمانه وعقيدته كان عاجزا عن إظهار دينه».
انظر: «الفتاوى السعدية»، ص. 94.