Затворничество (итикаф). Подробная информация согласно фикху имамов ахлю ас-сунна ханафитской школы

05.06.2018 | 6837

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

1. Введение

Одним из прекрасных видов поклонения, который помогает укрепить связь сердца с Аллахом, вырваться из мирских проблем, очиститься от привязанности к чему-либо помимо Аллаха, и о котором так часто забывают мусульмане, является затворничество (ар.: и’тикаф / итикаф / и’тикяф / итикяф / الاعتكاف). Важность оживления знаний об этом богоугодном деле особенно возрастает в месяц рамадан. Далее, если будет угодно Аллаху, станет понятно почему. А пока, можно отметить, что это одна из причин, по которой знатоки исламского права (фикха) поместили главу об итикафе в раздел о посте или сразу после него.

2. Законность итикафа

Основа законности итикафа утверждена Кораном и сунной. Что касается Корана, то сказано в 187 аяте суры «Корова»: «И не приближайтесь к ним (женщинам), когда вы затворились в мечетях».

قال تعالى: «ولا تقربوهن وأنتم عاكفون في المساجد». البقرة؛ 187.

Пишет выдающийся ученый, шейх Хасан ибн ‘Аммар аш-Шурунбуляли аль-Ханафи: «Привязка к мечетям, которые предназначены для поклонения, и оставление дозволенного полового акта ради этого указывают на то, что он (итикаф) — это вид приближения (к Аллаху)». См. «Маракы аль-фалях», с. 268.

قال العلامة الشيخ حسن بن عمار الشرنبلالي الحنفي: «فالإضافة إلى المساجد المختصة بالقرب وترك الوطء المباح لأجله دليل على أنه قربة». انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 268.

Что касается сунны, то передали аль-Бухари и Муслим от Аиши, да будет доволен ею Аллах, «что пророк, мир ему и благословение Аллаха, посвящал себя затворничеству в последние десять дней рамадана пока не упокоил его Аллах. И его жены посвящали себя затворничеству после него».

عن عائشة رَضِيَ اللهُ عنها ((أنَّ النَّبيَّ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم كان يعتكِفُ العشرَ الأواخِرَ مِن رمضانَ، حتى توفَّاه الله، ثم اعتكَفَ أزواجُه مِن بَعدِه)). رواه البخاري ومسلم

3. Что значит «итикаф»?

В арабском языке слово итикаф означает держаться чего-то и придерживаться постоянства в этом. И не имеет значения, сопровождается это благочестием, или чем-то предосудительным.

Что касается шариатского значения, то шейх аш-Шурунбуляли писал: «Это пребывание с намерением на него (на итикаф) в мечети, в которой проводятся в коллективе пять (обязательных) намазов». См. «Маракы аль-фалях», с. 264.

قال الشيخ الشرنبلالي: «هو الإقامة بنيته في مسجد تقام فيه الجماعة بالفعل للصلوات الخمس». انظر: «مراقي الفلاح» ص. 264.

4. Достоинство итикафа

Пишет шейх аш-Шурунбуляли: «Это одно из почетнейших дел, если совершается от чистого перед Всевышним Аллахом сердца. Ведь ожидающий наступления следующей молитвы подобен молящемуся… И из его прикрас избавление сердца от земных забот посредством устремления к поклонению, посвящая себя ему, вверяя себя Господу, оставляя Ему, Велико Его превосходство, свою душу, опираясь на Его щедрость, стоя у Его ворот, проявляя постоянство в поклонении Ему, приближаясь к Нему, чтобы Он приблизил к Своей милости, как Он указал на это в хадисе: «Кто приблизится ко Мне (на пядь, к тому Я приближусь на локоть…)»; держась постоянства в пребывании в Его, Свят Он и Возвышен, доме… Чтобы прибегнуть к Нему и заполучить Его защиту, так что не доберется до него ни его враг, ни его козни, ни его сила». См. «Маракы аль-фалях», с. 268.

قال الشيخ الشرنبلالي: «وهو من أشرف الأعمال إذ كان عن إخلاص» لله تعالى لأن منتظر للصلاة كالمصلي … «ومن محاسنه أن فيها تفريغ القلب من أمور الدنيا» بشغله بالإقبال على العبادة متجردا لها «وتسليم النفس إلى المولى» بتفويض أمرها إلى عزيز جنابه والاعتماد كرمه والوقوف ببابه «وملازمة عبادته» والتقرب إليه ليقرب من رحمته كما أشار إليه في حديث: «من تقرب إلي» وملازمة القرار «في بيته» سبحانه وتعالى … للالتجاء إليه «والتحصن بحصنه» فلا يصل إليه عدوه بكيده وقهره». انظر: «مراقي الفلاح» ص. 268.

5. Правовое положение (хукм) итикафа

На итикаф распространяются три правовых положения из «аль-ахкам ат-таклифия«.

  1. Он может быть обязательным (уаджиб), когда человек сам себя обязал им, дав обет (назр) Аллаху, что посвятит себя итикафу на такое-то количество дней. В таком случае обязательно держать пост в день, в который совершается итикаф, и пост будет условием действительности данного итикафа. Это является второй причиной того, почему правоведы поместили главу об итикафе в раздел о посте. Пост обязателен потому, что таким образом обязанность будет выполнена сполна, так как не известно, чтобы пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал итикаф, не держа при этом пост. И пришло в некоторых сообщениях от сподвижников, табиинов и в хадисах, насчет которых есть замечания о слабости, что совершающему итикаф нужно держать пост.
    В иных случаях, когда итикаф не является обязательным, пост при совершении итикафа не обязателен (кроме дней рамадана), а рекомендуем, поскольку основа в желательных дополнительных делах — более снисходительные, облегченные требования. И передали аль-Хаким и ад-Даракутни, что Ибн Аббас передал от пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Посвятивший себя затворничеству не обязан держать пост, кроме как если он возложит это сам на себя». Аль-Хаким сказал, что хадис достоверен, а аль-Байхакы посчитал, что это слова Ибн Аббаса, а передача их от пророка, мир ему и благословение Аллаха — это ошибка одного из передатчиков. См. «Насб ар-рая» 2/490.
  2. Он может быть «сунна кифая муаккада». Таково положение итикафа в последние десять дней рамадана. Сунна муаккада — настоятельно рекомендуемое утвержденное желательное дело. Кифая — обращенная к общине, так что если ее выполняет достаточное количество людей, то для остальных она перестает быть «муаккада» — настоятельно рекомендуемым утвержденным желательным делом, и становится просто желательным делом.
  3. И он может быть желательным (мустахабб). Таково его положение в остальное время года, если человек его совершает не по причине обета.

6. Где совершать итикаф?

Итикаф мужчин

Пишет шейх аш-Шурунбуляли о том, где следует проводить итикаф мужчинам: «В мечети, в которой проводятся в коллективе пять (обязательных) молитв. Согласно словам Али и Хузейфы, да будет доволен Аллах ими обоими: «Нет итикафа, кроме как в мечети, в которой проводятся коллективные молитвы». И потому что это будет ожиданием молитвы в самом полноценном ее виде — совершаемом в коллективе. И недействителен итикаф в мечети, в которой не проводятся в коллективе молитвы согласно их пяти временам». См. «Маракы аль-фалях», с. 264.

قال الشيخ الشرنبلالي: «في مسجد تقام فيه الجماعة بالفعل للصلوات الخمس» لقول علي وحذيفة رضي الله عنهما: «لا اعتكاف إلا في مسجد جماعة ولأنه انتظار الصلاة على أكمل الوجوه بالجماعة «فلا يصح في مسجد لا تقام فيه الجماعة لصلاة» في الأوقات الخمس». انظر: «مراقي الفلاح» ص. 264.

Дополнение от имама Ибн Абидина аль-Ханафи: «Это все чтобы разъяснить условие действительности, как сказано в «ан-Нахр» и «аль-Фатх». А что касается наилучшего итикафа, то таким он будет в Запретной мечети, затем в мечети пророка, мир ему и благословение Аллаха, затем в мечети аль-Акса. Затем в соборной мечети — было сказано, что это в том случае, если в ней проводятся коллективные молитвы, и если они не проводятся, то тогда (лучше) в его (совершающего итикаф) мечети, чтобы у него не было нужды выходить. Затем лучше та мечеть, которую посещает большее количество людей». См. «Радд аль-мухтар» 2/441.

قال الإمام ابن عابدين الحنفي: «هَذَا كُلُّهُ لِبَيَانِ الصِّحَّةِ قَالَ فِي النَّهْرِ وَالْفَتْحِ، وَأَمَّا أَفْضَلُ الِاعْتِكَافِ فَفِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ ثُمَّ فِي مَسْجِدِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — ثُمَّ فِي الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى، ثُمَّ فِي الْجَامِعِ قِيلَ إذَا كَانَ يُصَلَّى فِيهِ بِجَمَاعَةٍ فَإِنْ لَمْ يَكُنْ فَفِي مَسْجِدِهِ أَفْضَلُ لِئَلَّا يَحْتَاجَ إلَى الْخُرُوجِ ثُمَّ مَا كَانَ أَهْلُهُ أَكْثَرَ». انظر: «رد المحتار» 2/ 441.

Итикаф женщин

Что касается женщин, то сначала следует указать, что женщине не разрешено посвящать себя затворничеству без разрешения мужа. И если муж дал разрешение, то после этого он должен соблюдать данное им разрешение и не прерывать ее итикаф ради полового акта или чего-либо еще.

А насчет места итикафа женщин шейх аш-Шурунбуляли сказал: «А женщина совершает итикаф в «мечети» (букв: месте для суджудов, земных поклонов) ее дома — это то место, которое выделено ею (внутри дома) для совершения в нем молитв». См. «Нур аль-идах», с. 145.

قال الشيخ الشرنبلالي: «وللمرأة الاعتكاف في مسجد بيتها وهو محل عينته للصلاة فيه». انظر: «نور الإضاح»، ص. 145.

Итикаф в месте, где не совершаются молитвы недействителен.
Если женщина, как часто бывает в наше время, не имеет у себя в доме особого места для совершения молитв и молится в любой части дома или квартиры, то при появлении у нее желания к итикафу нужно выделить такое особое место для молитв. И затем уже, когда придет время, в которое она рассчитывала приступить к итикафу, расположиться в этом выделенном месте. Имам Ибн Абидин писал: «Если в нем (в доме) нет мечети, то есть выделенного места для намаза в доме, то если она приготовит такое место для молитв, когда захочет совершить итикаф, то итикаф должен быть засчитан как действительный». См. «Радд аль-мухтар» 2/441.

قال الإمام ابن عابدين: «إذَا لَمْ يَكُنْ فِيهِ مَسْجِدٌ أَيْ مَسْجِدُ بَيْتٍ وَيَنْبَغِي أَنَّهُ لَوْ أَعَدَّتْهُ لِلصَّلَاةِ عِنْدَ إرَادَةِ الِاعْتِكَافِ أَنْ يَصِحَّ».  انظر: «رد المحتار» 2/ 441.

А совершать итикаф в обычной мечети, разбивая в ней палатку, женщине нежелательно (макрух танзихан), противоречит тому, что для нее лучше. См. «Радд аль-мухтар» 2/441.

7. Столпы и условия

Столп (рукн) у итикафа один: постоянное нахождение, пребывание.

Условия (шарт) действительности в желательном итикафе:

1. Исповедание Ислама.
2. Разум. Не достижение половой зрелости. Поэтому итикаф будет действителен и от детей, если они достигли возраста осознания и понимают, что делают.
3. Намерение.
4. Подходящая мечеть у мужчин, выделенное место для молитв у женщин.

И дополняют их условия дозволенности, но не действительности: чистота от месячных и послеродовых кровотечений, чистота от полового осквернения.

Условия действительности обязательного итикафа по причине обета:

1. Исповедание Ислама.
2. Разум.
3. Намерение.
4. Подходящая мечеть у мужчин, выделенное место для молитв у женщин.
5. Пост.
6. Чистота от месячных и послеродовых кровотечений, поскольку без этого пост не будет действительным.

И дополнительное условие дозволенности в таком случае: чистота от полового осквернения. См. «Радд аль-мухтар» 2/441.

8. Минимальный срок пребывания в затворничестве

Желательный итикаф

Пишет шейх Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи: «Наименьшее время желательного — час ночи или дня. Так оно у Мухаммада (аш-Шайбани) и это «захир ар-ривая» от имама (Абу Ханифы), поскольку добровольные дополнительные дела основаны на принципе снисходительности (облегчения). В соответствии с этим мнением дается фатва. А час, согласно тому, что принято среди правоведов — это любая часть времени, а не один из 24 часов». См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 152.

قال الشيخ علاء الدين الحصكفي الحنفي: «(وأقله نفلا ساعة) من ليل أو نهار عند محمد، وهو ظاهر الرواية عن الامام لبناء النفل على المسامحة، وبه يفتى. والساعة في عرف الفقهاء جزء من الزمان لا جزء من أربعة وعشرين». انظر: » الدر المختار»، ص. 152.

И сказал шейх аш-Шурунбуляли: «Главное мнение заключается в том, что наименьшее время итикафа — небольшой неопределенный промежуток времени. Итикаф будет засчитан за сам факт пребывания с намерением на итикаф, даже если тот, кто вознамерился, шел по мечети или проходил через мечеть, не присаживаясь в ней. Будь то днем или ночью. И это — уловка (выход из положения) для того, кто захотел войти в мечеть и выйти через другую дверь, чтобы не считалось, что он сделал из мечети дорогу, поскольку это не разрешено. 
В соответствии с этим мнением дается фатва, поскольку данный итикаф — добровольное пожертвование, условием которого не является пост. И каждая часть (мгновение) пребывания (в месте итикафа) — это уже поклонение при наличии намерения». См. «Маракы аль-фалях», с. 266.

قال الشيخ الشرنبلالي: «المعتمد أن «أقله نفلا مدة يسيرة» غير محدودة فيحصل بمجرد المكث مع النية «ولو كان» الذي نواه «ماشيا» أي مارا غير جالس في المسجد ولو ليلا وهو حيلة من أراد الدخول والخروج من باب آخر في المسجد حتى لا يجعله طريقا فإنه لا يجوز «على المفتى به» لأنه متبرع وليس الصوم من شرطه وكل جزء من اللبث عبادة مع النية».  انظر: «مراقي الفلاح» ص. 266.

Обязательный итикаф по причине обета

Если верующий дал обет совершать затворничество один день или несколько дней, то к этим дням относятся и ночи, которые перед ними. Так как в основе под днем подразумеваются сутки и ночь привязана к ее дню.
Начинать итикаф определенных суток следует до захода солнца, т.е. до наступления времени молитвы «магриб», а заканчивать после захода солнца следующего дня, т.е. после наступления времени молитвы магриб.

Если он дал обет совершать затворничество один день или несколько дней, держа в намерении именно дневное время, то на ночи его обет не будет распространяться.
Начинать итикаф определенного дня нужно перед наступлением времени утренней молитвы «фаджр», а заканчивать после наступления вечерней молитвы «магриб».

Если дал обет совершать затворничество только в одну ночь, то его итикаф не будет действителен, поскольку ночью нет поста.

И если дал обет совершать затворничество несколько ночей подряд, то обязанность итикафа распространяется и на дни, которые следуют за этими ночами.

9. Чем следует заняться во время затворничества?

Поскольку затворничество предполагает посвящение себя и своего времени Аллаху, то наилучшее заполнение этого времени — совершение всевозможных богоугодных дел, будь то соблюдение поста (если пост сам по себе не стал обязательным из-за обета), увеличение количества совершаемых добровольных молитв, совершение дополнительных тауафов, если человек посвятил себя итикафу в Запретной мечети (г. Мекка), обращение с дуа за себя и других мусульман, взывание о благословении (салават) для пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха и др.

Писал шейх аш-Шурунбуляли: «Пусть он держится постоянства в чтении Корана и поминании Аллаха, пусть занимается хадисами, исламскими науками и их изучением. Пусть займет себя жизнеописанием пророка, мир ему и благословение Аллаха, историями пророков, мир им, рассказами о праведниках, записью вопросов религии». См. «Маракы аль-фалях», с. 267.

قال الشيخ الشرنبلالي: «يلازم قراءة القرآن والذكر والحديث والعلم ودراسته وسير النبي صلى الله عليه وسلم وقصص الأنبياء عليهم السلام وحكايات الصالحين وكتابه أمور الدين». انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 267.

10. Некоторые правила итикафа

Разговоры и молчание посвятившего себя затворничеству

Говорить следует только о благом и произносить только благое, ведь разговоры не во благо не разрешены, и обычный нейтральный разговор без нужды нежелателен (макрух) в мечети в любое время. См. «Маракы аль-фалях», с. 267.

Порицаемо в запретной степени (макрух тахриман) молчание, если человек придерживается его, считая поклонением. Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «Это запрещено, потому что таков пост людей Писания, и он отменен. А если он не считает молчание видом приближения к Аллаху и хранит свой язык от бесполезных разговоров, то в этом нет проблем». См. «Маракы аль-фалях», с. 267.

قال الشيخ الشرنبلالي: «لأنه منهي عنه لأنه صوم أهل الكتاب وقد نسخ وأما إذا لم يعتقده قربة فيه ولكنه حفظ لسانه عن النطق بما لا يفيد فلا بأس به». انظر: «مراقي الفلاح» ص. 267.

Половые отношения

Во время итикафа запрещен (харам) половой акт и то, что приводит к нему, согласно упомянутому вначале аяту. К этому относятся также прикосновения и поцелуи. Подобно тому, как это запрещено в состоянии ихрама (в хадже или умре).
Если был совершен половой акт, или произошло семяизвержение по причине действий, ведущих к половому акту, но не мыслей, то итикаф становится недействительным. Независимо от того, было это сделано сознательно, по забывчивости или под принуждением, днем или ночью. См. «Маракы аль-фалях», с. 267.

Можно ли покинуть место итикафа?

Необходимо находиться в мечети, и не выходить из нее даже для того, чтобы проведать больного или поучаствовать в похоронах.

Запрещено выходить без нужды из места итикафа. Это касается и женщины: если она делает итикаф в одной половине комнаты, то ей запрещено выходить во вторую половину без оправданной шариатом нужды.

Нужда, из-за которой выход из места итикафа может быть оправдан, бывает трех видов.

1. Шариатская нужда. К ней относится выход из одной мечети, направляясь в другую для пятничной или праздничной молитвы. С расчетом, чтобы прийти во вторую мечеть за столько времени до начала, чтобы успеть сделать предшествующую желательную молитву. Если он останется в соборной мечети, продолжая итикаф, то его итикаф будет действителен, но так поступать нежелательно (макрух).
Кроме того к шариатской нужде относится выход из мечети муаззина для провозглашения азана, если вход в минарет находится снаружи мечети.
Также к этому виду относится выход для совершения полного омовения, в случае, если находящийся в итикафе проснулся в состоянии большого осквернения, и мечеть не приспособлена для возобновления полного омовения, не выходя из нее.

2. Естественная нужда. То есть посещение отхожего места для справления большой или малой нужды.

3. Вынужденная необходимость. Такая необходимость наступает в случае разрушения мечети, или если разошлись все, кто был в этой мечети и перестали проводиться коллективные намазы, или если некий беззаконник заставил покинуть мечеть, или если человек опасается покушения на себя или свое имущество. В таком случае он может выйти из мечети, но с намерением, что направляется в другую мечеть, чтобы продолжить в ней итикаф, не задерживаясь по другим делам.
И насчет этого пункта большое разногласие у имамов мазхаба.

Кто вышел хоть на какое-то время без оправданной нужды, у того итикаф становится недействительным. Даже если это произошло по забывчивости. См. «Маракы аль-фалях», с. 266.

Бытовые моменты, касающиеся пребывания в мечети

Человек, предавшийся затворничеству, спать должен в мечети.

Есть и пить также должен в мечети. Разрешено после захода солнца выходить для еды тому, кто не нашел помощника, который приносил бы ему еду в мечеть. Поскольку в таком случае его выход из мечети может считаться необходимостью, подобной справлению естественной нужды.

Также в мечети следует заключать торговые сделки, если в этом нуждается он сам или те, кто находится у него на содержании. Поскольку в этом есть необходимость.

Приносить для продажи товары в мечеть порицается в запретной степени (макрух тахриман). Это же касается ведения торговли. См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 153. Исключается из этого положения доставка в мечеть еды и денег на ее покупку, поскольку в этом нуждаются посвятившие себя затворничеству. См. «Радд аль-мухтар» 2/449.

Разрешено заключать никах и возвращать разведенную жену во время итикафа, не выходя из мечети.

Прерывание итикафа

Если начал желательный итикаф, а затем прервал его, то не обязан его возмещать.

Если начал обязательный итикаф, то прерывать его запрещено (харам), поскольку его прерывание делает все это поклонение недействительным. А в Коране сказано: «Не делайте ваши деяния тщетными». (Мухаммад, 33)

قال تعالى: «وَلَا تُبْطِلُوا أَعْمَالَكُمْ». محمد؛ 33.

Что нарушает пост, то нарушает также и обязательный итикаф.

11. Заключение

Пишет шейх аш-Шурунбуляли: «Сказал аз-Зухри, да будет доволен им Аллах: «Люди вызывают удивление: как это они оставили итикаф, если посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (обычно) совершал что-то и оставлял его совершение, но не оставил итикаф до самой смерти?» См. «Маракы аль-фалях», с. 268.

قال الشيخ الشرنبلالي: «قال الزهري رضي الله عنه: عجبا من الناس كيف تركوا الاعتكاف ورسول الله صلى الله عليه وسلم كان يفعل الشيء ويتركه وما ترك الاعتكاف حتى قبض». انظر: «مراقي الفلاح» ص. 268.

Надеемся, что данный материал будет полезен для читателя, поможет глубже взглянуть на этот прекрасный способ достижения довольства Аллаха и облегчит оживление мусульманами этой сунны, будь то в рамадан или в любое другое время года.

Возможно, кому-то покажется, что запомнить все изложенные положения сложно, и поэтому спешим успокоить: со многими из перечисленных положений большинство мусульман не сталкивается во время затворничества и в знании некоторых подробностей не имеет прямой нужды. Они здесь приведены для того, чтобы если кто-нибудь столкнется с чем-то из упомянутого, то смог бы найти ответ. И также для того, чтобы желающий узнать подробности по этому вопросу имел возможность найти желаемое.

Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и всех, кто искренне последовал за ним вплоть до Судного дня, и да ниспошлет им мир и благоденствие.

Скачать статью в формате PDF
Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...