Шариатский довод «истисхаб» — приверженность основе. Общая информация

19.04.2018 | 4799

اللاستصحاب إجمالا

[Суть истисхаба]

Пишет имам Бадруддин аз-Заркаши аш-Шафии: «Истисхаб аль-халь (приверженность былому положению) будь то в наличии чего-либо или отсутствии, в решениях разума или шариата — его (истисхаба) смысл таков, что основа утвержденного в прошлом заключается в том, что оно остается (таким же) в будущем. Этот смысл выражен в их (ученых) словах: «Основа в том, что то, что было, остается таким, каким оно было, пока не появится то, что его изменит». И кто заявит о нем (истисхабе в каком-то вопросе), на том разъяснение (т.е. доказательство)…

[Насколько силен истисхаб как довод]

Сказал аль-Хауаризми в «аль-Кафи»: «Это последняя опора в фатве. Если муфтия спрашивают о каком-либо происшествии, то он ищет постановление о нем в Коране, затем в сунне, затем в единогласном мнении, затем в кыясе (суждении по аналогии). И если не найдет, тогда берет решение о нем из истисхаба аль-халь, будь то в отрицании или утверждении. Если будет сомнение насчет того, не прекратил ли он действие, то основа в том, что он остается действительным. Если будет сомнение насчет того, утвержден ли он (в данном положении), то основа в том, что он не утвержден».

[Мнение большинства ученых об истисхабе]

Он является доказательством, к которому обращается муджтахид, когда не найдет во возникшему вопросу конкретного доказательства. В соответствии с этим высказались ханбалиты, маликиты, большинство шафиитов и захириты. Будь то в отрицании или утверждении.

[Мнение ученых-ханафитов о том, насколько пригоден истисхаб в качестве довода]

А второй мазхаб передан от большинства ханафитов и мутакаллимов, таких как Абу аль-Хусейн аль-Басри, да помилует его Аллах. Он заключается в том, что истисхаб не является доказательством, потому что утверждение чего-либо в одно время нуждается в доводе, и таким же будет положение в другое время, поскольку (в другое время) это (утвержденное в первое время) может быть, а может и не быть. И положение здесь (в шариатских вопросах) отлично от того, что утверждается органами чувств, поскольку в этой области (наблюдений) Аллах установил такой обычай (что утвержденное в первое время остается и во второе), но не установил обычай в шариатских положениях, и они не примыкают к этому виду…
Я (аз-Заркаши) скажу: передано в книгах большинства ханафитов, что он (истисхаб) не годится в качестве доказательства, которым можно было бы обязывать другого (правоведа при диспуте), но годится в качестве доказательства для оправдания и защиты».

См. «Аль-Бахр аль-мухыт» 8/13-15.

[Некоторые примеры истисхаба]

Писал имам Аляуддин аль-Мардави аль-Ханбали: «… Из его видов — истисхаб аль-‘адам аль-аслий (приверженность основе отсутствия). Под ним подразумевается то, отрицание чего познано разумом. И основа отсутствия (этого) остается в том же положении, в котором была. Как с основой отсутствия обязанности (уаджиба) совершать шестую молитву и отсутствия обязанности (уаджиба) держать пост помимо месяца рамадан. Поскольку не пришли шариатские тексты с утверждением этого, разум вынес решение об отрицании этих положений из-за отсутствия того, что их бы утверждало.
И из его видов — истисхаб аль-хукм (приверженность постановлению), на наличие и постоянство действительности которого указал шариат из-за наличия причины (этого постановления). Как с (утверждением того, что у человека остается) право на владение, после того, как была организована его причина (т.е. покупка, дар, наследство и др.)».

См. «Ат-Тахбир. Шарх ат-Тахрир» 8/3754-3755.

[حقيقة الاستصحاب]

قال الإمام بدر الدين الزركشي الشافعي: «اسْتِصْحَابُ الْحَالِِ لِأَمْرٍ وُجُودِيٍّ أَوْ عَدَمِيٍّ، عَقْلِيٍّ أَوْ شَرْعِيٍّ. وَمَعْنَاهُ أَنَّ مَا ثَبَتَ فِي الزَّمَنِ الْمَاضِي فَالْأَصْلُ بَقَاؤُهُ فِي الزَّمَنِ الْمُسْتَقْبَلِ، وَهُوَ مَعْنَى قَوْلِهِمْ: الْأَصْلُ بَقَاءُ مَا كَانَ عَلَى مَا كَانَ حَتَّى يُوجَدَ الْمُزِيلُ، فَمَنْ ادَّعَاهُ فَعَلَيْهِ الْبَيَانُ…

[منزلة الاستصحاب بين الأدلة]

قَالَ الْخُوَارِزْمِيُّ فِي الْكَافِي «: وَهُوَ آخِرُ مَدَارِ الْفَتْوَى، فَإِنَّ الْمُفْتِيَ إذَا سُئِلَ عَنْ حَادِثَةٍ يَطْلُبُ حُكْمَهَا فِي الْكِتَابِ، ثُمَّ فِي السُّنَّةِ، ثُمَّ فِي الْإِجْمَاعِ، ثُمَّ فِي الْقِيَاسِ، فَإِنْ لَمْ يَجِدْهُ فَيَأْخُذُ حُكْمَهَا مِنْ اسْتِصْحَابِ الْحَالِ فِي النَّفْيِ وَالْإِثْبَاتِ، فَإِنْ كَانَ التَّرَدُّدُ فِي زَوَالِهِ فَالْأَصْلُ بَقَاؤُهُ، وَإِنْ كَانَ فِي ثُبُوتِهِ فَالْأَصْلُ عَدَمُ ثُبُوتِهِ. انْتَهَى.

[حجية الاستصحاب عند الجمهور]

وَهُوَ حُجَّةٌ يَفْزَعُ إلَيْهَا الْمُجْتَهِدُ إذَا لَمْ يَجِدْ فِي الْحَادِثَةِ حُجَّةً خَاصَّةً. وَبِهِ قَالَ الْحَنَابِلَةُ وَالْمَالِكِيَّةُ وَأَكْثَرُ الشَّافِعِيَّةِ وَالظَّاهِرِيَّةُ، سَوَاءٌ كَانَ فِي النَّفْيِ أَوْ الْإِثْبَاتِ…

[حجية الاستصحاب عند الحنفية]

وَالْمَذْهَبُ الثَّانِي: وَنُقِلَ عَنْ جُمْهُورِ الْحَنَفِيَّةِ وَالْمُتَكَلِّمِينَ، كَأَبِي الْحُسَيْنِ الْبَصْرِيِّ — رَحِمَهُ اللَّهُ -، أَنَّهُ لَيْسَ بِحُجَّةٍ لِأَنَّ الثُّبُوتَ فِي الزَّمَانِ يَفْتَقِرُ إلَى الدَّلِيلِ فَكَذَلِكَ فِي الزَّمَانِ الثَّانِي، لِأَنَّهُ يَجُوزُ أَنْ يَكُونَ وَأَنْ لَا يَكُونَ، وَيُخَالِفُ الْحِسِّيَّاتِ، لِأَنَّ اللَّهَ أَجْرَى الْعَادَةَ فِيهَا بِذَلِكَ، وَلَمْ تَجْرِ الْعَادَةُ فِي الشَّرْعِيَّاتِ فَلَا تَلْحَقُ بِهَا…
قُلْت: وَالْمَنْقُولُ فِي كُتُبِ أَكْثَرِ الْحَنَفِيَّةِ أَنَّهُ لَا يَصِحُّ حُجَّةً عَلَى الْغَيْرِ، وَلَكِنْ يَصْلُحُ لِلْعُذْرِ وَالدَّفْعِ».
انظر: «البحر المحيط في أصول الفقه» 8/ 13-15.

[بعض أمثلة الاستصحاب]

قال الإمام علاء الدين المرداوي الحنبلي: «مِنْه اسْتِصْحَاب الْعَدَم الْأَصْلِيّ، وَهُوَ الَّذِي عرف بِالْعقلِ انتفاؤه، وَأَن الْعَدَم الْأَصْلِيّ بَاقٍ على حَاله: كالأصل عدم وجوب صَلَاة سادسة، وَصَوْم شهر غير رَمَضَان، فَلَمَّا لم يرد السّمع بذلك حكم الْعقل بانتفائه لعدم الْمُثبت لَهُ. وَمِنْه اسْتِصْحَاب حكم دلّ الشَّرْع على ثُبُوته ودوامه لوُجُود سَببه: كالملك عِنْد حُصُول السَّبَب».
انظر: «التحبير شرح التحرير» 8/ 3754-3755.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (7 оценок, среднее: 4,71 из 5)
Загрузка...