Хадис об исчезновении знания перед концом света и исчезновение правоведов четырех мазхабов. Имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи
26.11.2017 | 4610
من أشراط الساعة رفع العلم، ومن صور رفع العلم غياب فقهاء وعلماء المذاهب الأربعة وظهور الجهال مع تصورهم الخاص للفقه والفتوى. الإمام بدر الدين محمود بن أحمد العيني الحنفي
Исчезновение знатоков исламского права из четырех мазхабов и обретение популярности невеждами с собственными толкованиями фикха — это один из видов исчезновения знания, признак приближения Судного дня.
В комментарии к хадису: «Аллах не забирает знание, изымая его из сердец людей, но забирает его, забирая ученых, и когда не останется ученых, люди возьмут главами для себя невежд, будут спрашивать их, а те отвечать — заблудятся сами и заблудят других», — говорит имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи:
«Он (аль-Бухари) разъяснил этим хадисом, что под исчезновением знания здесь подразумевается то, что будут забраны его обладатели, то есть ученые, а не то, что оно будет изъято из сердец. Это произойдет посредством смерти обладателей знания и принятия людьми в качестве глав для себя невежд, которые будут выносить решения в религии Аллаха, руководствуясь своим мнением, и давать фатвы на основе своего невежества.
Сказал кады Ийяд (аль-Малики, ум. 544 г.х.): «Это уже есть в наше время, как и сообщил об этом пророк, мир ему и благословение Аллаха».
Сказал шейх Кутбуддин (аль-Халяби, ум. 735 г.х.): «Он это сказал при изобилии ученых в его время, а каково же тогда положение в наше время?»
Сказал слабый раб (Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи, ум. 855 г.х.): таковы его слова при многочисленности правоведов и ученых четырех мазхабов и больших мухаддисов в его время, каково же тогда в наше время, когда земли постигло их отсутствие, а невежды вышли на первый план с фатвами, проведением собраний, посвященных исламским наукам, преподаванием в школах (медресе)? Мы просим у Аллаха прощения и избавления».
См. «Умда аль-кари шарх Сахих аль-Бухари» 2/83.
قال الإمام بدر الدين العيني الحنفي وهو يعلق على حديث «إِن الله عز وَجل لَا يقبض الْعلم انتزاعاً ينتزعه من الْعباد، وَلَكِن يقبض الْعلم بِقَبض الْعلمَاء حَتَّى إِذا لم يبْق عَالما اتخذ النَّاس رُؤَسَاء جُهَّالًا فيسألوا، فافتوا بِغَيْر علم فضلوا وأضلوا»:
«وَبَين — أي: البخاري — بِهَذَا الحَدِيث أَن المُرَاد بِرَفْع الْعلم هُنَا قبض أَهله وهم الْعلمَاء لَا محوه من الصُّدُور، لَكِن بِمَوْت أَهله واتخاذ النَّاس رُؤَسَاء جُهَّالًا فيحكمون فِي دين الله تَعَالَى برأيهم ويفتون بجهلهم،
قَالَ القَاضِي عِيَاض: وَقد وجد ذَلِك فِي زَمَاننَا، كَمَا أخبر بِهِ، عَلَيْهِ الصَّلَاة وَالسَّلَام.
قَالَ الشَّيْخ قطب الدّين: قلت: هَذَا قَوْله مَعَ توفر الْعلمَاء فِي زَمَانه، فَكيف بزماننا؟
قَالَ العَبْد الضَّعِيف: هَذَا قَوْله مَعَ كَثْرَة الْفُقَهَاء وَالْعُلَمَاء من الْمذَاهب الْأَرْبَعَة والمحدثين الْكِبَار فِي زَمَانه، فَكيف بزماننا الَّذِي خلت الْبِلَاد عَنْهُم، وتصدرت الْجُهَّال بالإفتاء والتعين فِي الْمجَالِس والتدريس فِي الْمدَارِس؟ فنسأل السَّلامَة والعافية».
انظر: «عمدة القاري شرح صحيح البخاري» 2/ 83.