Имена пророков, упомянутых в Коране и сунне
28.10.2018 | 33359
В Коране по именам упоминаются 25 пророков и посланников, насчет пророчества которых нет разногласия:
- Адам (آدم), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду»». Корова, 31.
- Идрис (إدريس), мир ему и благослование Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Помяни в Писании Идриса. Воистину, он был правдивейшим человеком и пророком». Марьям, 56.
- Нух (نوح), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили Нуха (Ноя) к его народу: «Воистину, я для вас – разъясняющий и предостерегающий увещеватель». Худ, 25.
- Худ (هود), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Вы же измышляете ложь». Худ, 50.
- Салих (صالح), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый»». Худ, 61.
- Ибрахим (إبراهيم), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного теленка». Худ, 69.
- Лут (لوط) племянник Ибрахима, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Они сказали: «О Лут (Лот)! Мы – посланцы твоего Господа, и они не причинят тебе зла. Отправляйся в путь вместе со своей семьей среди ночи, и пусть никто из вас не оглядывается. И только твою жену поразит то, что поразит остальных. Их срок выйдет утром. Разве утро не близко?»» Худ, 81.
- Исмаил (إسماعيل) сын Ибрахима, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц». Корова, 125.
- Исхак (إسحاق) сын Ибрахима, мир им обоим и благословение Аллаха. Сын Ибрахима. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы обрадовали его вестью об Исхаке (Исааке) – пророке из числа праведников. Мы благословили его и Исхака (Исаака). Среди их потомства есть творящие добро и поступающие явно несправедливо к самим себе». Стоящие в ряд, 112-113.
- Якуб / Йакуб / Исраил (يعقوب / إسرائيل) сын Исхака, сына Ибрахима, мир им всем и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Каждого из них Мы сделали пророком». Марьям, 49. В другой суре: «Любая пища была дозволена сынам Исраила (Израиля), кроме той, которую Исраил (Израиль) запретил самому себе до ниспослания Таурата (Торы)». Семейство Имрана, 93.
- Юсуф / Йусуф (يوسف) сын Якуба, сына Исхака, сына Ибрахима, мир им всем и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Когда Йусуф (Иосиф) достиг зрелого возраста, Мы даровали ему умение принимать решения и знание. Так Мы вознаграждаем творящих добро». Йусуф, 22.
- Дауд / Давуд (داود), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)». Женщины, 163.
- Сулейман (سليمان) сын Дауда, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Сулейман (Соломон) наследовал Давуду (Давиду) и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано все. Это и есть явное превосходство (или явная милость)». И собраны были к Сулейману (Соломону) его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки». Муравьи, 16-17.
- Юнус / Йунус (يونس), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)? Когда они уверовали, Мы избавили их от позорных мучений в мирской жизни и дозволили им пользоваться мирскими благами до определенного времени». Йунус, 98.
- Айюб / Аюб / Айуб (أيوب), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Помяни также Айуба (Иова), который воззвал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных». Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется». Пророки, 83-84.
- Зуль-Кифл / Зу-л-Кифл (ذو الكفل), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Помяни также Исмаила (Измаила), Идриса, Зуль Кифла. Все они были из числа терпеливых». Пророки, 85.
- Аль-Ясаа /аль-Йасаа / ал-Йаса’а (اليسع), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «… А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами». Скот, 86.
- Ильяс (إلياس), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Ильяс (Илия) также был одним из посланников». Стоящие в ряд, 123.
- Шуайб (شعيب), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили к мадьянитам их брата Шуайба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Не обмеривайте и не обвешивайте. Я вижу, как вы благоденствуете, и боюсь, что вас постигнут мучения в Объемлющий день». Худ, 84.
- Муса (موسى), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями и повелели: «Выведи свой народ из мраков к свету и напомни им дни Аллаха». Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного». Ибрахим, 5.
- Харун (هارون) брат Мусы, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Мы оказали милость Мусе (Моисею) и Харуну (Аарону). Мы спасли их обоих и их народ от великой печали. Мы оказали им помощь, и именно они стали победителями. Мы даровали им ясное Писание и повели их прямым путем». Стоящие в ряд, 114-118.
- Закария / Закарийа (زكريا), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Тогда Закарийа (Захария) воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе»». Семейство Имрана, 38.
- Яхья / Йахйа (يحيى) сын Закарии, мир им обоим и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников»». Семейство Имрана, 39.
- Иса (عيسى), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник». Семейство Имрана, 59.
- Мухаммад (محمد), мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Он простил грехи и исправил положение тех, которые уверовали, совершали праведные деяния и уверовали в истину, ниспосланную Мухаммаду от их Господа». Мухаммад, 2.
О положении Зуль-Карнейна
Аллах упомянул в Коране Зуль-Карнейна, начав историю о нем словами (смысл): «Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне. Скажи: «Я прочту вам поучительный рассказ о нем». Воистину, Мы наделили его властью на земле и одарили его всякими возможностями». Пещера, 83-84. Среди обладателей знания были такие, кто счел его пророком. Хотя устоявшееся мнение у большинства ученых заключается в том, что это был справедливый правитель.
Писал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «Насчет Зуль-Карнейна образовалось разногласие. Было сказано, что он был пророком. Это также передается от Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса и сходится с внешним смыслом Корана… И было сказано, что он был ангелом. Это мнение передал ас-Са’ляби, и оно передается от Умара… И было сказано, что он был правителем. На этом мнении большинство. Уже оговаривалось, что в хадисе ‘Али есть косвенное указание на это». См. «Фатх аль-Бари» 6/383.
قال الحافظ ابن حجر العسقلاني الشافعي: «وَقَدِ اخْتُلِفَ فِي ذِي الْقَرْنَيْنِ فَقِيلَ كَانَ نَبِيًّا كَمَا تَقَدَّمَ وَهَذَا مَرْوِيٌّ أَيْضًا عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ وَعَلَيْهِ ظَاهِرُ الْقُرْآنِ … وَقِيلَ كَانَ مَلَكًا مِنَ الْمَلَائِكَةِ حَكَاهُ الثَّعْلَبِيُّ وَهَذَا مَرْوِيٌّ عَنْ عُمَرَ … وَقِيلَ كَانَ مِنَ الْمُلُوكِ وَعَلَيْهِ الْأَكْثَرُ وَقَدْ تَقَدَّمَ مِنْ حَدِيثِ عَلِيٍّ مَا يُومِئُ إِلَى ذَلِكَ». انظر: «فتح الباري» 6/ 383.
Мнения ученых о том, был ли пророком Хадыр (Хидр)
В суре «Пещера» рассказана история Хадыра / Хидра / Хыдра (الخضر), в которой он не назван по имени. Имя его приходит в хадисах. Например, у Муслима под номером 2380 и у аль-Бухари — 4726. Его история начинается с аята (смысл): «Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно». Пещера, 65. И заканчивается словами (смысл): «Я так поступал не по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением». Пещера, 82. Ученые разделились во мнениях о том, кто он. Многие сказали, что он был приближенным к Аллаху праведником (уали, аулия), и многие сказали, что он был пророком. Так что даже мнения о том, на какой стороне большинство, расходятся. И есть мнение, что он — ангел.
Писал имам Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Мас’уд аль-Багави аш-Шафии: ««Мы обучили его из того, что Нам известно» — то есть знанию сокровенного посредством озарения/внушения. Хадыр не был пророком по мнению большинства обладателей знания». См. «Ма’алим ат-танзиль» 3/205.
قال الإمام أبو محمد الحسين بن مسعود البغوي الشافعي: «وَعَلَّمْناهُ مِنْ لَدُنَّا عِلْماً، أَيْ عِلْمَ الْبَاطِنِ إِلْهَامًا وَلَمْ يَكُنِ الْخَضِرُ نَبِيًّا عِنْدَ أَكْثَرِ أَهْلِ الْعِلْمِ». انظر: «معالم التنزيل» 3/ 205.
И писал имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби аль-Малики: «Хадыр — пророк по мнению большинства. И есть мнение что он праведный раб (Аллаха), но не пророк. А аят говорит о его пророчестве, потому что сокровенная сторона его поступков не может быть, кроме как из откровения. Также дело в том, что человек обучается и следует только за тем, кто выше него, и недопустимо, чтобы выше пророка (Мусы) был тот, кто не является пророком. Есть также мнение, что он был ангелом, и Аллах повелел Мусе взять, что есть у него из знаний сокровенного. Правильным является первое мнение. И Аллах лучше знает». См. «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Кур-ан» 11/16.
قال الإمام أبو عبد الله محمد بن أحمد القرطبي المالكي: «وَالْخَضِرُ نَبِيٌّ عِنْدَ الْجُمْهُورِ. وَقِيلَ: هُوَ عَبْدٌ صَالِحٌ غَيْرُ نَبِيٍّ، وَالْآيَةُ تَشْهَدُ بِنُبُوَّتِهِ لِأَنَّ بَوَاطِنَ أَفْعَالِهِ لَا تَكُونُ إِلَّا بِوَحْيٍ. وَأَيْضًا فَإِنَّ الْإِنْسَانَ لَا يَتَعَلَّمُ وَلَا يَتَّبِعُ إِلَّا مَنْ فَوْقَهُ، وَلَيْسَ يَجُوزُ أَنْ يَكُونَ فَوْقَ النَّبِيِّ مَنْ ليس بنبي. وَقِيلَ: كَانَ مَلَكًا أَمَرَ اللَّهُ مُوسَى أَنْ يَأْخُذَ عَنْهُ مِمَّا حَمَلَهُ مِنْ عِلْمِ الْبَاطِنِ. وَالْأَوَّلُ الصَّحِيحُ، وَاللَّهُ أَعْلَمُ». انظر: «الجامع لأحكام القرآن» 11/ 16.
Были ли пророками братья Юсуфа, мир ему и благословение Аллаха?
У пророка Юсуфа, мир ему и благословение Аллаха, было 11 братьев, которые в Коране многократно называются «коленами». Десять из них в свое время совершили преступление против Юсуфа и принесли большое горе своему отцу Якубу (см. сура «Йусуф»), мир и благословение Аллаха этим двум пророкам. Несмотря на это, были ученые, которые посчитали, что они покаялись, и позже им было даровано пророчество. Так они поняли аят, смысл которого: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам, и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам»». Корова, 136.
Хафиз Джалялюддин ас-Суюты аш-Шафии написал в ответ на затронутый вопрос подробную фатву с исследованием мнений и доказательств. О мнениях он писал: «Насчет братьев Юсуфа, мир ему, два мнения у ученых. Большинство, как предшественников (саляфов), так и преемников (халяфов) на том, что они не были пророками.
И что касается предшественников, то не передано ни от одного из сподвижников мнения об их пророчестве. Так сказал Ибн Таймия. И я не помню такого мнения ни от одного из табиинов. А что касается табии табиинов, то передано от Ибн Зейда (Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям аль-‘Адави), что он высказался об их пророчестве. За ним в этом последовала небольшая группа. А большинство табии табиинов и тех, кто был после них, осудили (или: отвергли) это мнение.
А что касается преемников, то муфассиров можно представить по группам. Среди них есть такие, которые высказали мнение Ибн Зейда, как, например, аль-Багави. Есть такие, которые с силой отвергли это мнение, как, например, аль-Куртуби, имам Фахруддин (ар-Рази) и Ибн Касир. Есть такие, которые передали оба мнения, не выбирая более весомое (на их взгляд), как поступил Ибн аль-Джаузи. И есть такие, кто не стал затрагивать этот вопрос». См. «Аль-Хави ли аль-фатави» 1/368.
قال الحافظ جلال الدين السيوطي الشافعي: «فِي إِخْوَةِ يُوسُفَ عَلَيْهِ السَّلَامُ قَوْلَانِ لِلْعُلَمَاءِ، وَالَّذِي عَلَيْهِ الْأَكْثَرُونَ سَلَفًا وَخَلَفًا أَنَّهُمْ لَيْسُوا بِأَنْبِيَاءَ، أَمَّا السَّلَفُ فَلَمْ يُنْقَلْ عَنْ أَحَدٍ مِنَ الصَّحَابَةِ أَنَّهُمْ قَالُوا بِنُبُوَّتِهِمْ — كَذَا قَالَ ابن تيمية، وَلَا أَحْفَظُهُ عَنْ أَحَدٍ مِنَ التَّابِعِينَ، وَأَمَّا أَتْبَاعُ التَّابِعِينَ، فَنُقِلَ عَنِ ابن زيد أَنَّهُ قَالَ بِنُبُوَّتِهِمْ، وَتَابَعَهُ عَلَى هَذَا فِئَةٌ قَلِيلَةٌ، وَأَنْكَرَ ذَلِكَ أَكْثَرُ الْأَتْبَاعِ فَمَنْ بَعْدَهُمْ، وَأَمَّا الْخَلَفُ، فَالْمُفَسِّرُونَ فِرَقٌ؛ مِنْهُمْ مَنْ قَالَ بِقَوْلِ ابن زيد كَالْبَغَوِيِّ، وَمِنْهُمْ مَنْ بَالَغَ فِي رَدِّهِ كالقرطبي، والإمام فخر الدين، وابن كثير، وَمِنْهُمْ مَنْ حَكَى الْقَوْلَيْنِ بِلَا تَرْجِيحٍ كابن الجوزي، وَمِنْهُمْ مَنْ لَمْ يَتَعَرَّضْ لِلْمَسْأَلَةِ». انظر: «الحاوي للفتاوي» 1/ 368.
Сам имам ас-Суюты пришел ко мнению, что братья Юсуфа, мир ему и благословение Аллаха, не стали пророками. Что касается вышеприведенного аята, то имам объяснил, что в нем нет однозначного указания на их пророчество, потому что «коленами» назывались не только сыновья Якуба, но и потомки их родов, среди которых в более поздние времена были пророки. К тому же совершенные братьями Юсуфа грехи и преступления совершенно не характерны для людей, которые избираются Аллахом для пророчества.
А если исходить из мнения, что они стали пророками, то их имена передает имам, табиин Мухаммад ибн Исхак аль-Мадани. По всей видимости передает из исраилиятов, то есть из сообщений людей Писания, о которых посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Доносите от меня, даже если это будет один аят. И рассказывайте то, что передается от сынов Исраила, нет в этом проблем. А кто намеренно возведет на меня ложь, пусть приготовится занять свое место в Огне». Аль-Бухари, 3461.
قال النبي صلى الله عليه وسلم: «بلغوا عني ولو آية، وحدثوا عن بني إسرائيل ولا حرج، ومن كذب علي متعمداً، فليتبوأ مقعده من النار».
Пишет имам Мухаммад ибн Джарир ат-Табари: «Рассказал нам Ибн Хумейд, что рассказал ему Саляма, что рассказал ему Мухаммад ибн Исхак:
«Якуб (Иаков) ибн Исхак (Исаак) — он же Исраил (Израиль)- женился на Лие (ليا), дочке своего дяди по матери, которого звали Лиян ибн Тубиль ибн Ильяс. Дети, которых она ему родила: Рубиль (روبيل / Рувим) ибн Якуб, который был его старшим сыном, Шим’ун (شمعون / Симеон) ибн Якуб, Ляуи (لاوي / Левий) ибн Якуб, Яхуза (يهوذا / Иуда) ибн Якуб, Райялюн (ريالون / Завулон) ибн Якуб, Яшджар (يشجر / Иссахар) ибн Якуб и Дина (دينة) бинт Якуб. Затем Лия умерла, и Якуб женился на ее сестре Рахиль (راحيل) бинт Лиян ибн Тубиль ибн Ильяс. Она родила ему Юсуфа (يوسف / Иосиф) ибн Якуба и Биньямина (بنيامين / Вениамин) — в переводе на арабский его имя означает «лев». Также от двух рабынь, имя одной из которых Зульфа (زلفة / Зелфа), а другой Бульхия (بلهية / Валла), у него родилось четверо сыновей: Дан (دان) ибн Якуб, Нафсалий (نَفثالي / Неффалим) ибн Якуб, Джад (جَاد / Гад) ибн Якуб и Ишраб (إشرب / Асир) ибн Якуб. У Якуба было 12 сыновей, от которых Аллах умножил 12 колен (родов), так что их не счесть, и не знает их родословных никто, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Мы разделили их на двенадцать колен – народов». (Преграды, 160)».
См. «Джами’ аль-баян» 3/112-113.
قال الإمام محمد بن جرير الطبري: «حدثنا ابن حميد قال: حدثنا سلمة قال: حدثني محمد بن إسحاق قال نكح يَعقوب بن إسحاق -وهو إسرائيل- ابنة خاله»ليا» ابنة»ليان بن توبيل بن إلياس»، فولدت له»روبيل بن يعقوب»، وكان أكبر ولده، و»شمعون بن يعقوب»، و»لاوي بن يعقوب» و»يهوذا بن يعقوب» و»ريالون بن يعقوب»، و»يشجر بن يعقوب»، و»دينة بنت يعقوب»، ثم توفيت»ليا بنت ليان». فخلف يعقوب على أختها»راحيل بنت ليان بن توبيل بن إلياس» فولدت له»يوسف بن يعقوب» و»بنيامين» -وهو بالعربية أسد- وولد له من سُرِّيتين له: اسم إحداهما»زلفة»، واسم الأخرى»بلهية»، أربعة نفر:»دان بن يعقوب»، و»نَفثالي بن يعقوب» و»جَاد بن يعقوب»، و»إشرب بن يعقوب» فكان بنو يعقوب اثني عشرَ رجلا نشر الله منهم اثنَى عشر سبطًا، لا يُحصى عددَهم ولا يعلم أنسابَهم إلا الله، يقول الله تعالى: (وَقَطَّعْنَاهُمُ اثْنَتَيْ عَشْرَةَ أَسْبَاطًا أُمَمًا) . [سورة الأعراف: 160]«. انظر: «جامع البيان» 3/ 112-113.
Пророк, который упомянут в Коране, но не назван по имени
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраила (Израиля), живших после Мусы (Моисея)? Они сказали своему пророку: «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха». Он сказал: «Может ли быть, что если вам будет предписано сражаться, вы не станете сражаться?» Они сказали: «Отчего же нам не сражаться на пути Аллаха, если мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми?» Когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих. Аллах ведает о беззаконниках. Их пророк сказал им: «Аллах назначил вам царем Талута (Саула)». Они сказали: «Как он может стать нашим царем, если мы более достойны править, чем он, и он лишен достатка в имуществе?» Он сказал: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью. Аллах дарует Свое царство, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий»». Корова, 246-247.
Имя этого пророка также сообщается в тафсирах, которые ранние исламские ученые (саляфы), позаимствовали из исраилиятов. Пишет имам ат-Табари:
«Сказал знати сынов Исраила их пророк Шамуйель (شمويل / Самуил): «Аллах дал вам то, о чем вы просили, послал вам Талута царем». Когда он сказал им это, они ответили: «Как может быть Талут нашим царем в то время как он из «колена» Биньямина (Вениамина) ибн Якуба? У колена (рода) Биньямина нет власти и пророчества. Мы более достойны царствования, чем он, потому что мы из колена Яхузы (Иуда) ибн Якуба». «И он лишен достатка в имуществе», — то есть у Талута не было много имущества…
Рассказал нам Ибн Хумейд, что рассказал ему Саляма ибн аль-Фадль, что рассказал ему Мухаммад ибн Исхак (табиин), что рассказали ему некоторые обладатели знания от Уахба ибн Мунаббиха (ранний табиин), что он сказал: «Знать из сынов Исраила сказала то, что сказала Шамуйелю ибн Бали, и их пророк Шамуйель попросил Аллаха, чтобы Он послал им царя».
См. «Джами’ аль-баян» 5/306-307.
قال الإمام الطبري: «قال للملأ من بني إسرائيل نبيهم شمويل: إن الله قد أعطاكم ما سألتم، وبعث لكم طالوت ملكا. فلما قال لهم نبيهم شمويل ذلك، قالوا: أنى يكون لطالوت الملك علينا، وهو من سبط بنيامين بن يعقوب وسبط بنيامين سبط لا ملك فيهم ولا نبوة ونحن أحق بالملك منه، لأنا من سبط يهوذا بن يعقوب «ولم يؤت سعة من المال»، يعني: ولم يؤت طالوت كثيرا من المال … حدثنا به ابن حميد قال، حدثنا سلمة بن الفضل قال، حدثني محمد بن إسحاق قال، حدثني بعض أهل العلم، عن وهب بن منبه قال: لما قال الملأ من بني إسرائيل لشمويل بن بالي ما قالوا له، سأل الله نبيهم شمويل أن يبعث لهم ملكا». انظر: «جامع البيان» 5/ 306-307.
Пророк Юша’ ибн Нун (يوشع بن نون), мир ему и благословение Аллаха
Передал имам Ахмад (8315) с иснадом до Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Из людей Солнце задерживалось только для Юша’ в ночи его движения к Иерусалиму»
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » إِنَّ الشَّمْسَ لَمْ تُحْبَسْ عَلَى بَشَرٍ إِلَّا لِيُوشَعَ لَيَالِيَ سَارَ إِلَى بَيْتِ الْمَقْدِسِ «
Исследователи «Муснада» имама Ахмада (изд. ар-Рисаля) во главе с шейхом Шуайбом аль-Арнаутом заключили, что иснад хадиса достоверен и соответствует условиям имама аль-Бухари.
В другом хадисе, который передали аль-Бухари (3124) и Муслим (1747) сообщается, что человек, для которого задерживалось Солнце, был пророком. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отправился в военный поход один из пророков… Приблизился он к населенному пункту во время предвечерней (‘аср) молитвы или около того и сказал Солнцу: «Ты делаешь то, что тебе велено, и я делаю то, что мне велено. О Аллах, задержи его для меня». И оно было задержано для него, пока Аллах не даровал ему победу».
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » غَزَا نَبِيٌّ مِنَ الْأَنْبِيَاءِ … فَأَدْنَى لِلْقَرْيَةِ حِينَ صَلَاةِ الْعَصْرِ، أَوْ قَرِيبًا مِنْ ذَلِكَ، فَقَالَ لِلشَّمْسِ: أَنْتِ مَأْمُورَةٌ، وَأَنَا مَأْمُورٌ، اللهُمَّ، احْبِسْهَا عَلَيَّ شَيْئًا، فَحُبِسَتْ عَلَيْهِ حَتَّى فَتَحَ اللهُ عَلَيْهِ «.
О пророчестве Шиса ибн Адама (شيث بن آدم)
Передал имам Мухаммад ибн Хиббан аль-Бусти аш-Шафии в своем сборнике достоверных хадисов длинный хадис (№361), согласно которому пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Шису (Сифу) было ниспослано пятьдесят свитков».
«أُنزل على شيث خمسون صحيفة». صحيح ابن حبان، رقم 361.
Шейх Шуайб аль-Арнаут не согласился с имамом Ибн Хиббаном в решении о достоверности этого хадиса, и, опираясь на обвинение в лживости одного из его передатчиков со стороны имамов Абу Хатима и Абу Зур’а, вынес решение, что его иснад очень слаб. А имам Ибн аль-Джаузи отнес его к числу выдуманных.
Тем не менее, этот хадис вкупе с исраилиятами используется учеными при составлении истории пророков и человечества и в тафсире аятов о пророках. Поскольку в области истории и тафсира обычай ученых заключается в большей снисходительности к достоверности используемых сообщений, нежели к достоверности сообщений, из которых извлекаются законоположения. К тому же в достоверности хадиса все же есть разногласие.
Пишет хафиз Ибн Касир аш-Шафии: «Когда умер Адам, мир ему, бремя на себя взял его сын Шис (Сиф). Он был пророком согласно ясному тексту хадиса, который передал Ибн Хиббан в своем «Сахихе» от Абу Зарра с отнесением к пророку (Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха), о том, что ему (Шису) было ниспослано 50 свитков. Когда пришло время его смерти, он завещал дело своему сыну Анушу, который взял на себя заботы после него. Затем его сменил его (Ануша) сын Кайнан. Затем его (Кайнана) сын Махляиль». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 1/232.
قال الحافظ ابن كثير الشافعي: «مَاتَ آدَمُ عَلَيْهِ السَّلَامُ قَامَ بِأَعْبَاءِ الْأَمْرِ بَعْدَهُ وَلَدُهُ شِيثُ عَلَيْهِ السَّلَامُ، وَكَانَ نَبِيًّا بِنَصِّ الْحَدِيثِ الَّذِي رَوَاهُ ابْنُ حِبَّانَ فِي صَحِيحِهِ، عَنْ أَبِي ذَرٍّ مَرْفُوعًا: أَنَّهُ أُنْزِلَ عَلَيْهِ خَمْسُونَ صَحِيفَةً، فَلَمَّا حَانَتْ وَفَاتُهُ أَوْصَى إِلَى ابْنِهِ أَنُوشَ فَقَامَ بِالْأَمْرِ بَعْدَهُ، ثُمَّ بَعْدَهُ وَلَدُهُ قَيْنَنُ، ثُمَّ مِنْ بَعْدِهِ ابْنُهُ مَهْلَائِيلُ». انظر: «البداية والنهاية» 1/ 232.
Здесь стоит отметить, что имам Ибн Касир в курсе претензий мухаддисов к иснаду этого хадиса, как он это указал в своем тафсире, где также неоднократно его цитировал.
И это же сообщение имам ат-Табари передал с другим иснадом. Можно обратить внимание, что имам пишет не в форме утверждения, а словно предлагая известный ему возможный вариант событий. Он писал: «Шису, как говорят, было дано завещание его отца Адама, мир ему. И главенство после смерти Адама перешло к Шису. И Аллах ниспослал ему, как передается от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пятьдесят свитков.
Рассказал нам Ахмад ибн Абдуррахман ибн Уахб, что рассказал ему его дядя по отцу, что рассказал ему аль-Мады ибн Мухаммад, передавая от Абу Сулеймана, который передал от аль-Касима ибн Мухаммада, который передал от Абу Идриса аль-Хауляни, который передал от Абу Зарра аль-Гифари, что он сказал: «О посланник Аллаха, сколько писаний ниспослал Великий и Могущественный Аллах?» И он ответил: «104 писания. И ниспослал Аллах Шису пятьдесят свитков». См. «Тарих ат-Табари» 1/152-153.
قال الإمام الطبري: «فَكَانَ شيث- فيما ذكر- وصى ابيه آدم ع، وَصَارَتِ الرِّيَاسَةُ مِنْ بَعْدِ وَفَاةِ آدَمَ لِشِيثٍ، فَأَنْزَلَ اللَّهُ عَلَيْهِ فِيمَا رُوِيَ عَنْ رَسُولِ الله ص خَمْسِينَ صَحِيفَةً.
حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ وَهْبٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا عَمِّي، قَالَ: حَدَّثَنَا الْمَاضِي بْنُ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي سُلَيْمَانَ، عَنِ الْقَاسِمِ بْنِ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي إِدْرِيسَ الْخَوْلانِيِّ، عَنْ أَبِي ذَرٍّ الْغِفَارِيِّ، قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، كَمْ كِتَابٍ أَنْزَلَهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ؟ قَالَ: مِائَةُ كتاب واربعه كتب، انزل الله على شيث خَمْسِينَ صَحِيفَةً». انظر: «تاريخ الطبري» 1/ 152-153.
И, в общем, во многих книгах прежних ученых можно встретить, как они говорят о Шисе, относя его к числу пророков. Вместе с тем можно в наше время встретить утверждения, что для признания его пророком нет достаточных оснований, так как хадисы об этом слабые. И Аллах лучше знает.
Что известно о пророчестве Данияла (دانيال)?
Передано много сообщений о том, что когда сподвижники овладели городом Тустар (совр. Шуштер, Иран), они обнаружили древнюю могилу человека, тело которого сохранилось невредимым, местные жители называли его Даниялом, и Умар ибн аль-Хаттаб посчитал его пророком.
Из этих сообщений то, что передал имам Абу Бакр ибн Аби Шейба в «Мусаннафе» (№33819) с достоверным, как сообщают исследователи с сайта шейха аль-Мунаджида, иснадом от Анаса, да будет доволен им Аллах, что рассказывая об овладении Тустаром он сказал: «Мы нашли в гробу человека с носом по локоть. Местные жители добивались побед и дождя посредством него. Абу Муса (аль-Аш’ари) написал об этому Умару ибн аль-Хаттабу. Умар ответил: «Это один из пророков. Огонь не ест пророков, и земля не ест пророков. Возьмись ты и кто-нибудь из твоих, — то есть Абу Мусы — спутников и захороните его в таком месте, о котором будете знать только вы двое». Анас сказал: «Я и Абу Муса пошли и похоронили его».
روى ابن أبي شيبة (رقم 33819) بسند صحيح، عَنْ أَنَسٍ: أَنَّهُمْ لَمَّا فَتَحُوا تُسْتَرَ قَالَ: » فَوَجَدَ رَجُلًا أَنْفُهُ ذِرَاعٌ فِي التَّابُوتِ , كَانُوا يَسْتَظْهِرُونَ وَيَسْتَمْطِرُونَ بِهِ , فَكَتَبَ أَبُو مُوسَى إِلَى عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ بِذَلِكَ , فَكَتَبَ عُمَرُ: إِنَّ هَذَا نَبِيٌّ مِنَ الْأَنْبِيَاءِ وَالنَّارُ لَا تَأْكُلُ الْأَنْبِيَاءَ , وَالْأَرْضُ لَا تَأْكُلُ الْأَنْبِيَاءَ , فَكَتَبَ أَنِ انْظُرْ أَنْتَ وَأَصْحَابُكَ يَعْنِي أَصْحَابَ أَبِي مُوسَى فَادْفِنُوهُ فِي مَكَانٍ لَا يَعْلَمُهُ أَحَدٌ غَيْرُكُمَا قَالَ: فَذَهَبْتُ أَنَا وَأَبُو مُوسَى فَدَفَنَّاهُ «
И есть другое сообщение, которое проясняет, что этого человека звали Даниял, но при этом преподносит некоторое сомнение насчет того, что именно этот Даниял был пророком.
Передал имам Абу Бакр аль-Байхакы аш-Шафии в «Даляиль ан-нубувва» 1/381 от Халида ибн Динара от табиина Абу аль-Алия, что он рассказывал: «Когда мы открыли Тустар, то в сокровищнице Хурмузана обнаружили кровать, а на ней мертвого человека…
Если долго не было дождя, то (местные жители) приходили к его кровати, и шел дождь». Я (Халид) сказал: «Как вы подумали, кто это был?» Он ответил: «Человек, которого называли Даниялом». Я сказал: «Как давно он умер перед тем, как вы его обнаружили?» Он ответил: «За триста лет до этого». Я сказал: «И ничего в нем не изменилось?» Он ответил: «Нет. Только несколько волосков на его затылке».
روى اليهقي في «دلائل النبوة» (1/ 381) عَنْ خالد بن دينار عن أبي الْعَالِيَةِ قَالَ: » لَمَّا افْتَتَحْنَا تُسْتَرَ وَجَدْنَا فِي بَيْتِ مَالِ الْهُرْمُزَانِ سَرِيرًا عَلَيْهِ رَجُلٌ مَيِّتٌ …
… كَانَتِ السَّمَاءُ إِذَا حُبِسَتْ عَلَيْهِمْ بَرَزُوا بِسَرِيرِهِ فَيُمْطَرُونَ » قُلْتُ: مَنْ كُنْتُمْ تَظُنُّونَ الرَّجُلَ؟ قَالَ: » رَجُلٌ يُقَالُ لَهُ: دَانْيَالُ » فَقُلْتُ : مُذْ كَمْ وَجَدْتُمُوهُ مَاتَ؟ قَالَ: » مُذْ ثَلَاثِمِائَةِ سَنَةٍ » فَقُلْتُ: مَا كان تغيّر شيئا؟ قَالَ:» لَا، إِلَّا شُعَيْرَاتٌ مِنْ قَفَاهُ».
Хафиз Ибн Касир прокомментировал: «Этот иснад достоверен до Абу аль-Алии, однако, если время его смерти передано правильно и было за 300 лет до этого, то он не пророк, а праведник. Потому что между Исой ибн Марьям и посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не было пророка согласно хадису, который в «Сахихе» аль-Бухари…
И может быть так, что время его смерти — за 800 лет до этого (арабскими буквами у 800 близкое написание с 300, поэтому могла произойти ошибка в передаче). А это уже близко ко времени Данияла (Даниила), если это действительно тот самый Даниял. Ведь это может быть и другой человек из пророков или праведников. Но высока вероятность у предположения, что он — Даниял. Потому что царь персов задержал его, и он жил у него под арестом, как уже говорилось…
И есть вероятность, что это мог быть один из более древних пророков, который жил до этих времен».
См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/376-377.
قال الإمام ابن كثير : » وَهَذَا إِسْنَادٌ صَحِيحٌ إِلَى أَبِي الْعَالِيَةِ، وَلَكِنْ إِنْ كَانَ تَارِيخُ وَفَاتِهِ مَحْفُوظًا مِنْ ثَلَاثِمِائَةِ سَنَةٍ فَلَيْسَ بِنَبِيٍّ، بَلْ هو رجل صالح ، لأن عيسى بن مَرْيَمَ لَيْسَ بَيْنَهُ وَبَيْنَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَبِيٌّ بِنَصِّ الْحَدِيثِ الَّذِي فِي الْبُخَارِيِّ …
…وَقَدْ يَكُونُ تَارِيخُ وَفَاتِهِ مِنْ ثَمَانِمِائَةِ سَنَةٍ، وَهُوَ قَرِيبٌ مِنْ وَقْتِ دَانْيَالَ ، إِنْ كَانَ كَوْنُهُ دَانْيَالَ هُوَ الْمُطَابِقَ لِمَا فِي نَفْسِ الْأَمْرِ، فَإِنَّهُ قَدْ يَكُونُ رَجُلًا آخَرَ، إِمَّا مِنَ الْأَنْبِيَاءِ أَوِ الصَّالِحِين،َ وَلَكِنْ قَرُبَتِ الظُّنُونُ أَنَّهُ دَانْيَالُ، لِأَنَّ دَانْيَالَ كَانَ قَدْ أَخَذَهُ مَلِكُ الْفُرْسِ، فَأَقَامَ عِنْدَهُ مَسْجُونًا كَمَا تَقَدَّمَ…
… فَيَحْتَمِلُ عَلَى هَذَا أَنْ يَكُونَ رَجُلًا مِنَ الْأَنْبِيَاءِ الْأَقْدَمِينَ قَبْلَ هَذِهِ الْمُدَدِ، وَاللَّهُ أَعْلَمُ » انظر: «البداية والنهاية» 2/ 376-377.
И передал имам Ибн Аби ад-Дунья в «Ахкам аль-кубур» хадис с подобным содержанием, в котором кроме того говорится, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Даниял обратился к своему Господу с дуа, чтобы его похоронила община Мухаммада».
عن أبي الأشعث الأحمري، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إن دانيال دَعا ربه عز وجل أن تدفنه أمة مُحمد
Но хафиз Ибн Касир сообщил, что в его иснаде есть разрыв, и сомнительно то, что эта версия хадиса правильная. См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/378.
И передается исламскими историками от имама-табиина Абдуллаха ибн Аби Хузейля история о пророке Данияле и фараоне Бухту-Насар (Навуходоносор), почерпнутая, судя по всему, из исраилиятов. См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 2/374.
Все это побудило исламских ученых упоминать в своих трудах Данияла в статусе пророка.
Заключение
Это то, что получилось собрать об именах тех пророков, которые тем или иным образом были упомянуты в Коране или сунне. А кто приступит к чтению книг по исламской истории мира и пророчества, тот встретит и другие имена вместе с описанием их жизни, призыва, трудностей, удивительных происшествий, которые выбрали ученые мусульман из сообщений, переданных людьми Писания.
Да благословит Аллах и ниспошлет благоденствие всем пророкам, посланникам и тем, кто отозвался на их призыв и с чистым сердцем последовал за ним.