Подтверждаемое из века в век единогласное мнение о разрешенности следования любому из четырех сохранившихся мазхабов

1 месяц назад | 143

تقريرات متتالية لمشايخ الأمة عبر القرون — هم القاضي والذهبي كذا الدهلوي وابن فرحون —
بالإجماع على أن تقليد المذاهب الأربعة — بلا ريب يجوز ولا أي إنكار على من اتبع

Писал кады Ийяд аль-Малики (ум. 544 г.х.): «И сложилось единогласное мнение мусульман в разных областях земли о таклиде этому примеру и следовании (таклиде) за ними (имамами мазхабов) и изучении их мазхабов в отличие от тех, кто был до них, с признанием достоинства, опережения и больших знаний у тех, кто был до них». См. «Тартиб аль-мадарик» 1/63.
Затем упомянул школы имамов-муджтахидов: Малика ибн Анаса, Абу Ханифы, ас-Саури, аль-Хасана аль-Басри, аль-Аузаи, аш-Шафии, Ахмада ибн Ханбаля, Абу Саура, ат-Табари, Дауда аль-Асбахани, — и сказал:
«Они — те, относительно таклида за которыми сложилось иджма среди людей, при разногласии их (мазхабов) представителей, единогласие ученых о следовании за ними и следовании за их мазхабами, изучении их книг, обретении понимания религии посредством их подхода к вопросам, возведении решений на их правилах, выведении ответвлений из их основ, отличие от тех, кто был до них, по причинам, которые уже были упомянуты. И сейчас люди в разных областях земли устремились к пяти мазхабам: маликитскому, ханафитскому, шафиитскому, ханбалитскому, даудитскому, который известен как захиритский*«. См. «Тартиб аль-мадарик» 1/67.

قال الإمام القاضي عياض المالكي (ت. 544 هـ): «فنقول: قد وقع إجماع المسلمين في أقطار الأرض على تقليد هذا النمط واتباعهم ودرس مذاهبهم دون من قبلهم ومع الاعتراف بفضل من قبلهم وسبقه ومزيد علمه». انظر: «ترتيب المدارك» 1/ 63.
ثم ذكر مذاهب الأئمة المجتهدين وبالضبط: مالك بن أنس وأبي حنيفة وسفيان الثوري والحسن البصري وعبد الرحمن الأوزاعي ومحمد الشافعي وأحمد بن حنبل وأبي ثور وابن جرير الطبري وداود الأصبهاني، ثم قال:
«فهؤلاء الذين وقع إجماع الناس على تقليدهم ، مع الاختلاف في أعيانهم ، واتفاق العلماء على أتباعهم والاقتداء بمذاهبهم ودرس كتبهم والتفقه على مآخذهم والبناء على قواعدهم والتفريع على أصولهم دون غيرهم ممن تقدمهم أو عاصرهم، للعلل التي ذكرناها، وصار الناس اليوم في أقطار الدنيا إلى خمسة مذاهب مالكية وحنفية وشافعية وحنفية وحنبلية وداودية وهم المعرفون بالظاهرية«. انظر: «ترتيب المدارك» 1/ 67.

Писал имам Ибн Хубейра аль-Ханбали (ум. 560 г.х.) о четырех мазхабах: «Единогласна исламская община, что разрешено действовать по каждому из них». См. «Аль-Ифсах» 2/343.

قال الإمام ابن هبيرة الحنبلي (ت. 560 هـ) عن المذاهب الأربعة: «اجتمعت الأمة على أن كلا منها يجوز العمل به».
انظر: «الإفصاح» 2 /343.

Передает имам аз-Захаби аш-Шафии (ум. 748 г.х.), не высказывая никакого возражения: «А что касается кады (Ийяд), то он упомянул то, что указывает на разрешенность таклида за ними по единогласному мнению. Он упомянул четыре мазхаба, а так же суфьяновский, аузаевский и даудовский, затем сказал: «Они — те, относительно таклида за которыми сложилось иджма (единогласное мнение) среди людей, при разногласии их (мазхабов) представителей, единогласие ученых о следовании за ними и следовании за их мазхабами, изучении их книг, обретении понимания религии посредством их подхода к вопросам, возведении решений на их правилах, выведении ответвлений из их основ, отличие от тех, кто был до них, по причинам, которые уже были упомянуты. И сейчас люди в разных областях земли устремились к пяти мазхабам, пятый из которых — даудитский». См. «Ас-Сияр» 8/92-93.

وينقل الإمام الذهبي الشافعي (ت. 768 هـ) بلا أي إعتراض: «أما القاضي — أي: عياض -، فذكر ما يدل على جواز تقليدهم إجماعا ، فإنه سمى المذاهب الأربعة ، والسفيانية ، والأوزاعية ، والداودية . ثم إنه قال : فهؤلاء الذين وقع إجماع الناس على تقليدهم ، مع الاختلاف في أعيانهم ، واتفاق العلماء على اتباعهم ، والاقتداء بمذاهبهم ، ودرس كتبهم ، والتفقه على مآخذهم ، والتفريع على أصولهم ، دون غيرهم ممن تقدمهم أو عاصرهم ، للعلل التي ذكرناها . وصار الناس اليوم في الدنيا إلى خمسة مذاهب ، فالخامس : هو مذهب الداودية».
انظر: «السير» 8/ 92-93.

Имам Ибн Фархун аль-Малики (ум. 799 г.х.) процитировал эти же слова кады Ийяда в качестве изложения того, что он сам считает верным. См. «Ад-Дибадж аль-музаххаб» 1/63.

الإمام ابن فرحون المالكي (ت. 799 هـ) معبرا عما يراه صوابا نقل نفس الكلام للقاضي عياض.
انظر: «الديباج المذهب في معرفة أعيان علماء المذهب» 1/ 63.

Пишет шейх Шах Уалиюллах ад-Дахляви (ум. 1176 г.х.): «Что касается этих четырех зафиксированных (в книгах) мазхабов, то исламская община, или те из нее, с чьим мнением считаются, вплоть до наших дней единогласны в разрешенности таклида за ними. И в этом столько пользы, что этого не скрыть. Особенно в эти наши дни, когда рвение ослабло, души вкусили страсти, и каждый обольстился своим мнением».
См. «Аль-Инсаф», с. 97.

قال الشيخ الشاه ولي الله الدهلوي (ت. 1176 هـ): «هَذِه الْمذَاهب الْأَرْبَعَة الْمُدَوَّنَة قد اجْتمعت الْأمة أَو من يعْتد بِهِ مِنْهَا على جَوَاز تقليدها إِلَى بومنا هَذَا وَفِي ذَلِك من الْمصَالح مَا لَا يخفى لَا سِيمَا فِي هَذِه الْأَيَّام الَّتِي قصرت فِيهَا الهمم وأشربت النُّفُوس الْهوى وأعجب كل ذِي رَأْي بِرَأْيهِ».
انظر: «الإنصاف في بيان أسباب الاختلاف»، ص. 97.

Говорил шейх Салих ибн Абдуллах аль-Усейми: «Никто не сказал, что выдача фатв по (одному) мазхабу не разрешена. Кроме некоторых представителей последних поколений». Сл. «Шарх аль-мукаддима аль-фикхия ас-сугра», 2. Ад-Даура аль-фикхия аль-мусаккафа фи дауля аль-Кувейт, 1433 г.х. См. «Тафриг шарх аль-мукаддима», с. 36.

قال الشيخ صالح بن عبد الله العصيمي: «الإفتاء بالمذهب لا أحد قال: «إنه لا يجوز»، إلا من المتأخرين».
استمع: «شرح المقدمة الفقهية الصغرى»، 2، الدورة الفقهية المثقفة في دولة الكويت، عام 1433 هـ؛ انظر: «تفريغ شرح المقدمة»، ص. 36.

Можно упомянуть, что помимо этого есть еще много более консервативных слов признанных имамов религии из самых разных веков и школ о том,
— что истина не выходит за границы четырех мазхабов,
— или что истина в основном не выходит за их границы,
— или что следовать мукаллиду нужно только одному из четырех, и некоторые даже сообщили о сложившемся единогласном мнении насчет этого.
Но данная запись не об этом, а упомянуты эти обстоятельства для того, чтобы показать, насколько сильным является изложенное выше единогласное мнение.

Кроме того, полезно будет вспомнить уже опубликованные слова шейх уль-Ислама Ибн Таймии о последователях четырех мазхабов: https://muntaqa.info/mazhab

_____________________
* Насчет следования захиритскому мазхабу у ученых большое разногласие.
С захиритским мазхабом не считаются ханафиты, шафииты и некоторые из имамов-маликитов.
Считаются с ним ханбалиты, некоторые из имамов-маликитов и единицы из тех, кто представляет ханафитский и шафиитский мазхабы.
А некоторые из представителей последних поколений ученых, склонные к захиритскому мазхабу, настолько ревностно оправдывали и поддерживали его, что обвинили ученых, которые не считаются с захиритами, в следовании страстям.
В любом случае у желающего в наше время обучиться ему с нуля или найти муфтия этого мазхаба нет возможности сделать это.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...