Как делать праздничный (ид, айт, байрам) намаз?

15.06.2018 | 18435

У молитвы, которая совершается по случаю Праздника разговения (Ид аль-фитр, Ораза айт, Ураза-байрам) и Праздника жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан айт, Курбан-байрам), есть две основные формы. Мы здесь рассмотрим подробнее ту из них, которую чаще всего встречают русскоязычные мусульмане, приходя в мечеть для этой молитвы — праздничный намаз согласно Корану, сунне и другим видам доводов в понимании ученых мазхаба имама Абу Ханифы.

Кто знает, что собирается делать имам, тот не подобен тому, кто не знает. И, может быть, этот материал пригодится тому, кто сам станет имамом в молитве. К тому же, дело не ограничивается только самой молитвой: перед ней и после нее есть и другие рекомендуемые действия, о которых полезно знать, и которые стоит постараться исполнить.

1. Правовое положение (хукм) двух праздничных молитв.

Принимать участие в праздничной молитве обязательно (уаджиб, не фард) для тех, в ком собралось семь условий:

  1. Мужской пол. Т.е. на женщин эта обязанность не распространяется.
  2. Свобода. Т.е. на рабов эта обязанность не распространяется.
  3. Проживание в населенном пункте, в котором проводится эта молитва. Т.е. на путников эта обязанность не распространяется.
  4. Отсутствие опасности со стороны преступников. Т.е. на того, кто опасается преследования несправедливой стороны, эта обязанность не распространяется.
  5. Здоровье. Т.е. на больного и пожилого, который подобен своим положением больному, эта обязанность не распространяется.
  6. Дееспособность ног. Т.е. на утратившего способность ходить эта обязанность не распространяется.
  7. Зрение. Т.е. на слепого эта обязанность не распространяется.

Для проведения праздничной молитвы достаточно четырех человек: имама и трех молящихся за ним. Даже если кто-то из этих троих будет путником, или больным. Но не ребенком, который не достиг половой зрелости, и не женщиной. Их присутствие не учитывается.

Человек, которого постигла болезнь, и путник, могут занять место имама в этой молитве, хоть они и не обязаны на ней присутствовать.

Хутба, состоящая из двух частей, желательна в праздничном намазе и читается после его завершения. Оставлять ее или переносить и читать перед праздничным намазом — дело предосудительное из-за оставления сунны или противоречия ей, но если так поступить, то сам намаз будет при этом действителен.

2. Что желательно соблюдать тому, кто собирается на праздничный намаз?

  1. Пораньше приступить к подготовке.
  2. Совершить полное омовение (гусль).
  3. Почистить зубы сиваком.
  4. Умаститься благовониями.
  5. Надеть лучшие одежды.
  6. Проявлять радость и хорошее расположение духа.
  7. Отдать закят аль-фитр, если он обязателен для него.
  8. Быть щедрым в пожертвованиях по мере возможности.
  9. Совершить утренний намаз (фаджр, субх) в мечети своего района.
  10. Поесть после утреннего намаза и перед тем, как отправиться к месту молитвы, если это Праздник разговения (Ид аль-фитр, Ораза айт, Ураза-байрам)
    Не есть перед молитвой, если это Праздник жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан айт, Курбан-байрам).
  11. Если это прием пищи перед Праздником разговения, то желательно, чтобы этой пищей было нечетное количество фиников.
  12. Побыстрее направиться к месту совершения (мусалля) праздничного намаза.
  13. Идти пешком, отводя взор от запретного, и повторять такбиры про себя, если идет на молитву Праздника разговения.
    Повторять такбиры вслух, если идет на молитву Праздника жертвоприношения.
    Предпочтительный вариант такбира: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху, уа Ллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд»
    الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر الله أكبر ولله الحمد
    (Аллах велик, Аллах велик, нет бога кроме Аллаха и Аллах велик, Аллах велик и Аллаху вся хвала)
    Если пожелает, то может добавить к этому такбиру следующие слова:
    «Аллаху акбару кабиран, уаль-хамду ли-Лляхи касиран, уа субхана Ллахи букрата ууа асыля, ля иляха илля Ллаху уахдах, садака уа’дах, уа насара ‘абдах, уа а’азза джундаху уа хазамаль-ахзаба уахдах. Ля иляха илля Ллаху уа ля на’буду илля ийях, мухлисына ляхуд-дина уа ляу карихаль-кафирун. Аллахумма салли ‘аля Мухаммад, уа ‘аля али Мухаммад, уа ‘аля асхаби Мухаммад, уа ‘аля азваджи Мухаммад, уа саллим таслиман касира».
    الله أكبر كبيرا والحمد لله كثيرا وسبحان الله بكرة وأصيلا لا إله إلا الله وحده صدق وعده ونصر عبده وأعز جنده وهزم الأحزاب وحده لا إله إلا الله ولا نعبد إلا إياه مخلصين له الدين ولو كره الكافرون اللهم صل على محمد وعلى آل محمد وعلى أصحاب محمد وعلى أزواج محمد وسلم تسليما كثيرا
    (Аллах премного велик, вся хвала Аллаху многократно. Свят Аллах утром и вечером. Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, Он сдержал Свое обещание и даровал победу Своему рабу, даровал величие его войску и один разгромил группы (врагов). Нет бога, кроме Аллаха, и мы никому не поклоняемся, кроме Него, очищая перед Ним свое исповедание религии, даже если это ненавистно неверным. О Аллах, благослови Мухаммада, семью Мухаммада, сподвижников Мухаммада, жен Мухаммада и ниспошли им мир многократно)
    Первая часть такбира передана от сподвижников, а вторая относится к общему смыслу веления делать такбир, и частично состоит из слов, которые еще имам аш-Шафии перенял от предшественников, а частично из дуа, которые переданы в различных хадисах, не связанных именно с праздничной молитвой.
  14. Произносить такбиры до начала молитвы.
  15. Возвращаться с молитвы другой дорогой.

3. Что обязательно соблюдать в связи с приходом Праздника жертвоприношения (адха, курбан)?

Обязательно (уаджиб) каждому молящемуся произносить такбир один раз после каждой обязательной молитвы, начиная с молитвы фаджр в день Арафа (9 зуль-хидджа, день перед праздником), заканчивая молитвой аср третьего дня ташрика (13 зуль-хидджа). Предпочтительная форма такбира, как уже оговаривалось: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху, уа Ллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд».
По желанию можно добавить: «Аллаху акбару кабиран, уаль-хамду ли-Лляхи касиран, уа субхана Ллахи букрата ууа асыля, ля иляха илля Ллаху уахдах, садака уа’дах, уа насара ‘абдах, уа а’азза джундаху уа хазамаль-ахзаба уахдах. Ля иляха илля Ллаху уа ля на’буду илля ийях, мухлисына ляхуд-дина уа ляу карихаль-кафирун. Аллахумма салли ‘аля Мухаммад, уа ‘аля али Мухаммад, уа ‘аля асхаби Мухаммад, уа ‘аля азваджи Мухаммад, уа саллим таслиман касира».

4. Что нежелательно делать в связи с праздничным намазом?

  1. Совершать дополнительные молитвы (нафиля) до праздничного намаза, будь это дома, или в мусалле — месте, отведенном для праздничного намаза.
  2. Совершать дополнительные молитвы (нафиля) в мусалле после праздничного намаза. Совершать их дома нет проблем.

5. Время праздничной молитвы

Ее время начинается с той поры, когда солнце поднимается над горизонтом «на высоту копья или двух копий», т.е. примерно через 20-30 минут после восхода солнца. И заканчивается с наступлением полудня.

6. Порядок совершения праздничной молитвы.

  1. Вознамериться совершить праздничную молитву в качестве имама или следующего за имамом
  2. Произнести вводный такбир (такбир аль-ихрам): «Аллаху акбар».
  3. Желательно, не обязательно: прочитать один из вариантов открывающего дуа (дуа истифтах). Например: «Субханака-Ллахумма уа бихамдика уа табарака-смука уа та’аля джаддука уа ля иляха гайрук».
    سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا إله غيرك
    (Свят ты, о Аллах, и вся хвала Тебе. Благодатно имя Твое, высоко значение Твое, и нет бога кроме Тебя)
  4. Затем произнести три дополнительных такбира: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар», — поднимая руки с каждым из них и делая между каждым из них перерыв продолжительностью в три такбира. Такое количество дополнительных такбиров передано от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах. Эти такбиры относятся к желательным действиям в праздничной молитве.
  5. Затем произнести «истиазу»: «Аузу билляхи мина-ш-шайтани-р-раджим»
  6. Затем произнести «басмалю» (не вслух): «Бисмилляхи ррахмани ррахим».
  7. Прочитать суру «аль-Фатиха» (№1) и любую суру после нее. Желательно чтобы это была сура «Высочайший» (№87).
  8. Сделать поясной поклон и далее до конца ракята как обычно.
  9. Встать для второго ракята, произнести «басмалю», прочитать «аль-Фатиху» и еще одну суру после нее. Желательно, чтобы это была сура «Покрывающее» (№88).
  10. Произнести три дополнительных такбира, поднимая руки с каждым из них. Произносить их после чтения сур предпочтительнее, но можно и до, как и в первом ракяте. Если имам произнесет больше такбиров, то нужно следовать за ним.
  11. Затем совершить поясной поклон, произнося при этом такбир в четвертый раз, но это уже «такбир перехода», а не дополнительный.
  12. Довести ракят до конца как обычно в молитвах из двух ракятов.
  13. После молитвы имам обращается с хутбой (проповедью) из двух частей, между которыми присаживается на небольшой промежуток времени. Первую часть желательно начинать с 9 такбиров, а вторую с 7. В хутбе он напоминает о правилах, касающихся закята аль-фитр, если эта молитва Праздника разговения. Если это праздник жертвоприношения, то в проповеди нужно напомнить о правилах, связанных с жертвоприношением и такбирами в день праздника и дни ташрика.
  14. После праздничной молитвы нет проблем в том, чтобы произнести праздничный такбир: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху, уа Ллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд», — и вторую часть с дуа.

7. Опоздание и перенос намаза.

Кто опоздал на коллективную молитву с имамом, тому не нужно ее возмещать. Но ему желательно совершить молитву «духа» в 4 ракята.

Если есть приемлемое оправдание, вроде запоздания новости о новолунии на полдня, то молитву Праздника разговения можно перенести на один день. Без приемлемого оправдания перенесенная молитва будет недействительна.
При наличии приемлемого оправдания молитву Праздника жертвоприношения можно перенести на три дня. Без приемлемого оправдания переносить ее будет нежелательно (макрух), но перенесенная молитва будет действительна.

См. подробнее: «Маракы аль-фалях», с. 199-204.

Скачать в формате PDF

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (24 оценок, среднее: 3,83 из 5)
Загрузка...