Положение Ибн Таймии в ханбалитском мазхабе и как определялось более сильное мнение в мазхабе ханбалитами средних поколений
23.05.2017 | 8029
Пишет шейх Умар ибн Сулейман аль-Ашкар: «Если ученые-ханбалиты из последних поколений используют слово «шейх» без упоминания имени, то имеют в виду Муваффакуддина Ибн Кудаму, и некоторые из них имеют в виду шейха уль-Ислама Ибн Таймию. И иногда могут использовать в отношении него слово «имам».
См. «Мадхаль иля дираса аль-мазахиб уаль-мадарис аль-фикхия», 202.
Говорит имам аль-Мардави аль-Ханбали: «Если в более правильном мнении есть разногласие у наших товарищей — и это в спорных вопросах — то опираться в познании мазхаба следует на то, что сказал автор (автор «аль-Мукни» — Ибн Кудама), и Маджд (Мадждуддин Ибн Таймия — дед), и автор шарха («Большого шарха на аль-Мукни» — Абдуррахман ибн Аби Умар аль-Макдиси), и автор «аль-Фуру» (Ибн Муфлих), и автор «Каваид аль-фикхия» (Ибн Раджаб), и автор «аль-Уаджиз» (Сираджуддин ад-Дуджейли), и автор «ар-Риаятейн» (Ибн Хамдан), и автор «ан-Назм», и автор «Хуляса», и шейх Такыюддин (Ибн Таймия-внук), и Ибн Абдус в его «ат-Тазкира». — Они очистили слова предшественников и проработали правила мазхаба на основе ясного знания. А если они разногласят, то выбирается то, что предпочел автор «аль-Фуру» (Ибн Муфлих) в большинстве вопросов. А если он ограничился упоминанием разногласия, или это не из упомянутого ранее большинства вопросов, то мазхаб заключается в том, в чем единогласны два шейха, я имею в виду автора (автор «аль-Мукни» — Ибн Кудама) и Маджда (Мадждуддин Ибн Таймия). Или в чем согласился один с другим из того, что другой выбрал как правильное мнение. И это не в любом случае, однако в большинстве. И если они разногласят, то мазхаб с мнением того, с чьим мнением согласился автор «Каваид аль-фикхия», или шейх Такыюддин, или автор (Ибн Кудама), особенно, если это мнение приводится и в «аль-Кафи» (автор — Ибн Кудама); затем Маджд».
См. «Аль-Инсаф» 1/16-17.
Говорит выдающийся правовед Сулейман ибн Абдулькавий ат-Туфи аль-Ханбали: «Выбор (решающего мнения из дошедших от имама Ахмада) — это иджтихад сторонников имама Ахмада, которые пришли после него, таких как Ибн Хамид, Кады (Абу Я’ля) и его товарищи. И из ученых последних поколений — шейх Абу Мухаммад (Ибн Кудама) аль-Макдиси, да помилует всех их Аллах. Они достигли такого (высокого) уровня, которого достигли, однако надежность их выбора не будет такой же, как если известно от самого имама Ахмада его последнее мнение. И кто пришел после них, и достиг того же уровня, какого достигли они, или же приблизился к их уровню, разрешается ему проводить анализ передаваемых слов от имама Ахмада и выбирать наиболее верное из передаваемого согласно тому, к чему склоняется его (пришедшего позже) иджтихад. И он может согласиться с выбором предшествующих ученых или же пойти в противоречие им. Может поступать в соответствии с этим и давать фатвы. И в наше время из таких людей — наш шейх, имам, ученый, выдающийся обладатель знания Такыюддин Абу аль-Аббас Ахмад ибн Таймия аль-Харрани».
См. «Шарх мухтасар ар-рауда» 3/627.