Имам Ибн Хаджар и шейх аль-Худейр: Кто такой сподвижник? Положение сподвижника при вероотступничестве
21.05.2017 | 2367
من هو الصحابي؟ ما حكم الصحبة مع تخلل بالردة؟
الحافظ ابن حجر والشيخ الخضير
Говорит хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии в «Нухба аль-фикр фи мусталях ахль аль-асар», давая определение понятию «сподвижник»: «Это тот, кто встретился с пророком, мир ему и благословение Аллаха, будучи верующим в него и умер на Исламе. Даже если в его жизни было вероотступничество, согласно более правильному мнению».
يقول الإمام ابن حجر العسكلاني معرفا للصحابي في كتابه (نخبة الفكر): ((وهو من لقي النبيَّ — صلى الله عليه وسلم — مؤمناً به، ومات على الإسلام، ولو تخللت ردة في الأصح))
Поясняет шейх Абдулькарим аль-Худейр: «Его слова: «… и умер на Исламе», — исключают (из числа сподвижников) того, кто вышел из Ислама, после того как встретился с ним, будучи верующим в него, и умер будучи вероотступником. Пример этого Убейдуллах ибн Джахш и Ибн Хаталь.
Его слова: «Даже если в его жизни было вероотступничество». — То есть оно (вероотступничество) было между его (сподвижника) встречей с ним, будучи верующим в него, и между его (сподвижника) смертью на Исламе. Поистине, название сподвижника остается за ним. Без разницы, вернулся он в Ислам при жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха, или после его смерти. Независимо от того, встретился он с ним во второй раз или нет. Пример этому Аш’ас ибн Кейс. Он вышел из Ислама, затем привел его пленником Абу Бакр ас-Сиддик, и он вернулся в Ислам. Принял (Абу Бакр) от него это его возвращение в Ислам и женил на своей сестре. И никто не отказался упоминать его среди сподвижников и не отказался передавать его хадисы в сборниках, выстроенных по иснадам».
См. «Тахкык ар-рагба фи таудых ан-нухба», 175.
يشرح الشيخ عبد الكريم الخضير: