Когда можно хвалить себя?

13.10.2018 | 5796

سلطان العلماء العز بن عبد السلام: متى يجوز للإنسان أن يمدح ويزكي نفسه؟

Пишет Султан аль-уляма (Повелитель ученых), имам Иззуддин ибн Абдуссалям аш-Шафии (ум. 660 г.х.):

«Человек может похвалить себя, если есть в этом нужда. И не положено восхвалять самого себя, кроме как если в этом будет нужда.
Если, например, он направляется к какой-либо семье для сватовства и (хвалит себя), чтобы заинтересовать ее в том, чтобы за него выдали замуж.
Или чтобы уведомить, что он достоин и пригоден для получения определенных шариатских полномочий или религиозной должности, чтобы посредством этого приступить к исполнению того, что Аллах возложил на него лично (фард аль-‘айн), или возложил на него, как часть общества (фард аль-кифая). Как сказал Юсуф, мир ему: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель». (Юсуф, 55)
Может также в чем-то похвалить себя, чтобы за ним последовали в том, в чем он себя похвалил. Как со словами Усмана, да будет доволен им Аллах: «Я богател с тех пор, как принял Ислам. И не лгал. И не трогал свой половой орган правой рукой с тех пор, как дал присягу посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Но это только для сильных волей, которые обезопашены от стремления к похвалам людей за это, и за которыми принято следовать».

См. «Кауаид аль-ахкам» 2/210.

قال سلطان العلماء الإمام عز الدين بن عبد السلام الشافعي (ت. 660 هـ): «قَدْ يَمْدَحُ الْمَرْءُ نَفْسَهُ إذَا دَعَتْ الْحَاجَةُ وَلَا يَمْدَحُ الْمَرْءُ نَفْسَهُ إلَّا إذَا دَعَتْ الْحَاجَةُ إلَى ذَلِكَ مِثْلُ أَنْ يَكُونَ خَاطِبًا إلَى قَوْمٍ فَيُرَغِّبَهُمْ فِي نِكَاحِهِ، أَوْ فَيُعَرِّفَ أَهْلِيَّتَهُ الْوِلَايَاتِ الشَّرْعِيَّةَ وَالْمَنَاصِبَ الدِّينِيَّةَ لِيَقُومَ بِمَا فَرَضَ اللَّهُ عَلَيْهِ عَيْنًا أَوْ كِفَايَةً كَقَوْلِ يُوسُفَ — عَلَيْهِ السَّلَامُ -: {اجْعَلْنِي عَلَى خَزَائِنِ الأَرْضِ إِنِّي حَفِيظٌ عَلِيمٌ} [يوسف: 55] وَقَدْ يَمْدَحُ الْمَرْءُ نَفْسَهُ لِيُقْتَدَى بِهِ فِيمَا مَدَحَ بِهِ نَفْسَهُ كَقَوْلِ عُثْمَانَ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — مَا تَعَنَّيْت مُنْذُ أَسْلَمْت، وَلَا تَمَنَّيْت، وَلَا مَسِسْت ذَكَرِي بِيَمِينِي مُنْذُ بَايَعْت رَسُولَ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -، وَهَذَا مُخْتَصٌّ بِالْأَقْوِيَاءِ الَّذِينَ يَأْمَنُونَ التَّسْمِيعَ وَيُقْتَدَى بِأَمْثَالِهِمْ».

انظر: «قواعد الأحكام» 2/ 210.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (13 оценок, среднее: 4,46 из 5)
Загрузка...