Шейх Абдулькарим аль-Худейр: Учет оправдания по незнанию при такфире мусульманина, который совершил многобожие

06.06.2017 | 869

الشيخ عبد الكريم الخضير: حكم العذر بالجهل

Вопрос: Относительно оправдания по незнанию. Есть те, кто не считается с ним, и они настолько впали в чрезмерность в этом вопросе, что считают кафирами всех, кроме себя. И есть те, кто держится послаблений и заявляет, что иудеи и христиане не являются кафирами, и что все оправдываются по незнанию. Надеемся получить целительный ответ в соответствии с мазхабом приверженцев хадиса.

Ответ: «Оправдание по незнанию» — это положение известное и утвержденное среди обладателей знания. Однако они разногласят в образе доведения довода, понимания довода и устранения преграды, препятствующей его принятию.
Из них (ученых) есть те, кто говорит, что если дошел довод, то тем самым уже устранено невежество. И они не ставят условием устранение преграды, не ставят условием даже понимание довода.
А правильное мнение состоит в том, что если данный невежда, до которого не дошел довод, находится в положении иностранцев (неарабов), которые не понимают шариатские тексты, даже если он является арабом, то необходимо разъяснить и пояснить ему доводы. И многие из мусульман, к большому сожалению, говорят «ля иляха илля Ллах» и при этом упорствуют в совершении того, что нарушает формулу единобожия, по причине их невежества о том, что это дело нарушает ее.
Такому человеку нужно разъяснить, что обращение с дуа не к Аллаху и просьбы об удовлетворении своих нужд, обращенные к созданиям, в то время как никто кроме Аллаха не способен их удовлетворить — многобожие, выводящее из религии. И не выносится постановление о неверии такого человека, кроме как после разъяснения и пояснения ему.
Это что касается личностей. А что касается поступков, то говорится, что это — многобожие, и кто совершил это — совершил многобожие, однако что касается постановления о личности, то в этом следует воздерживаться до разъяснения, подходящего для этого человека.
Поэтому ты можешь увидеть в ответах шейх уль-Ислама Мухаммада ибн Абдульуаххаба, что в одном случае он оправдывает по незнанию в том-то, в другом случае не оправдывает. И нет сомнений в том, что это не является противоречием или путаницей в фатвах, однако это возвращается к разнице в положениях и обстоятельствах связанных с теми, кто желал получить фатву.
Это все относительно того, кто заявляет о своем Исламе, кто засвидетельствовал: «Ля иляха илля Ллах» и «Мухаммад расулю Ллах».
А что касается тех, кто исповедует не Ислам, как иудеи и христиане, то нет сомнений в их неверии и вечном пребывании в огне. Мы просим у Аллаха избавления (для себя от этого).

См.: http://shkhudheir.com/fatawa/1800102298

سؤال: العذر بالجهل هناك من لا يراه، ويغلو حتى يرى الناس كلهم كفار إلا نفسه، وهناك من يتميع ويزعم أن اليهود والنصارى ليسوا كفاراً وأن الكل معذور بالجهل نرجو إجابة شافية على مذهب أهل الحديث؟

الجواب: العذر بالجهل أمر معروف مقرر عند أهل العلم لكن يختلفون في كيفية بلوغ الحجة وفهم الحجة وزوال المانع من قبولها.
فمنهم من يقول: إذا بلغت الحجة زال الجهل، ولا يشترط زوال المانع من قبولها حتى ولو فهمها، والصواب أنه إن كان هذا الجاهل الذي لم تبلغه الحجة بمنزلة الأعاجم الذين لا يفهمون النصوص وإن كان عربياً فلا بد من بيانها له وتوضيحها، وكثير من المسلمين مع الأسف الشديد يقول: «لا إله إلا الله» وهو مع ذلك مصر على ما ينقض كلمة التوحيد جهلاً منه بأن هذا الأمر ناقض لها.
فمثل هذا يبين له أن دعاء غير الله وطلب الحوائج من المخلوق مما لا يقدر عليه إلا الله شرك مخرج من الملة، ولا يحكم بكفر مثل هذا إلا بعد البيان له والتوضيح، هذا بالنسبة للأفراد وأما بالنسبة للفعل فيقرر أنه شرك، وأن من فعل هذا فقد أشرك لكن الحكم على المعين يتوقف على البيان المناسب له.
ولذا تجد في أجوبة شيخ الإسلام محمد بن عبد الوهاب: أنه مرة يعذر بالجهل في هذا، ومرة لا يعذر ولا شك أن هذا ليس بتناقض ولا اضطراب في الفتوى بل هو راجع إلى اختلاف الأحوال والظروف بالنسبة للمستفتين.
هذا كله بالنسبة لمدعي الإسلام ممن شهد أن لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله، وأما من يتدين بغير الإسلام كاليهود والنصارى فلا شك في كفرهم وخلودهم في النار نسأل الله العافية.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...