Хладнокровная (однобокая) богобоязненность
21.10.2017 | 8449
У арабов есть интересное выражение, дающее описание одного распространенного и порочного вида поведения — الورع البارد — «хладнокровная богобоязненность» (ар.: «аль-уар’ аль-барид»).
Суть такого поведения в том, что человек решительно, настойчиво и показательно осуждает/отрекается/порицает что-то незначительное (чаще всего у другого), в то время как сам поддерживает или совершает нечто гораздо более предосудительное из этой же области, но не придает этому значения.
Вроде осуждения того, кто пьет воду, держа стакан в левой руке, тогда как сам осуждающий пьет спиртное, держа стакан в правой.
Вроде публичных групповых сплетен, клеветы и злословия за чей-то выслеженный и выисканный мнимый недостаток.
Вроде порывания родственных связей, если родственник слушает «не того» шейха.
В русском языке близкое значение с разных сторон отражают выражения: «псевдоморализм», «двойные стандарты», «однобокий взгляд», «поверхностность», а также поговорка про соринку в чужом глазу и бревно в своем.
Некоторые примеры хладнокровной богобоязненности от ученых.
Говорил имам Такыюддин Ахмад ибн Таймия: «Полноценная богобоязненность в том, чтобы человек знал лучшее из двух благ и худшее из двух зол. И знал, что шариат держится на достижении пользы и ее полноценности и устранении вреда и его минимизации. А кто не взвешивает сколько в совершении или оставлении дела шариатской пользы и шариатского вреда, тот может оставить совершение обязательного, совершить запретное и считать это проявлением богобоязненности.
Как тот, кто
— оставляет джихад вместе с несправедливыми правителями, считая это проявлением богобоязненности;
— оставляет совершение пятничной и групповой молитвы за имамами, у которых есть некое нововведение или нечестивые поступки, и считает это проявлением богобоязненности;
— отстраняется от принятия свидетельства правдивого человека и принятия знания от ученого по причине того, что у него есть скрытое нововведение, и считает, что его отстранение от выслушивания (принятия) этой истины, которую он обязан выслушать — что это из богобоязненности». См. «Маджму’ аль-фатауа» 10/512.
قال الإمام تقي الدين أحمد بن تيمية: «وَتَمَامُ «الْوَرَعِ» أَنْ يَعُمَّ الْإِنْسَانَ خَيْرُ الْخَيْرَيْنِ وَشَرُّ الشَّرَّيْنِ، وَيَعْلَمَ أَنَّ الشَّرِيعَةَ مَبْنَاهَا عَلَى تَحْصِيلِ الْمَصَالِحِ وَتَكْمِيلِهَا وَتَعْطِيلِ الْمَفَاسِدِ وَتَقْلِيلِهَا وَإِلَّا فَمَنْ لَمْ يُوَازِنْ مَا فِي الْفِعْلِ وَالتَّرْكِ مِنْ الْمَصْلَحَةِ الشَّرْعِيَّةِ وَالْمَفْسَدَةِ الشَّرْعِيَّةِ فَقَدْ يَدَعُ وَاجِبَاتٍ وَيَفْعَلُ مُحَرَّمَاتٍ. وَيَرَى ذَلِكَ مِنْ الْوَرَعِ كَمَنْ يَدْعُ الْجِهَادَ مَعَ الْأُمَرَاءِ الظَّلَمَةِ وَيَرَى ذَلِكَ وَرَعًا وَيَدَعُ الْجُمْعَةَ وَالْجَمَاعَةَ خَلْفَ الْأَئِمَّةِ الَّذِينَ فِيهِمْ بِدْعَةٌ أَوْ فُجُورٌ وَيَرَى ذَلِكَ مِنْ الْوَرَعِ وَيَمْتَنِعُ عَنْ قَبُولِ شَهَادَةِ الصَّادِقِ وَأَخْذِ عِلْمِ الْعَالِمِ لِمَا فِي صَاحِبِهِ مِنْ بِدْعَةٍ خَفِيَّةٍ وَيَرَى تَرْكَ قَبُولِ سَمَاعِ هَذَا الْحَقِّ الَّذِي يَجِبُ سَمَاعُهُ مِنْ الْوَرَعِ».
انظر: «مجموع الفتاوى» 10/ 512.
Пишет имам Шамсуддин Ибн Каййим аль-Джаузия: «…Ты можешь увидеть человека, который держит пост днем и выстаивает молитвы ночью и из богобоязненности (осторожности) отстраняется от того, чтобы опереться на мгновение на шелковую подушку, и в то же время распускает свой язык в злословии, сплетнях и клевете, покушаясь на честь творений…
…И многие из тех, которых ты можешь увидеть проявляющими богобоязненность (осторожность) в отношении тончайших (мельчайших) вещей из запретного, капли вина, точки наджасы размером с кончик иглы, в то же время не придают значения использованию запретных половых органов. Как передается, что некий человек уединился с посторонней женщиной, и когда пожелал приступить к прелюбодеянию сказал: «Эй ты, закрой лицо, ведь смотреть на постороннюю женщину запрещено».
И спросил один человек Абдуллаха ибн Умара об убийстве комара, а Абдуллах ибн Умар ответил: «Вы только посмотрите на этих людей. Спрашивают меня о крови комара, в то время как они убили сына дочери посланника Аллаха».
Со мной произошло подобное этой истории. Я был в ихраме (совершая хадж или умру), и подошла ко мне группа бедуинов, известных убийствами и грабежами. Они спросили меня об убийстве вши в состоянии ихрама. Я ответил: «Как же это удивительно со стороны тех, кто не проявляет богобоязненности в убийстве людей, которых Аллах запретил убивать. И эти люди спрашивают об убийстве вши в ихраме». См. «Удда ас-сабирин», с. 70-71.
قال الإمام شمس الدين ابن قيم الجوزية: «تجد الرجل يقوم الليل ويصوم النهار ويتورع من استناده إلى وسادة حرير لحظة واحدة ويطلق لسانه في الغيبة والنميمة والمفكه! في أعراض الخلق…
…وكثير ممن تجده يتورع عن الدقائق من الحرام والقطرة من الخمر ومثل رأس الإبرة من النجاسة ولا يبالى بارتكاب الفرج الحرام كما يحكى أن رجلا خلا بامرأة أجنبية فلما اراد مواقعتها قال يا هذه غطى وجهك فإن النظر إلى وجه الأجنبية حرام وقد سأل رجل عبد الله بن عمر عن دم البعوض فقال انظروا إلى هؤلاء يسألونى عن دم البعوض وقد قتلوا ابن بنت رسول الله
واتفق لى قريب من هذه الحكاية كنت في حال الإحرام فأتانى قوم من الأعراب المعروفين بقتل النفوس والإغارة على الأموال يسألوني عن قتل المحرم القمل فقلت يا عجبا لقوم لا يتورعون عن قتل النفس التى حرم الله قتلها ويسألون عن قتل القملة في الاحرام».
انظر: «عدة الصابرين وذخيرة الشاكرين»، ص. 70-71.