Виды сверхъестественных способностей и «паранормальных» явлений, связанных с деятельностью и положением людей
30.06.2018 | 5118
الإمام السفاريني: أنواع خوارق العادة
Пишет имам Шамсуддин Абу аль-‘Аун Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини аль-Ханбали:
«Все, что нарушает законы природы, делится на шесть видов.
Первый: знамение (му’джиза). О нем уже говорилось.
Второй: предзнаменование (ирхас). Это всякое необычное явление, которое предшествует пророчеству, оно служит предвестником пророчества. Знамение (му’джиза) — это то, что нарушает законы природы и сопряжено с выполнением пророческой миссии, а предзнаменование (ирхас) — предвестник пророчества, бывает перед ним, подобно истории с владельцами слона. (1)
Третий: дар (карамат). (2) Это то, что нарушает законы природы, не сопряжено с выполнением пророческой миссии, не является ее предвестником и проявляется у внешне праведного раба Аллаха, который придерживается следования за пророком. На которого (этого праведника) возложена обязанность соблюдения его (того пророка) шариата (т.е. ниспосланных законов). Который имеет правильную веру (убеждения) и совершает праведные дела, независимо от того, знает об этом даре сам этот праведный раб или не знает.
Четвертый: обольщение (истидрадж) и ловушка (макр). (3)
Пятый: помощь (ма’уна), которая проявляется по причине некоторых обычных мусульман и слабых религиозных деятелей в виде избавления их от испытаний и неприятностей.
Шестой: унижение (ихана) и презрение (ихтикар). Как произошло с Мусайлимой-лжецом, когда он протер рукой голову мальчика, и тот стал плешивым. И как он поплевал в колодец с питьевой водой, чтобы она стала лучше на вкус, а она стала очень соленой.
См. «Ляуами’ аль-анвар аль-бахия» 2/392.
____________________
(1) См. Сура «Слон» (№ 105) и ее тафсиры.
(2) Имам ас-Саффарини писал в начале этой главы: «Глава о даре приближенных Аллаха (аулия) и подтверждении этого дара. Это из суннитских убеждений, в которые обязательно быть убежденным, которые не разрешается отрицать или небрежно относиться к ним». См. «Ляуами’ аль-анвар аль-бахия» 2/392.
(3) Писал имам ас-Саффарини: «А что не сопряжено с верой и праведными делами, то является обольщением (истидрадж)». См. «Ляуами’ аль-анвар аль-бахия» 2/392.
И писал: «Сверхъестественное, которое появляется в качестве подтверждения лжи лжецов и измышлений клеветников, относится к ловушке (макр), обольщению (истидрадж), испытанию и кривизне». См. «Ляуами’ аль-анвар аль-бахия» 2/393.
قال الإمام شمس الدين أبو العون محمد بن أحمد السفاريني الحنبلي:
«((وَكُلُّ خَارِقٍ)) لِلْعَادَةِ مِنَ الْخَوَارِقِ، وَهِيَ سِتَّةُ أَنْوَاعٍ:
(الْأَوَّلُ) الْمُعْجِزَةُ وَتَقَدَّمَ الْكَلَامُ عَلَيْهَا،
(الثَّانِي) الْإِرْهَاصُ وَهُوَ كُلُّ خَارِقٍ تَقَدَّمَ النُّبُوَّةَ فَهُوَ مُقَدِّمَةٌ لَهَا، فَالْمُعْجِزَةُ أَمْرٌ خَارِقٌ لِلْعَادَةِ مَقْرُونٌ بِدَعْوَى النُّبُوَّةِ، وَالْإِرْهَاصُ مُقَدِّمَةٌ لَهَا قَبْلَهَا كَقِصَّةِ أَصْحَابِ الْفِيلِ،
(الثَّالِثُ) الْكَرَامَةُ (1) وَهِيَ أَمْرٌ خَارِقٌ لِلْعَادَةِ غَيْرُ مَقْرُونٍ بِدَعْوَى النُّبُوَّةِ وَلَا هُوَ مُقَدِّمَةٌ، يَظْهَرُ عَلَى يَدِ عَبْدٍ ظَاهِرِ الصَّلَاحِ، مُلْتَزِمٍ لِمُتَابَعَةِ نَبِيٍّ كُلِّفَ بِشَرِيعَتِهِ مَصْحُوبٍ بِصَحِيحِ الِاعْتِقَادِ وَالْعَمَلِ الصَّالِحِ، عَلِمَ بِهَا ذَلِكَ الْعَبْدُ الصَّالِحُ أَمْ لَمْ يَعْلَمْ،
(الرَّابِعُ) الِاسْتِدْرَاجُ وَالْمَكْرُ، (2)
(الْخَامِسُ) الْمَعُونَةُ كَمَا يَظْهَرُ بِسَبَبِ بَعْضِ عَوَامِّ الْمُسْلِمِينَ وَضُعَفَاءِ أَهْلِ الدِّينِ تَخْلِيصًا لَهُمْ مِنَ الْمِحَنِ وَالْمَكَارِهِ،
(السَّادِسُ) الْإِهَانَةُ وَالِاحْتِقَارُ كَمَا فَعَلَ مُسَيْلِمَةُ الْكَذَّابُ مِنْ مَسْحِهِ بِيَدِهِ عَلَى رَأْسِ غُلَامٍ فَانْقَرَعَ، وَمِنْ تَفْلِهِ فِي بِئْرٍ عَذْبَةٍ لِيَزْدَادَ حَلَاوَةً فَصَارَ مِلْحًا أُجَاجًا».
انظر: «لوامع الأنوار البهية» 2/ 392.
____________
(1) قال الإمام السفاريني في بداية الفصل: «فَصْلٌ فِي ذِكْرِ كَرَامَاتِ الْأَوْلِيَاءِ وَإِثْبَاتِهَا وَهَذَا مِنَ الْعَقَائِدِ السُّنِّيَّةِ الَّتِي يَجِبُ فِي اعْتِقَادِهَا، وَلَا يَجُوزُ نَفْيُهَا وَإِهْمَالُهَا». انظر: «لوامع الأنوار البهية» 2/ 392.
(2) قال الإمام السفاريني: «فَمَا لَا يَكُونُ مَقْرُونًا بِالْإِيمَانِ وَالْعَمَلِ الصَّالِحِ يَكُونُ اسْتِدْرَاجًا». انظر: «لوامع الأنوار البهية» 2/ 392.
وقال: «فَمَا يَصْدُرُ مِنَ الْخَوَارِقِ الْمُؤَكِّدَةِ لِكَذِبِ الْكَذَّابِينَ وَتُرَّهَاتِ الْمُفْتَرِينَ مِنْ قَبِيلِ الْمَكْرِ وَالِاسْتِدْرَاجِ وَالْمِحَنِ وَالِاعْوِجَاجِ». انظر: «لوامع الأنوار البهية» 2/ 393.