Дуа при завершении прочтения всего Корана (хатм) в таравихе. Ханбалитский фикх

07.06.2018 | 18681

Сообщения (асары) о дуа при завершении прочтения Корана вообще

Что касается чтения дуа вообще после прочтения всего Корана, то насчет этого передаются сообщения от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, и нескольких табиинов. Вот пара из таких сообщений:

Передал Ибн Аби Дауд от Катады, что он сказал: «Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, когда завершал чтение Корана, то собирал свою семью и делал дуа». Имам Мухьиддин ан-Навави аш-Шафии подтвердил достоверность в «аль-Азкар», с. 104.

روى ابن أبي داود بإسنادين صحيحين، عن قَتادَة التابعيّ الجليل الإِمام صاحب أنس رضي الله عنه، قال: كان أنسُ بن مالك رضي الله عنه إذا ختم القرآن جمع أهله ودعا. انظر: «الأذكار»، ص. 104.

И передал от аль-Хакама ибн Утейбы — имама-табиина, что он говорил: «Послали за мной Муджахид и Абда ибн Аби Любаба, и сказали: «Мы послали за тобой потому, что хотим завершить прочтение Корана. И на дуа при завершении прочтения Корана дается ответ». Сказал имам ан-Навави, что это сообщение передается по нескольким достоверным иснадам. См. «Аль-Азкар», с. 104.

 وروَى بأسانيد صحيحة، عن الحكم بن عُتَيْبَةَ — بالتاء المثناة فوق ثم المثناة تحت ثم الباء الموحدة — التابعي الجليل الإِمام قال: أرسل إليّ مجاهد وعَبْدَةُ بن أبي لُبابة فقالا: إنا أرسلنا إليك لأنّا أردنا أن نختم القرآن، والدعاء مستجاب عند ختم القرآن. انظر: «الأذكار»، ص. 104.

Что передано от пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о дуа, стоя в ночном дополнительном намазе?

Передал Муслим от Хузейфы, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я молился с пророком, мир ему и благословение Аллаха, в одну из ночей. Он начал с суры «Корова», и я сказал (в душе): «Он совершит поясной поклон после ста аятов». Но он продолжил. Я сказал (в душе): «Он сделает ракят с этой сурой», — и он продолжил. Я сказал (в душе): «Он сделает поясной поклон, когда (закончит) эту суру». Он же (после нее) начал читать суру «Женщины» и прочитал ее. Затем начал читать суру «Семейство Имрана» и прочитал ее. Он читал размеренно, и когда прочитывал аят, в котором говорится о святости Всевышнего Аллаха, то утверждал Его святость (делал тасбих), когда прочитывал аят с просьбой, то обращался с просьбой (дуа), когда прочитывал о прибегании к Аллаху, то прибегал к Аллаху (т.е. говорил: «Аузу би-Ллях…») «.

И в версии ат-Тирмизи и ан-Насаи: «Когда прочитывал аят о наказании, то останавливался и (словами) прибегал к Аллаху (от этого)».

روى مسلم عَنْ حُذَيْفَةَ قَالَ صَلَّيْتُ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ لَيْلَةٍ فَافْتَتَحَ الْبَقَرَةَ فَقُلْتُ يَرْكَعُ عِنْدَ الْمِائَةِ ثُمَّ مَضَى فَقُلْتُ يُصَلِّي بِهَا فِي رَكْعَةٍ فَمَضَى فَقُلْتُ يَرْكَعُ بِهَا ثُمَّ افْتَتَحَ النِّسَاءَ فَقَرَأَهَا ثُمَّ افْتَتَحَ آلَ عِمْرَانَ فَقَرَأَهَا يَقْرَأُ مُتَرَسِّلًا إِذَا مَرَّ بِآيَةٍ فِيهَا تَسْبِيحٌ سَبَّحَ وَإِذَا مَرَّ بِسُؤَالٍ سَأَلَ وَإِذَا مَرَّ بِتَعَوُّذٍ تَعَوَّذَ ).
ورواه الترمذي والنسائي بلفظ : ( إذا مر بآية عذاب وقف وتعوّذ ) .

Вкратце об основаниях мнения ученых ханбалитского мазхаба

С одной стороны среди приведенных выше праведных предшественников есть сподвижник, а слова и дела сподвижника — это довод согласно мнению ученых-ханбалитов. Эти сообщения и другие подобные, которые не были упомянуты, все вместе взятые свидетельствуют о том, что среди сподвижников и табиинов было известно о благе собрания при завершении прочтения Корана и дуа чтеца для присутствующих. Имам Ахмад и ученые ханбалитского мазхаба сочли, что данное положение распространяется и на завершение полного прочтения Корана в добровольном желательном намазе таравих.

С другой стороны это мнение подкрепляется и тем, что передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, как он обращался с дуа, стоя в ночном дополнительном намазе, когда в Коране была причина для этого обращения с дуа. А завершение прочтения всего Корана — это одна из причин для обращения с дуа согласно тому, что передано от Анаса ибн Малика и было известно среди табиинов.

С третьей стороны до имама Ахмада такой образ действий был принят и распространен среди праведных предшественников в двух ученых центрах того времени — в Мекке и Басре, и с этой стороны он может быть отнесен к тому виду шариата, который передается через наследуемую практику мусульман. (См. подробнее: (1) https://muntaqa.info/fprhad, (2) https://muntaqa.info/otkl) Это обстоятельство служит подтверждением того, что применение к таравиху общего положения о достоинстве общего дуа при завершении прочтения Корана является верным. Не потому, что так делали в Мекке и Басре люди, чье мнение и поступки не являются доводом, а потому, что они были имамами на страже религии, и если они настолько массово выполняли одно и то же дело, то это служит доказательством того, что они переняли его от предшественников посредством общей наследуемой практики.

Слова ученых ханбалитского мазхаба по этому вопросу

Пишет имам Муваффакуддин ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали:

«Глава о завершении прочтения Корана.
Сказал аль-Фадль ибн Зияд, что он спросил Абу Абдуллаха (Ахмада ибн Ханбаля): «Я заканчиваю прочтение Корана, мне это сделать в витре или в таравихе?» Он ответил: «Сделай это в таравихе, чтобы у нас было дуа между двумя». Я (Зияд) сказал: «Каким образом мне (это) сделать?» Он (Ахмад) ответил: «Когда закончишь прочтение последних (слов) из Корана, то подними руки перед тем, как сделать поясной поклон, и делай дуа с нами, когда мы (все) будем в молитве. И стой (с дуа) подольше». Я сказал: «Какое мне делать дуа?» Он ответил: «Какое пожелаешь». Зияд сказал: «Я поступил так, как он велел, и он был за мной, делая дуа стоя, и подняв руки».

Сказал Ханбаль: «Я слышал, как Ахмад говорил насчет завершения прочтения Корана: «Когда закончишь читать «Скажи, я прибегаю к Господу людей…» (последняя сура), то подними руки, делая дуа перед поясным поклоном». Я (Ханбаль) сказал: «К чему ты склонился в этом вопросе?» Он ответил: «Я видел как жители Мекки поступали таким образом, и Суфьян ибн Уейна (табии табиин) делал это вместе с ними в Мекке».

Сказал аль-Аббас ибн Абдульазиз (хафиз, современник Ахмада ибн Ханбаля): «Мы также застали (на этом) людей в Басре и Мекке». И передается об этом кое-что от жителей Медины. И упомянуто (кое-что) от Усмана ибн Аффана». См. «Аль-Мугни» 2/126-125.

قال الإمام موفق الدين بن قدامة المقدسي الحنبي -رحمه الله- : «فصل في ختم القرآن: قال الفضل بن زياد: سألت أبا عبد الله فقلت: أختم القرآن، أجعله في الوتر أو في التراويح؟ قال: اجعله في التراويح، حتى يكون لنا دعاء بين اثنين. قلت كيف أصنع.؟ قال إذا فرغت من آخر القرآن فارفع يديك قبل أن تركع، وادع بنا ونحن في الصلاة، وأطل القيام. قلت: بم أدعو؟ قال: بما شئت. قال: ففعلت بما أمرني، وهو خلفي يدعو قائما، ويرفع يديه، وقال حنبل: سمعت أحمد يقول في ختم القرآن: إذا فرغت من قراءة {قل أعوذ برب الناس} [الناس: ١] فارفع يديك في الدعاء قبل الركوع. قلت: إلى أي شيء تذهب في هذا؟ قال: رأيت أهل مكة يفعلونه، وكان سفيان بن عيينة يفعله معهم بمكة.
قال العباس بن عبد العظيم: وكذلك أدركنا الناس بالبصرة وبمكة. ويروي أهل المدينة في هذا شيئا، وذكر عن عثمان بن عفان». انظر: «المغني» 2/ 125-126.

Сказал шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали: «И пусть (имам) обратится с увещеванием после завершения Корана, так сказал (Ахмад)». См. «Кашшаф аль-кына'» 1/428.

وقال الشيخ منصور البهوتي الحنبلي -رحمه الله- : «(ويعظ بعد الختم) نص عليه». انظر: «كشاف القناع» 1/ 428.

Пример чтения дуа после завершения прочтения Корана в таравихе в Запретной мечети (г. Мекка)

Читает шейх Абдуррахман ас-Судейс:

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (8 оценок, среднее: 4,63 из 5)
Загрузка...