Запретным (харамом) может быть не только то, в чем содержится вред. Имам аль-Карафи
01.11.2018 | 3837
الإمام القرافي: المحرم قد لا يكون فيه مفسدة
Пишет имам Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики: «Некоторые ученые сказали, что Всевышний Аллах может запретить то, в чем нет вреда, в качестве наказания и лишения, или в качестве сугубо поклонения.
В пример первого вида можно привести запрет животных с нераздвоенным копытом и (чистого) сала для иудеев в наказание им. И если бы в этом был вред, то оно не было бы разрешено для нас, а мы более почтенны перед Аллахом, чем они. Всевышний Сам обозначил это, как приходит в Его словах: «Так мы воздали им за их бесчинства». (Скот, 146) И в Его словах: «За то, что иудеи поступали несправедливо, Мы запретили им блага, которые были дозволены им». (Женщины, 160)
А в пример запрета в качестве сугубо поклонения можно привести запрет охотиться в состоянии ихрама. А также запрет умащаться маслом, благовониями и надевать обычную одежду (в состоянии ихрама). Все это запрещено не из-за какого-то качества в них самих, а по внешней причине, как сказал другой (ученый)». См. «Аз-Захыра» 13/355.
قال الإمام شهاب الدين القرافي المالكي: «قَالَ بَعْضُ الْعُلَمَاءِ قَدْ يُحَرِّمُ اللَّهُ تَعَالَى مَا لَا مَفْسَدَةَ فِيهِ عُقُوبَةً وَحِرْمَانًا أَوْ تَعَبُّدًا
فَالْأَوَّلُ كَتَحْرِيمِ ذِي الظُّفُرِ وَالشُّحُومِ عَلَى الْيَهُودِ عُقُوبَةً لَهُمْ وَلَوْ كَانَ لِمَفْسَدَتِهِ لَمَا حَلَّ لَنَا مَعَ أَنَّا أَكْرَمُ عَلَى اللَّهِ مِنْهُمْ وَنَصَّ تَعَالَى عَلَى ذَلِك بقوله {ذَلِك جزيناهم ببغيهم} وَبِقَوْلِهِ تَعَالَى {فَبِظُلْمٍ مِنَ الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا عَلَيْهِم طَيّبَات أحلّت لَهُم}
وَتَحْرِيمُ التَّعَبُّدِ كَتَحْرِيمِ الصَّيْدِ فِي الْإِحْرَامِ وَالدُّهْنِ وَالطِّيبِ وَاللِّبَاسِ فَإِنَّهَا لَمْ تُحَرَّمْ بِصِفَتِهَا بَلْ لِأَمْرٍ خَارِجٍ كَمَا قَالَ الْغَيْرُ». انظر: «الذخيرة» 13/ 355.