Каково мнение ученых-ханбалитов о следовании только одному мазхабу? Это обязательно или запрещено?
23.09.2017 | 4386
الشيخ أحمد بن ناصر القعيمي: مذهب أئمة الحنابلة في التمذهب
Говорит шейх Ахмад ибн Насыр аль-Куайми: «Обязательно ли следование определенному мазхабу (тамазхуб) или не обязательно? Обязательно ли человеку следовать определенному мазхабу, принимая его мнения, содержащие, как облегчения, так и сложности? Каков мазхаб у ханбалитов в этом вопросе? — Они упомянули его так же. Особенность фикха в том, что это — целое государство, все в нем есть, без исключений. Каково же правовое положение тамазхуба: обязателен он или не обязателен? Каково ваше мнение? Правильно: мазхаб заключается в том, что тамазхуб не является обязательным, не является обязательным. А шейх уль-Ислам даже воздержался от решения о его дозволенности: разрешен или не разрешен. Даже имам ан-Навави… В общем, в «аль-Икна» упомянул (аль-Хаджави), что тамазхуб не обязателен.
Но это не означает оставление тамазхуба, и то, что человек может заниматься вынесением решений о более сильных мнениях в то время как он мал (в знаниях), что он может читать хадисы и извлекать из них (постановления) — всем этим он не должен себя утруждать. Не должен себя утруждать, кроме как после того, как приложит большое усердие, чтобы достигнуть этой степени. Тамазхуб — это средство, ведущее к фикху, или: ведущее к пониманию шариатских положений, извлеченных из Корана и сунны. Не так, как говорят некоторые: «С тамазхубом надо воевать, не следуй мазхабу, это только слова людей, не заучивайте их». Как сказал шейх Мухаммад (Ибн Усаймин): «Обманули нас, когда сказали: «Зад аль-мустакни» — это слова людей, не заучивайте его». — Обманули нас. Все ушло, кроме заученного «Зад аль-мустакни», о котором они говорят, что это слова людей». — Это слова шейха Ибн Усаймина.
И многие из имамов, если мы посмотрим на их жизнеописания, то увидим, что они заучивали наизусть. «Аль-Мукни», например, заучили его многие имамы. «Зад аль-мустакни» — веками ханбалиты повторяют его. Так же «Далиль ат-талиб» в Шаме повторяют и заучивают.
Это не значит, что человек должен говорить: «Это — мазхаб, а тамазхуб не обязателен, значит я буду следовать более сильным мнениям». Определение более весомого мнения — тяжелое дело. И, как сказал шейх Халид аль-Мушейкых, да хранит его Аллах: «То, что сегодня более весомое мнение (раджих), завтра уже будет менее весомым (марджух)». И вы сами видели, что есть мнения, которые прежде считались более весомыми, а сегодня считаются менее весомыми. Например о закяте с золотых украшений. В одно время давались фатвы о том, что закат с золотых украшений обязателен для женщины. А сейчас кто дает фатву с этим мнением? Есть кто, но таких мало. А большинство сейчас на мнении большинства (ученых) исламской общины. Мнение большинства в том, что не обязательно женщине выплачивать закят с этого.
Затем, что касается мнений шейх уль-Ислама: некоторые студенты выбирают мнения, которые выбрал шейх Такыюддин (Ибн Таймия), да помилует его Аллах. Шейх уль-Ислам. Если увидит, что шейх уль-Ислам склонился к какому-то мнению, то оно и есть правильное. И если увидит, что шейх уль-Ислам оставил какое-то мнение, то оно менее весомое. — Это — неправильно. Это — неправильно. Человек должен быть правдивым с Великим и Величественным Аллахом. Придерживается мазхаба некоторый период, а затем выходит за пределы и делает иджтихад. Хотя мы и говорим, что это сложнодостижимо. Иджтихад сложнодостижим. Даже имамы… Современные ученые говорят, что им далеко до него. И как ты приходишь и говоришь… Но, не проблема, пусть человек имеет надежду, чтобы достичь части из этого уровня».