Имамы ханафитского мазхаба о видах того, что можно и рекомендуется делать и говорить после каждых 4 ракатов таравиха

06.07.2017 | 1084

كلام أئمة الحنفية الذي لا يحتاج إلى التوضيح
فيما يُقترح ويُندب فعله بين الأجزاء في التراويح

Сказал «Солнце имамов» Мухаммад ибн Ахмад ас-Сарахси аль-Ханафи (ум. 483 г.х.):
«Глава четвертая о выжидании после каждых двух частей (по 2 раката) таравиха. Оно (выжидание) является желательным — так передано от Абу Ханифы, да помилует его Всевышний Аллах. Он (таравих) поэтому и назван так — из-за смысла слова «истираха» (отдых). Он (отдых) взят от предшественников и обитателей двух запретных городов. Так обитатели Мекки делают тауаф в 7 кругов между каждыми двумя частями таравиха, как нам было передано от Малика, да помилует его Всевышний Аллах».
См. «Аль-Мабсут» 2/145.

قال شمس الأئمة محمد بن أحمد السرخسي الحنفي (ت. 483 هـ): «(الفصل الرابع في الانتظار بعد كل ترويحتين) وهو مستحب هكذا روي عن أبي حنيفة رحمه الله تعالى; لأنها إنما سميت بهذا الاسم لمعنى الاستراحة وأنها مأخوذة عن السلف وأهل الحرمين فإن أهل مكة يطوفون سبعا بين كل ترويحتين كما حكينا عن مالك رحمه الله تعالى».
انظر: «المبسوط» 2/145.

Пишет имам Аляуддин аль-Касани аль-Ханафи (ум. 587 г.х.) про то, что является желательным в таравихе:
«Из них то, что имам, каждый раз как закончит одну долю (из 4 ракатов) таравиха, остается сидеть между двумя долями таравиха столько, сколько по времени занимает прочтение одной доли, и делает тасбих (Субхана-Ллах), тахлиль (Ля иляха илля Ллах), такбир, призывает благословение на пророка, мир ему и благословение Аллаха, делает дуа. Также он выжидает и после 5 доли таравиха (т.е. после 20 ракатов) по размеру одной доли, так как это унаследовано от предшественников».
См. «Бадаи’ ас-санаи'» 1/288.

كتب الإمام علاء الدين الكاساني الحنفي (ت. 587 هـ): «ومنها أن الإمام كلما صلى ترويحة قعد بين الترويحتين قدر ترويحة يسبح ، ويهلل ويكبر ، ويصلي على النبي صلى الله عليه وسلم ويدعو وينتظر أيضا بعد الخامسة قدر ترويحة ; لأنه متوارث من السلف».
انظر: «بدائع الصنائع» 1/288.

Пишет имам Камалюддин Ибн аль-Хумам аль-Ханафи (ум. 861 г.х.), комментируя слова: «Желательным в сидении между долями таравиха является размер в одну долю, и так же между пятой долей и витром, согласно обычаю обитателей двух запретных городов».
— «Было сказано: «Следовало сказать: желательным является выжидание (а не сидение) между двумя долями таравиха, потому что он привел в довод обычай обитателей двух запретных мечетей. И что касается жителей Медины, то они в это время молились каждый сам по себе 4 раката, а что касается жителей Мекки, то они делали 7 кругов тауафа и молились 2 раката после тауафа». Однако передал аль-Байхакы с достоверным иснадом, что они во время Умара (в этот промежуток) вставали (и отходили), но мы никому не препятствуем перемещаться, как он пожелает, а речь здесь лишь о размере желательном для группы (молящихся). И обитатели каждой местности выбирают: делают ли они тасбих, или тахлиль, или выжидают молча, или молятся каждый сам по себе».
См. «Фатх аль-Кадир» 1/468.

عندما شرع الإمام كمال الدين ابن الهمام الحنفي (ت. 861 هـ) في شرح الكلام التالي: «والمستحب في الجلوس بين الترويحتين مقدار الترويحة ، وكذا بين الخامسة وبين الوتر لعادة أهل الحرمين، واستحسن البعض الاستراحة على خمس تسليمات وليس بصحيح». — قال:

«( قوله والمستحب الجلوس ) قيل ينبغي أن يقول : والمستحب الانتظار بين الترويحتين لأنه استدل بعادة أهل الحرمين ، وأهل المدينة كانوا يصلون بدل ذلك أربع ركعات فرادى ، وأهل مكة يطوفون بينهما أسبوعا ويصلون ركعتي الطواف ، إلا أنه روى البيهقي بإسناد صحيح أنهم كانوا يقومون على عهد عمر ، ونحن لا نمنع أحدا من التنفل ما شاء ، وإنما الكلام في القدر المستحب بجماعة وأهل كل بلدة بالخيار يسبحون أو يهللون أو ينتظرون سكوتا أو يصلون أربعا فرادى».
انظر: «فتح القدير» 1/468.

Пишет имам Ибн Нуджейм аль-Ханафи (ум. 970 г.х.):
«(Ученые) сказали, что они (молящиеся) выбирают в положении сидения: если пожелают, делают тасбих, если пожелают, читают Коран, если пожелают, делают 4 раката в одиночку, если пожелают, то сидят молча. Мекканцы делают 7 кругов тауафа и два раката, мединцы молятся 4 раката каждый сам по себе».
См. «Аль-Бахр ар-раик» 2/75.

قال الإمام ابن نجيم الحنفي (ت. 970 هـ): «وقد قالوا أنهم مخيرون في حالة الجلوس إن شاءوا سبحوا وإن شاءوا قرءوا القرآن وإن شاءوا صلوا أربع ركعات فرادى وإن شاءوا قعدوا ساكتين وأهل مكة يطوفون أسبوعا ويصلون ركعتين وأهل المدينة يصلون أربع ركعات فرادى».
انظر: «البحر الرائق» 2/75.

Пишет большой ханафитский ученый Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи (ум. 1088 г.х.) в «Дурр аль-мухтар»:
«И выбирают между тасбихом, тахлилем, молчанием или молитвой каждого самого по себе».
Комментирует его слова «между тасбихом» имам Ибн Абидин аль-Ханафи (ум. 1252 г.х.): «Сказал аль-Кухустани (ум. 953 г.х.): «Говорится три раза: «Субхана зиль-мульки уаль-малякут, субхана зиль-ыззати уаль-азамати уаль-кудрати уаль-кибрия-и уаль-джабарут, субханаль-Маликиль-Хаййи ллязи ля ямут, суббухун куддусун Раббуль-маляикати уа ррух, ля иляха илля Ллаху, настагфиру Ллаха, нас-алюкаль-джанната уа наузу бика мина ннар», — как в (книге) «Манхадж аль-ибад».
А его (аль-Хаскафи) слова «молитвой каждого самого по себе» — то есть по четыре раката, так что он добавит (от себя) 16 ракатов (к таравиху в 20 ракатов)».
См. «Ар-Радд аль-мухтар» 2/46

كتب العلامة علاء الدين الحصكفي الحنفي (ت. 1088 هـ) في «الدر المختار»: «ويخيرون بين تسبيح وقراءة وسكوت وصلاة فرادى».

وقال الإمام ابن عابدين الحنفي (ت. 1252 هـ) شارحا لكلامه: «( قوله بين تسبيح ) قال القهستاني (ت. 953 هـ) : فيقال ثلاث مرات { سبحان ذي الملك والملكوت ، سبحان ذي العزة والعظمة والقدرة والكبرياء والجبروت ، سبحان الملك الحي الذي لا يموت ، سبوح قدوس رب الملائكة والروح ، لا إله إلا الله نستغفر الله ، نسألك الجنة ونعوذ بك من النار } » كما في منهج العباد . ا هـ .
( قوله وصلاة فرادى ) أي صلاة أربع ركعات فيزاد ست عشرة ركعة».
انظر: «الرد المختار» 2/46.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...