Шейх Али аль-Халяби о положении шейха Раби’ аль-Мадхали и последние слова шейха аль-Альбани про шейха аль-Мадхали

10.09.2017 | 10629

الشيخ على الحلبي يبين حال الشيخ ربيع المدخلي
الكلام الأخيرللشيخ الألباني في الشيخ ربيع المدخلي

Многим известно, как шейх Раби’ аль-Мадхали относится к шейху Али аль-Халяби. Длительное противостояние по вопросам джарха, табди’ и обязывания других своими джархами дошло до стадии, при которой шейх Раби’, а следом и его преданное окружение, уже называли шейха аль-Халяби заблудшим, нововведенцем, лжецом, самым худшим из приверженцев страстей, распространяя эти обвинения и на тех, кто был с ними не согласен. Были и другие описания, в том числе описание его мусульманином, который разрешает явное большое неверие. Оставляя вопрос о том, насколько правомочны, научны и оправданны такие постановления, интересует другой момент: а шейх Али аль-Халяби стал ли бросаться такими же обвинениями в ответ, или оставил претензии к шейху Раби’ в границах той области исламского знания, в которой они были изначально? Ответ на этот вопрос можно узнать из записи, перевод которой предоставлен ниже.

Шейх Али аль-Халяби: «Брат Ибрахим из Эмиратов. Я с тобой, брат Ибрахим!»
Спрашивающий: «Уа алейкум ас-салям ва рахмату-Ллах, шейх!»
Шейх: «Я говорю тебе: ассаляму алейкум уа рахмату-Ллах! Да приветствует тебя Аллах!»
Спрашивающий: «Как дела, шейх?»
Шейх: «Альхамду ли-Ллях, я в порядке, и, надеюсь, что у тебя все хорошо!»
Спрашивающий: «Пусть Аллах оберегает вас. Шейх, у меня вопрос».
Шейх: «Пожалуйста, брат, я с тобой».
Спрашивающий: «О шейх, есть один шейх из Саудии, его зовут Раби’ аль-Мадхали…»
Шейх: «Да!»
Спрашивающий: «Не могли бы вы вкратце рассказать о нем, о шейх?»
Шейх: «Да».
Спрашивающий: «Да воздаст вам Аллах добром, шейх».
Шейх: «И тебе так же. Я отвечу на вопрос брата Ибрахима из Эмиратов, который спрашивает о шейхе Раби’ аль-Мадхали. Мы сейчас в этом месте, и наша встреча открытая: о чем нас спрашивают, о том мы должны ответить в соответствии с тем, что мы считаем правильным, в чем мы убеждены. Правы мы или ошиблись — это иной вопрос, ведь все потомки Адама ошибаются, и лучшие из ошибающихся — кающиеся. Мы говорим во весь рот: шейх Раби’ аль-Мадхали из числа обладателей знания, он из ахлю ас-сунна! Из числа ревностных за сунну! И мы не обеляем его перед Аллахом. Однако, шейх Раби’ начиная с нескольких лет назад склонился к чрезмерности в джархе, критике и порочении ахлю ас-сунна. Да, шейх аль-Альбани сказал о нем 20 лет назад, или 25 лет назад(1) (а это видео от 2013 г.), что он — несущий знамя джарха и та’диля.(2) И это описание в то время было правильным. Потому что шейх Раби’ в то время опровергал нововведенцев. Помогал сунне, делая джарх тому, кто заслуживал джарх. А в наше время, к большому сожалению, шейх Раби’ направил свое знамя против ахлю ас-сунна и стал порочить их, предполагать о них наихудшее, не принимать от них их отказ (от сказанного), не истолковывать те фразы, в которых они могли оговориться, и строить на основании этого целые воздушные замки. А снисходительный шейх Абдульмухсин аль-Аббад, наш шейх и учитель, да хранит его Аллах, который является учителем шейха Раби’, его преподавателем в Исламском университете написал два послания по двум случаям в два разных времени — я не скажу, что они являются прямым опровержением шейху Раби’(3), однако они являются прямым опровержением подходу шейха Раби’, методологии шейха Раби’, о которой мы сказали, что он склонился в ней к этой чрезмерности в джарховании, на которую мы указали недавно. Затем, первое из посланий шейха называется «Проявляйте мягкость к ахлю сунна, о ахлю сунна«. В нем он оспорил шейха Раби’ и его идеи. И разъяснил его ошибку и оплошность в этом разделе. В этом разделе! — Мы с шейхом Раби’ во всех разделах! Мы с ним в его вероубеждении! Мы с ним в его возвеличивании сунны! Мы с ним в фикхе, в выборе более сильных мнений, в следовании Корану, праведным предшественникам, однако мы не с ним в этой чрезмерности в разделе джархования и бракования. А второе послание шейха аль-Аббада называется «И снова: проявляйте мягкость к ахлю сунна, о ахлю сунна». Написано по другому случаю в другое время, в ином положении, относительно другого джарха в адрес других ахлю сунна от шейха Раби’. Мы просим Аллаха, чтобы Он направлял его к успеху, почтил его, увеличил его достоинство, вернул его к тому, что является правильным, ведь Он — Слышащий и Отвечающий на дуа. Это то, что можно вкратце сказать по этой теме. Ведь по этой теме, не только о шейхе Раби’, разговор может быть очень долгим».

كثير من الناس يعرفون موقف الشيخ ربيع المدخلي وحاشيته من الشيخ علي الحلبي ويعرفون ما يصدر منهم من الطعن والسب والتبديع والاتهامات في حقه وفي حق من خالفهم في موقفهم هذا،  لكن هل قابلهم الشيخ الحلبي بنفس الأفعال؟ وما موقفه من الشيخ ربيع؟ وما هي ملحظاته عليه؟ الجواب:

(1) В той же старой записи, которая распространялась под названием «Манхадж аль-мувазанат», шейх аль-Альбани сразу же после слов о «несущем знамя» сказал: «Даже при том, что я постоянно говорю и сказал это ему по телефону несколько раз, что если бы он был более мягким в стиле речи, то это было бы полезнее для людей, будь они за него или против него. Со стороны знания нет вообще места для критики этого человека, кроме того, что я уже упомянул о том, что есть у него нечто из жесткости в методе (стиле)».

في شريط قديم بعنوان «منهج الموازنات» بعد أن وصف الشيخ الألباني الشيخ ربيعا بأنه «حامل لواء» قال: «وإن كنت أقول دائماً وقلت هذا الكلام له هاتفياً أكثر من مرة أنه لو يتلطف في أسلوبه يكون أنفع للجمهور من الناس سواء كانوا معه أو عليه ، أما من حيث العلم فليس هناك مجال لنقد الرجل إطلاقاً إلا ما أشرت إليه آنفاً من شئ من الشدة في الأسلوب«.

Затем появилось два материала от шейха Раби’ аль-Мадхали. Аудио и текст.
В аудио он признается, что шейх аль-Альбани считает его муташаддидом (слишком жестоким к людям, то ли в стиле речи, то ли в постановлениях о них), а он считает шейха аль-Альбани мутасахилем (слишком мягким к людям). Говорит шейх Раби’: «Шейх аль-Альбани считает, что мы — муташаддиды, а мы считаем, что он — мутасахиль». 

ثم ظهر التسجيل للشيخ ربيع يقول فيه أن الشيخ الألباني يراه متشددا أما هو فيرى أن الشيخ الألباني متساهل:

А в текте, опубликованном в 2003 году (после смерти аль-Альбани), шейх Раби’ аль-Мадхали своей рукой написал разъяснение, в котором пересказал содержание предыдущей цитаты из старой записи шейха аль-Альбани, и ответил на нее: «Приверженцы страстей стали использовать его (аль-Альбани) слова о том, что «в методологии (стиле) нашего брата Раби’ жестокость», которые он сказал после того как похвалил Раби’, его манхадж и описал Раби’ тем, что он несущий знамя джарха и та’диля…
… Я заметил эти козни со стороны приверженцев страстей и позвонил шейху аль-Альбани, да помилует его Аллах. Я осудил эти его слова и осудил его за эти слова, а он ответил мне со своей известной добротой и сказал, оправдываясь: «Это (мои слова) только лишь возможное видение ситуации». И сопроводил это безусловным согласием с тем, что я написал, и, особенно, с книгой «аль-Ауасым мимма фи кутуб Сеййид Кутб мин аль-кауасым»».

Этим письмом некоторые стали доказывать, что шейх аль-Альбани отказался от своих слов. Но «возможное видение» — это не отказ от своих слов, а оправдание своим словам. И к самой этой книге у шейха аль-Альбани остались претензии, как будет видно дальше из его слов.

وفي عام 2003 كتب الشيخ ربيع بيده بيانا، ذكر فيه مضمون التسجيل القديم وهو «منهج الموازنات» المنقول آنفا وذكر جوابه على ما فيه من اتهام بالشدة:

«استغل أهل الأهواء مقولته : بأن في اسلوب أخينا ربيع شدة ، قال هذا بعد مدحه لربيع ، ومنهجه ووصف ربيع : بأنه حامل لواء الجرح والتعديل …
ولقد أدركت هذا الكيد من أهل الأهواء فاتصلت بالشيخ الألباني رحمه الله وعتبت هذه المقولة ، وعاتبته عليها فقابلني بلطفه المعروف ، وقال معتذراً: هذه إنما وجهة نظر . وعقبها بالتأكيد المطلق لما كتبته ولا سيما كتاب : (( العواصم مما في كتب سيد قطب من القواصم ))».

Затем стала известна запись шейха аль-Альбани, в которой ему зачитали слова шейха Раби’ (не указав, кто автор слов) с критикой Сеййида Кутба и шейх аль-Альбани осудил их, сказав, что это слова поверхностного человека, и что в них содержатся надуманные обвинения.

Спрашивающий: «Смотрите дальше на слова того уважаемого брата (Раби’ аль-Мадхали): «А что касается того, что границы вероубеждения расширяются и расходятся так, что охватывают все стороны жизни, то на это не указывает ни Коран, ни сунна, и не сказали такого ученые Ислама».
Шейх аль-Альбани: «Это поверхностный человек».
Спрашивающий: «Эти слова неправильны?»
Шейх: Да…
Спрашивающий (продолжает читать): «»Это из того, в чем откололся Сеййид Кутб, чтобы расширить область такфира!» — Не считаете ли вы, что эти слова — приписывание другому своего вывода, который мог и не подразумеваться?»
Шейх: Да, несомненно.
Спрашивающий: «Продолжение: «Кто противоречит его манхаджу — то есть не обвиняет других в неверии — достаточно любому человеку пойти в противоречие его манхаджу и Сеййид уже желает обвинить его в неверии»».
Шейх: «Мы такого не знаем с его стороны».
Сл. «Сильсиля аль-худа уа ан-нур» 784.

ثم ظهر تسجيل آخر للشيخ الألباني وفيه قُرئ عليه شيء من رد الشيخ ربيع — بدون ذكر اسم المؤلف — على سيد قطب فنقد الشيخ الألباني في ذاك الرد بعض تقريرات الشيخ ربيع وقال في صاحب الرد أنه رجل سطحي

السائل: تابع لكلام الأخ الفاضل: «وأما أن حدود العقيدة تتسع وتترامى حتى تتناول كل جانب من جوانب الحياة؛ فهذا لم يدل عليه كتاب ولا سنة ولا قاله علماء الإسلام».
الشيخ: هذا رجل سطحي.
السائل: هذا الكلام غير صحيح؟
الشيخ: نعم…
السائل: «فهذا من شذوذات سيد قطب ليوسع به دائرة التكفير!» ألا ترون أن هذا إلزام بما لا يلزم؟
الشيخ: نعم، ولا شك.

السائل: تابع: «لمن يخالف منهجه» -أي: لا يكفر الآخرين، «مجرد أي واحد يخالف منهجه، فيريد سيد بهذا أن يكفر».
الشيخ: ما عرفنا ذلك عنه.
من «سلسلة الهدى والنور» 784.

И в 2013 году была опубликована запись, неизвестная ранее. Сделана она была в 1997 году, за два года до смерти шейха аль-Альбани, и это из того, что известно, последние слова шейха аль-Альбани про шейха Раби’. В этой записи шейх утверждает, что во всех книгах шейха Раби’ чрезмерная жестокость, и приводит пример надуманного — на его взгляд — обвинения.

Говорит спрашивающий: «Насчет шейха Раби’. Во время (моего) предыдущего визита (к тебе) мы говорили о (его) книге «Адва ислямия аля акыда Сеййид Кутб», и ты сказал, что в ней есть ужесточение. Я попросил у тебя привести доказательства этого, и ты пообещал сделать это в другой раз. Потом у нашего брата Абу Камиля я снова попросил привести доказательства, а ты ответил, что сейчас они не приходят на ум. И сейчас я хочу увидеть ужесточение к его книгах, чтобы сделать ему наставление (насчет этого)».
Шейх: «Хорошо. Ты не читал его книги?»
Спрашивающий: «Я читал его книги, но не увидел ужесточения».
Шейх: «Свят Аллах!»
Спрашивающий: «Да. Дай нам ясное доказательство его ужесточения в книге «Адва ислямия аля акыда Сеййид Кутб».
Шейх: «Не думал я, что ты будешь нуждаться в подобных доказательствах».
Спрашивающий: «Я хочу удостовериться».
Шейх: «Удостоверение уместно для тех, кто не изучал. А ты изучил его книгу от начала до конца, изучал другие его книги и не встретил ничего из ужесточения?»
Спрашивающий: «Не встретил…»

Шейх: «Хорошо. Значит ты вынашиваешь мнение доктора (Раби’), или, другими словами, вынашиваешь методологию (стиль) доктора?»
Спрашивающий: «Нет, я не вынашиваю, я только хочу увидеть ужесточение».
Шейх: «Извини, но ты сейчас, как говорят у нас в Шаме (Леванте) — «на половину вопроса нет ответа». Понял, что я имею в виду под этими словами?»
Спрашивающий: «Да».
Шейх: «Погоди. Ты сейчас вынашиваешь методологию (стиль) доктора Раби’. Послушай, брат, да наставит тебя Аллах, погоди: я имею в виду, что когда ты говоришь, что нет в его методологии (стиле) ужесточения, то ты тем самым вынашиваешь (привержен) его методологию (стиль), как же ты говоришь «нет»?»
Спрашивающий: «А так, что я отрицаю, что у него есть ужесточение, и хочу увидеть это ужесточение. Где оно?»

Спрашивающий: «Относительно этого человека — (шейха Раби’) — мы считаем, что он в благом положении, но люди сейчас говорят: «Все, шейх Насыр (аль-Альбани) сказал, что его метод неправилен, и у него есть ужесточение». И мы хотим увидеть это ужесточение, где оно?»
Шейх: «Во всех его книгах есть ужесточение!»
Спрашивающий: «Есть у вас «Адва ислямия»?»
Шейх (читает): «Вот здесь он говорит: «Это проясняет упорство Сеййида Кутба в порочении сподвижников посланника Аллаха и его упорство в крайнем социализме, который он утверждает в этой книге, и его упорство в обвинении исламских обществ в том, что они — общества джахилии (доисламского невежества), то есть неверные». — Это разве не ужесточение?»
Спрашивающий: «Где же ужесточение? В чем оно?»
Шейх: «В словах «то есть неверные»».
Спрашивающий: «Он не сказал «джахилии», не сказал…»
Шейх: «Брат, не повторяйся, да будет доволен тобой Аллах. Сосредоточься на том выражении, которое мы рассматриваем сейчас. Ты знаешь, что в достоверном хадисе сказано: «Поистине, в тебе есть джахилия». — Значит ли это, что он неверный?
Спрашивающий: «Нет».
Шейх: «Хорошо. А когда Сеййид описал свое общество тем, что оно общество джахилии, то по какому такому праву нам разрешается объяснять его слова и относить к нему мнение, согласно которому он обвиняет в неверии это общество?»
Спрашивающий: «Когда он сказал, что те муаззины, которые говорят ля иляха илля Ллах…»
Шейх: «Брат, мы сейчас здесь, не надо мне отвечать о чем-то постороннем. Брат, мы сейчас обсуждаем то выражение, которое перед нами. Для каждого выражения свои замечания, свое обсуждение и так далее. Я сейчас говорю:  разве о словах «общество джахилии» правильно будет говорить: «то есть неверное»? Если мы скажем «то есть неверное», это разве будет проявлением мягкости в отношении?»
Спрашивающий: «Что касается этого выражения, то оно неправильное. Но вот как насчет того, что было упомянуто ранее?»
Шейх: «Брат мой! Да благословит тебя Аллах! Неужели теперь мы будем заниматься упоминанием каждого его высказывания, в котором он был муташаддидом (ужесточающим действительное положение)? Ты недавно отрицал, что в его книгах есть ужесточение, и сказал, что не увидел в его книгах ничего их ужесточения. Но вот сейчас тебе было представлено кое-что из ужесточения и достаточно того, что ты сейчас это признал, это из твоих достоинств. Поэтому мы не хотим быть фанатично настроенными ни за кого-то ни против кого-то, то есть не хотим иметь ни фанатичную приверженность к какому-нибудь Зейду, ни фанатичную вражду против какого-нибудь Зейда. Не хотим быть фанатично приверженными к нашему брату Раби’, потому что истина с ним, и не хотим быть фанатично настроенными против Сеййида Кутба, потому что несостоятельность и ошибка с ним».
Сл. «Сильсиля аль-худа уа ан-нур» 915.

وفي عام 2013 تم نشر شريط للشيخ الألباني لم يكن يعرف من قبل. كان تسجيله عام 1997 أي قبل عامين إلى وفاة الشيخ، فيه كلامه الأخير في الشيخ ربيع المدخلي حسب ما يعلم. يقول فيه الشيخ الألباني أن في كل كتب الشيخ ربيع شدة وأنه متشدد في أشياء وإن كان في الجملة على الحق في رده على سيد قطب.

السائل : الشيخ ربيع في الزيارة السابقة تكلمنا عن كتاب » أضواء إسلامية على عقيدة سيد قطب » وقلتَ لي أن فيه شدة، فأنا طالبتُك بالدليل، ووعدتَني في مرة أخرى عند أخينا أبو كامل، أيضًا طالبتُك بالدليل قلت لي لا يحضرني الآن، فأريد أن أرى الشدة في كتبه حتى أنصحه.
الشيخ : طيب، وأنت ما قرأت كتبَه؟
السائل : قرأتُ كتبه لكن لم أجد الشدة.
الشيخ : سبحان الله!
السائل : نعم، أعطنا البرهان على شدته في كتابه » أضواء إسلامية على عقيدة سيد قطب «
الشيخ : أنا ما كنت أظن أنك بحاجة إلى مثل هذا الدليل.
السائل : أتثبت.
الشيخ : التثبُّت لمن لم يدرس، أما وأنتَ درستَ الكتاب من أوله إلى آ خره، ودرستَ كتبَه الأخرى ما وجدتَ شيئًا من الشدة؟
السائل : ما وجدت…

الشيخ : طيب، أنت الآن تتبنى رأي الدكتور، أو أسلوب الدكتور؟
السائل : لا أنا ما أتبنى بس أريد الشدة.
الشيخ : عفوًا أنت الآن كما يقولون عندنا في الشام نصف الكلام ما عليه جواب! فهل فهمتَ ماذا أعني بـقولي أنت الآن؟
السائل : نعم
الشيخ : فاصبر علي، أنت الآن تتبنى أسلوب الدكتور الربيع، اسمع يا أخي الله يهديك اصبر علي، أعني حينما تقول أنه لا شدة في أسلوبه إذن أنت تتبنَّى هذا الأسلوب كيف تقول لا؟!
السائل : لأني أنا أنفي الشدة عنه! وأريد أن أرى الشدة أين هي؟!

السائل : يعني هو رجل إن شاء الله نحسبه على خير فالناس يقولوا خلاص الشيخ ناصر يقول هذا أسلوبه غير صحيح وعنده شدة، فنحن نريد نرى الشدة أين هي؟
الشيخ : في كل كتبه الشدة موجودة.
السائل : عندكم » أضواء إسلامية » ؟
الشيخ : الآن هنا يقول » فهذا يبيِّن إصرار سيد قطب على الطعن في أصحاب رسول الله، وإصراره على الاشتراكية الغالية التي قررها في هذا الكتاب، وإصراره على رمي المجتمعات الإسلامية كلها بأنها مجتمعات جاهليَّة أي كافرة «. هذا مش شدة؟
السائل : وين الشدة أين هي؟
الشيخ : «أي كافرة».
السائل : ما قال الجاهلية، ما قال.
الشيخ : يا أخي لا تكرر الكلام الله يرضى عليك، خلينا في اللفظة التي نحن نتباحث فيها الآن، أنت تعرف في الحديث الصحيح ( إن فيك جاهلية ) هل هذا معناه أن هو كافر؟
السائل : لا.
الشيخ : طيب، فإذا السيد قطب وصف مجتمعه بأنه مجتمعه مجتمع جاهلي، من أين لنا أن نفسِّر وأن ننسب إليه أنه يكفِّر هذا المجتمع؟
السائل : حينما قال هؤلاء المؤذنون الذين يقولون لا إله إلا الله.
الشيخ : نحن هنا الآن، لا تجيب لي من بره يا أخي نحن نناقش العبارة التي بيننا ولكل عبارة ملاحظتنا فيها ونقاشنا فيها إلخ، أنا أقول الآن المجتمع جاهلي يقال أي كافر، نحن نقول أي كافر هل هذا لين؟
السائل : بالنسبة للكلمة هذه ما هي صحيحة، بس بالنسبة لما سبق.
الشيخ : يا أخي الله يرضى عليك يعني نحن نقول كل كلمة وكل عبارة هو متشدد فيها، أنتَ نفيتَ آنفًا أن يكون في كتاباته شدَّة وأنك ما رأيتَ فيها شيئًا من الشدة هذا شيءٌ من الشدة وحسبُك اعترافُك الآن وهذا من فضلك، ولذلك نحن لا نريد أن نتعصَّب لأشخاص ولا على أشخاص يعني لا نريد أن نتعصب لزيد ولا على زيد لا نريد أن نتعصب لأخينا الربيع لأن الحق معه ولا نريد أن نتعصب على سيد قطب لأن البطل والخطأ معه.
من «سلسلة الهدى والنور» 915.

(2) Важное пояснение шейха Зейда аль-Мадхали, что эпитет «несущий знамя джарха и та’диля» в наше время не означает «ученый в разделе джарх и та’диль» из науки хадисоведения» (الشيخ زيد المدخلي يبين أن لقب «حامل لواء الجرح والتعديل» في عصرنا لحاضر لا يعني أن صاحبه محدِّث متخصص عالم في علم الجرح والتعديل الذي هو أحد علوم الحديث): https://muntaqa.info/hamil-liwa

(3) Шейх Абдульмухсин аль-Аббад и прямо и косвенно осуждал методологию шейха Раби’ аль-Мадхали, в том числе и в названной книге (نصيحة الشيخ عبد المحسن العباد للشيخ ربيع المدخلي ونقد منهجه): https://muntaqa.info/abbadmadhali

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...